Специалист по связям с общественностью (пиарщик): кто это такой и чем занимается?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 05.03.2019
работа пиарщиком в агентстве
Источник фото freepik

В медийную эпоху репутация компании или публичной личности играет великую роль, а правильно сформированный образ – это основа успешного бизнес-проекта. Такие вещи продумываются ещё на этапе создания идеи.

Вопросы относительно имиджа, общественной и деловой позиции, поддержание позитивной репутации бренда берет на себя специалист по связям с общественностью, или пиарщик.

Как правильно: пиарщик, PR-менеджер или специалист по связям с общественностью?

Официально и в нормативных документах данная профессия именуется как «Специалист по связям с общественностью». Звучит несколько туманно и к тому же слишком длинно, поэтому в обиходе используются более короткие варианты.

Поскольку профессия специалиста родом из западных стран, то оттуда перекочевало и её название ­– PR-менеджер (сокращение от public relations – общественные отношения). В ходу сейчас именно этот англицизм, или его более простой русифицированный аналог – пиарщик (от слова – пиар). Так что по сути все три названия будут правильными, хотя последний вариант является скорее жаргонизмом.

Чем занимается пиарщик?

Специалист по пиару может работать как в бизнес-сегменте, так и на политическом поприще. Хотя во втором случае их обычно называют политтехнологами. При этом достаточно часто ему необязательно быть сотрудником той или иной компании, он может работать сам на себя, а услуги предлагать на проектной основе.

Обывателю далеко не всегда понятно, чем конкретно занимается пиарщик. Чаще всего их ассоциируют с людьми, которые уполномочены давать официальные комментарии от лица какого-либо ведомства. Однако контакты с прессой и телевидением – это лишь небольшая часть работы пиарщиков. Свободный рынок СМИ приводит к тому, что публичным людям приходится отстаивать свою позицию и защищать её от инсинуаций. Делают это они именно с помощью специалистов по пиару.

В глобальном смысле именно от них зависит, какая информация о работе компании будет появляться в СМИ, в каком ключе и под каким углом будет преподноситься, как на неё будет реагировать публика. Некоторые факты стоит тщательно скрывать от лица общественности (например, коммерческие тайны), а другие наоборот – максимально раскручивать. Очень важна роль специалистов по пиару, если нужно продвинуть какой-то новый продукт, смягчить конфликтную ситуацию или замять скандал.

Обязанности профессии пиарщика (PR-менеджера)

В должностной функционал PR-специалиста необходимо включить следующее:

  1. формирование общественного мнения;
  2. использование различных методик продвижения и информирования;
  3. наработка базы данных СМИ, активное взаимодействие с представителями СМИ;
  4. проведение PR-компаний и создание разнообразных контент-планов;
  5. ведение интернет-платформ компании (сайт, социальные сети);
  6. организация и проведение съемок;
  7. заказ и изготовление фирменной продукции;
  8. организация работы дизайнеров, SMM-специалистов, SEO и т.д.

Для того, чтобы работать по данному профилю необходимо знать следующее:

  1. основы журналистики;
  2. журналистские жанры и технологии;
  3. принципы продвижения сайтов и товаров в социальных сетях;
  4. умение работать с отчетной документацией, а также финансовыми активами;
  5. способы создания печатной и визуальной продукции;
  6. методики работы графических редакторов и программ по обеспечению;
  7. принципы ораторского искусства и риторики;
  8. иностранный язык.

Качества хорошего пиарщика (PR-специалиста)

Успешно трудиться в данном направлении могут энергичные люди с прокачанными навыками убеждения. Хорошему пиарщику требуется, что называется, иметь подвешенный язык и поставленную речь. Пригодятся также опыт работы в СМИ и понимание основ маркетинга. При этом многие работодатели отдают предпочтение специалистам, которые уже наработали собственную базу журналистов, имеют выходы на федеральные средства массовой информации.

Кроме того, обязательным условием является владение хотя бы базовыми навыками иностранного языка, а также умение использовать самые распространенные графические редакторы для того, чтобы монтировать и редактировать фотографии и видеоматериалы. Весьма часто PR-менеджеру приходится совмещать обязанности графического дизайнера, фотографа, оператора.

Кроме того, профессия требует от специалиста высокой степени выносливости, хорошего зрения, слуха, мобильность.

