В мире немало творческих и технических профессий. Однако ещё больше таких, где творчество и техническая подкованность пересекаются. Особенно их много в сфере театрального искусства, на телевидении, в кинопроизводстве: звукорежиссеры, операторы, монтажеры – всё это творческие работники с серьезными познаниями в технике.
Сюда же стоит отнести ещё одну востребованную профессию – осветителей, или специалистов по правильной расстановке освещения.
Итак, из названия специальности понятно, что осветитель или по-простому световик – это сценический рабочий, который отвечает за работу освещения на съемочной площадке. Основная задача – выставление нужного света в соответствии с творческим замыслом режиссера.
Такие специалисты незаменимы при организации концертов, праздников, на телевидении, в театральных постановках. Опытные осветители могут организовывать собственное световое шоу.
Часто также осветитель разрабатывает схему освещения совместно с остальными работниками сцены, но, как правило, задачу ему ставят режиссер и главный оператор. Нередко осветителю приходится в одиночку монтировать всё оборудование, а затем разбирать его. Впрочем, на больших мероприятиях осветитель, как правило, работает с помощниками.
Обязанности осветителя на площадке:
Погрузочно-разгрузочные работы и упаковка светового оборудования;
Монтаж софитов, кабелей, стоек и прочего оборудования, а затем его демонтаж;
Обслуживание приборов освещения (протирка линз, проверка исправности кабелей, смазка штативов, замена ламп освещения и т.д.);
Починка сломанного оборудования;
Изготовление аппаратов для световых эффектов;
Выставление приборов по световой партитуре и управление ими во время постановки, спектакля, музыкального концерта;
Расстановка освещения и управление командой осветителей;
Программирование сложных схем освещения и их переключение с компьютерного пульта.
Как видим, обязанностей у специалиста хватает. При этом их количество по мере набора опыта только возрастает.
Нередко осветителю приходится работать на открытом воздухе, если речь идет о выездных концертах, фестивалях или съемках на натуре.
Подобная работа предполагает постоянный контакт с людьми творческих профессий (музыкантами, режиссерами, актерами), участие в репетициях и ненормированный рабочий день. Одним словом, у осветителя масса обязанностей и довольно напряженный график. Зарабатывают они чаще всего, исходя из количества отработанных часов (числа спектаклей, концертов, съемочных дней).
Практически всегда осветителям приходится выполнять работу электриков, подсобных рабочих и грузчиков. Особенно, если речь идет о небольшом театре или частной студии.
Часть специалистов предпочитают вообще не трудоустраиваться официально, а зарабатывать на фрилансе. Услуги осветителей востребованы при организации, например, детских праздников, городских концертов, а нередко и крупных фестивалей.
Начинающий осветитель вряд ли может рассчитывать на собственные контракты – скорее всего ему доверят лишь вспомогательные работы. Однако опытный специалист вполне может дорасти до художника по свету, наработать клиентскую базу и таким образом зарабатывать себе на жизнь. Опять-таки заработок осветителя на фрилансе напрямую зависит от количества заказов, предполагает постоянные разъезды в любое время дня.
Опытный световик может устраивать собственные световые шоу, выступать на международных фестивалях. Это вершина карьеры специалиста, которая гарантирует ему стабильную прибыль и заработок. Однако до таких вершин ещё предстоит дорасти.
Источник фото frimufilms/freepik
Чтобы успешно работать осветителем, требуется немало технических познаний, а также творческая жилка.
Во-первых, нужно отлично разбираться в электротехнике и принципах работы осветительных приборов. Во-вторых, уметь всё это вовремя починить, быстро настроить, вовремя перенести на нужное место и включить. В-третьих, следует понимать, как то или иное освещение влияет на художественный замысел постановки, концерта или фильма. А здесь, как ни крути, нужен эстетический вкус и понимание замысла режиссера.
Нередко в технической бригаде во время постановки работает целая бригада осветителей, так что очень важны их скоординированные действия и четкое выполнение команд.
Очень важны для техника-осветителя такие качества как:
дисциплинированность;
исполнительность;
ответственность;
трудолюбие;
умение работать в команде;
острое зрение;
правильное восприятие цветов, умение различать оттенки.
Что немаловажно для осветителя, это выносливость и хорошее здоровье, учитывая, что ему приходится вручную перетаскивать ящики с аппаратурой, распаковывать её и монтировать. Таким образом, осветителями чаще всего работают мужчины.
Курсы подготовки осветителей довольно легко найти в интернете. Они, как правило, длятся от полутора до трех месяцев с обязательной практикой. Слушателям преподают основы электротехники, рассказывают про основные виды осветительной аппаратуры, марки ламп, кабелей и т.д. Также дают навыки настройки и обработки линз, штативов, тубусов, установки оборудования и её переноса по площадке.
Но строго говоря, специальное образование для такой работы не нужно. Достаточно разбираться в электротехнике и уметь настраивать осветительную аппаратуру. Однако для работы весьма желательно иметь специальность и удостоверение электрика с соответствующими допусками.
На рынке труда не так много вакансий подобных специалистов. Как правило, через сайты по поиску работы ищут работников театры или телевизионные компании. В этом случае можно рассчитывать на официальное трудоустройство и полную занятость, однако, и зарплата оставляет желать лучшего – в районе 15-20 тысяч рублей.
Гораздо чаще осветители работают по договору найма на различных проектах от гастролей музыкальных групп до работы на свадьбах и детских праздниках. Здесь все очень индивидуально. Хороший осветитель имеет возможность самостоятельно назначать плату и работать по фиксированному тарифу. Это одновременно и преимущество, и недостаток, поскольку специалист сильно зависит от количества клиентов.
У данной специальности есть ряд очевидных плюсов:
интересная творческая работа;
тяжелые условия труда, требуется большая выносливость;
маленькая зарплата при официальном трудоустройстве;
постоянный контакт с электротехникой, риск травм и гибели;
ненормированный график, постоянные переработки;
зависимость от количества заказов/гонораров/отработанных дней.