Психолого-педагогическое образование достаточно востребовано в России, однако, выпускники зачастую сталкиваются с проблемой: куда идти за трудоустройством с таким дипломом? Вариантов, как водится два: либо государственные учреждения, либо коммерческий сектор.
Кто такие педагоги-психологи
Начнем с того, что любые психологи не являются врачами, и работают они не с патологией, а с нормой. И одно из направлений профессии касается как раз работы с детьми, их воспитания, психокоррекции. На это, собственно, намекает слово «педагог» в наименовании специальности.
Иными словами, педагог-психолог — это специалист с педагогическим образованием, чья задача заключается в обеспечении психического и эмоционального благополучия детей.
По этой причине педагог-психолог должен иметь высшее образование по направлению «Психология и педагогика». Нередко на психологов переучиваются также учителя начальных классов, либо педагоги-предметники — здесь понадобится второе высшее, либо курсы профпереподготовки для педагогов.
Какие направления деятельности могут быть у педагогов-психологов
Поскольку специалист работает именно с детьми, то вся его работа строится вокруг образовательного или воспитательного процесса в различных учреждениях. Какую именно помощь он может оказывать:
Направление | Описание |
Психологическая диагностика |
В данном случае психолог оценивает уровень развития ребенка, исследует его индивидуальные особенности, предпочтения и склонности, готовность к учебе и т.д. |
Профилактика конфликтов и возможных проблем с поведением |
Педагог-психолог отвечает за то, чтобы учебный процесс шел гладко, помогает ученикам преодолеть эмоциональные трудности, справиться с нагрузками, наладить взаимоотношения с учителями и сверстниками. |
Коррекция и психическое развитие |
Ещё одно направление работы педагога-психолога, которое направлено на помощь в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала ребенка, преодоление трудностей в учебе. |
Консультации и просветительская работа |
Психолог также может проводить обучающие мероприятия для других педагогов или родителей по темам, связанным с воспитанием детей, налаживании взаимоотношений в семье и преодолении конфликтов. |
Собственно говоря, каждое из этих направлений в дальнейшем может стать хлебом педагога-психолога. Разумеется, многое зависит от места работы и от контингента, которым он занимается: дошкольники, детдомовцы, дети с гиперактивностью, аутизмом или иными диагнозами, одаренные дети и т.д.
Куда можно пойти работать с дипломом педагога-психолога
Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что у психологов, тем более выпускников без стажа, выбор мест работы невелик. Обычно они требуются в государственных учреждениях социальной помощи и образования.
Источник: Canva, kedu.ru
Дошкольные учреждения
Особенность работы психолога в детском саду в том, что дошкольники не умеют прямо выражать свои эмоции и переживания, у них не сформирована потребность в рефлексии. Поэтому многие методы взаимодействия связаны с игровым процессом.
Весьма популярна в работе с дошкольниками нейропсихология — дисциплина, направленная на выработку у ребенка потребности учиться и развитие дисциплинированности.
Психологи в детском саду часто сталкиваются с предубеждениями родителей, склонных проецировать на детей свои проблемы.
Школы
Средние общеобразовательные учреждения также по штату должны иметь хотя бы одного педагога-психолога. Здесь специфика работы несколько иная. Очень много времени специалист проводит над составлением характеристик, оценкой успеваемости детей. Однако, основные обязанности специалиста состоят в следующем:
- Помощь в адаптации детей и подростков. Педагоги-психологи помогают детям и подросткам адаптироваться к школьной среде, справляться с проблемами социализации, стрессом и эмоциональными трудностями.
- Ранняя диагностика проблем. Психологи в образовательных учреждениях могут выявлять эмоциональные, поведенческие или когнитивные трудности на ранней стадии, что помогает вовремя принять меры для их коррекции и поддержки.
- Поддержка учеников с особыми образовательными потребностями. Педагоги-психологи работают с детьми, имеющими особенности развития (например, с нарушениями в обучении, синдромом дефицита внимания, аутизмом и др.), помогая адаптировать образовательный процесс под их нужды.
- Развитие эмоционального интеллекта. В современной системе образования все больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, умению детей выражать свои эмоции и взаимодействовать с окружающими. Педагоги-психологи играют ключевую роль в развитии этих навыков.
- Снижение уровня стресса и тревожности. Учебная нагрузка, экзамены и внешние факторы могут вызывать стресс и тревогу у школьников. Педагоги-психологи помогают детям справляться с этими проблемами, что способствует улучшению их психоэмоционального состояния.