Место работы и условия труда

Современные пиарщики могут работать в самых разных отраслях, их услуги необходимы в:

  • рекламных агентствах;
  • средствах массовой информации;
  • издательских домах;
  • маркетинговых отделах компаний;
  • пресс-службах государственных органов.

Благодаря подобному разнообразию специалист может работать по самому разнообразному графику. Например, он может предоставлять свои услуги как фрилансер на определенный проект компании и после завершения работы либо продолжить сотрудничество, либо искать новый проект.

Нередко пиарщиков нанимают на раскрутку какого-либо массового мероприятия, конференции и т.д.

Где выучиться на специалиста по связям с общественностью?

Выучиться данной специальности возможно в высших учебных заведениях, которые имеют направления: «Журналистика», «Связи с общественностью». Кроме того, часто в эту область приходят и люди с гуманитарным и социальным образованием:

  • психология;
  • социология;
  • лингвистика;
  • маркетинг;
  • рекламное дело.

Абитуриентам по направлению «Связи с общественностью» также приходится проходить творческий конкурс (эссе на заданную тему, собеседование и т.д.).

Альтернативный вариант освоения профессии – мастер-классы, вебинары, курсов переподготовки. Наиболее полезны тематические, связанные, например, со стратегиями продвижения в интернете. Свидетельства о прохождении таких курсов могут стать дополнительным плюсом на собеседовании.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Национальная академия современных технологий

PR – менеджмент

252 часа
50 900 ₽
Программа обучения
OOO «Эдюсон»
Дистанционная

SMM-менеджер

54 часа
35 325 ₽
Программа обучения
ЧОУВО МИДИС
Очная

Управление персоналом организации - очное обучение

Программа обучения
АНО ДПО «Образовательный центр «Премьер»
Дистанционная

Организация клининговых услуг

264 часа
18 000 ₽

Карьерные перспективы для пиарщиков

Пиарщик – профессия, которая фактически не имеет ограничений по профессиональному развитию. Специалист может изучать различные техники и приемы, привлекая к своей работе интернет-технологии. Можно изучать по продвижение в соцсетях (SMM), SEO-копирайтинг, технологии организации мероприятий и т.д.

Альтернативный вариант – это продвижение по карьерной лестнице в крупной компании.

Также по мере наработки опыта PR-менеджер может работать сам на себя, предлагая свои услуги различным организациям и медийным персонам. Однако для этого нужно иметь наработанную базу контактов и связи в различных кругах.

Зарплата пиарщиков и средний заработок

У PR-специалиста, который работает в государственных организациях, средний уровень заработной платы составляет около 30 000 рублей. PR-менеджер, который знает разговорный английский, владеет графическими редакторами, а также имеет опыт работы от двух лет, может рассчитывать на заработную плату в районе 70 000 рублей.

Если же речь идет о специалисте по связям с общественностью, который имеет большой опыт работы, занимает в своем сегменте лидирующую и управленческую позицию, а также в совершенстве владеет иностранным языком, может получать оклад около 100 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии специалист по связям общественностью

Положительными моментами данной профессии можно считать следующее:

  • востребованность и престижность;
  • возможность работать в различных условиях и организациях;
  • возможность профессионального роста и развития;
  • креативная работа, наполненная разнообразными профессиональными вызовами.

Минусами профессиями можно считать:

  • ненормированный рабочий день;
  • высокий уровень стресса;
  • конфликтные ситуации;
  • требуются организаторские способности для успешной работы.
Видео
Комментарии
Всего
5
2024-03-21T17:05:00+05:00
Да, конкуренция среди PR-специалистов высока, особенно в крупных городах. Цифровизация действительно влияет на профессию, увеличивая спрос на навыки работы с социальными сетями и цифровыми стратегиями продвижения.
2024-02-21T17:04:00+05:00
Правда ли, что рынок перенасыщен PR-специалистами и трудно выделиться среди конкурентов? Я читал, что в последнее время все больше внимания придается цифровым каналам связи, наверное, это меняет требования к профессии.
2022-06-24T02:29:38+05:00
Я самостоятельно учусь на Pr менеджера. Зацепила профессия. Увидел на днях в tg канале xxmarketing пост про контекстную рекламу и что она может хорошо усилить контент-маркетинг. У кого есть опыт в этом? Правда ли?
2018-10-27T13:12:00+05:00
Некий зазывала толпы что-ли? Как глашатаи в прошлые времена.
2018-11-12T21:40:00+05:00
Ну можно и так сказать, ну только он не орет посреди улицы)