Случаются в его работе и внештатные ситуации, вроде конфликтов с учениками, их родителями и т.д. Часто ему приходится иметь дело с неблагополучными семьями. Одна из основных задач школьного психолога — вовремя распознать, что что-то идёт не так и известить органы опеки.
Также педагог-психолог в школе консультирует коллег и составляет методические материалы по работе с детьми.
Учреждения ДПО
В заведения дополнительного профессионального образования (спортивные, художественные, музыкальные школы) также требуются педагоги-психологи, либо наставники с соответствующим психологическим образованием.
В данном случае педагог сосредоточен на развитии творческих навыков у подопечных, мотивационной работе.
Органы опеки и попечительства
Ещё одно типичное место работы педагога-психолога — это органы опеки, чьи территориальные органы есть в каждом муниципальном образовании.
Здесь педагог-психолог имеет дело преимущественно с детьми, подвергшимися домашнему насилию и принудительно изъятыми из семьи. Также он участвует в судебных процессах в качестве эксперта. Типичный пример — развод и определение места проживания детей, либо законного опекуна.
Также психологи участвуют в комиссиях по делам несовершеннолетних, где дают свою оценку атмосфере в семье, развитию детей и их благополучию.
Служба патронатного воспитания
Патронаж — одна из форм воспитания детей-сирот в приемных семьях. И здесь к процессу также должны подключиться педагоги-психологи. Во-первых, они должны оценить и дать характеристику приемной семье, во-вторых, научить новоиспеченных родителей взаимодействовать с ребенком, в-третьих, проследить за психологическим и эмоциональным благополучием ребенка в новой семье.
Коррекционные учреждения
Педагоги-психологи также помогают особенным детям с такими диагнозами, как ДЦП, различными отклонениями в развитии. Цель их работы — максимально адаптировать ребенка-инвалида к условиям среды, по возможности освоить социальные и трудовые навыки.
Тем не менее, часто с такими детками, вынужденными жить в специальных интернатах, работают уже клинические психологи.
Карьера педагога-психолога
Карьера педагога-психолога – это путь постоянного роста и саморазвития. Начав с работы в школе или детском саду, педагог-психолог может продвигаться по карьерной лестнице, получая новые ответственности и опыт. Он может стать ведущим специалистом в своей организации, руководить отделом психологической помощи, а в дальнейшем даже занять пост заместителя директора по воспитательной работе.
Также он может перейти в другие сферы применения психологических знаний, например, в консалтинг, реабилитационные центры или организации, занимающиеся психологической помощью взрослым. На каждом уровне карьеры педагогу-психологу необходимо постоянно повышать квалификацию, изучая новые методы и подходы к решению психологических проблем.
Востребованность педагогов-психологов
Профессия педагога-психолога в современном мире становится все более востребованной. Это связано с увеличением внимания к психологическому здоровью детей и подростков, а также с повышением требований к качеству образования.
Педагоги-психологи необходимы в школах, детских садах, центрах психологической помощи, реабилитационных центрах, а также в организациях, занимающихся профилактикой правонарушений и социальной адаптацией несовершеннолетних. Кроме того, увеличивается спрос на услуги педагогов-психологов в частном секторе, в особенно в семейном консультировании и корпоративном тренинге.
Альтернативные варианты работы для педагога-психолога
Минус работы в госучреждениях очевиден: много обязанностей, бумажной работы и не самая высокая зарплата. Так, педагог-психолог в образовательных организациях в среднем зарабатывает около 25000 рублей в месяц, что для России просто смехотворная сумма.
Что делать? Идти в коммерческий сектор. Какие могут быть варианты:
- Корпоративный психолог с функциями бизнес-тренера или коуча;
- Психолог в частные школы, гимназии и детские сады;
- Центры психологической помощи, занимающиеся работой с детьми и семьями.
Работа в частных организациях, определенно, прибыльнее и в среднем заработок составляет 60000 рублей. Однако есть и свои подводные камни: во-первых, клиент за свои деньги будет требовать определенного результата, во-вторых, деятельность может оказаться не совсем по тому профилю, на который вы рассчитывали, в-третьих, нужно будет научиться определенным методикам, принятым именно в этой деятельности. Кроме того, на работу в частные организации обычно ждут людей с наработанным опытом и стажем.
Ещё один немаловажный момент: придется выстраивать личный бренд и повышать узнаваемость, что весьма важно для тех, кто ведет частную практику.