Железнодорожный транспорт по праву считается самым быстрым и экономически выгодным. На сегодняшний день существует и активно используется техника самых разных видов и функциональных предназначений: паровозы, тепловозы, электровозы, поезда.

Тепловозом принято называть автономный локомотив, который оснащен двигателем внутреннего сгорания. С момента своего возникновения тепловозы претерпели значительные изменения, став быстрее и экологические выгоднее, поэтому они строятся и используются во всём мире. А управлять ими имеют право только квалифицированные специалисты, прошедшие обучение, – машинисты тепловоза.

Описание профессии

mashinist

Машинист тепловоза – это рабочий, который имеет необходимые знания для технического обслуживания, для проведения ремонтных работ, а также эксплуатации. В его обязанности входит проводить подготовку машины для выхода на маршрут. Для этого машинист проводит замеры топлива, воды и масла, проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы. Конечно, еще одним условием являются знания по правилам безопасности при обращении с транспортном на автоматическом управлении.

Подобная работа не предполагает нормированный рабочий день или легкие условия труда. В связи с этим машинист тепловоза должен быть готов к задержкам на остановках по различным причинам. А во время рейса на специалиста не только оказывается значительное психологическое давление, но имеют место и серьезные физические нагрузки. Поэтому на должность машиниста работодатели предпочитают чаще всего брать именно мужчин.

До получения допуска к самостоятельной работе машинисту тепловоза необходимо пройти медицинскую комиссию. Впоследствии подобные осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. Если будут обнаружены отклонения по основным показателям или в крови будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе.

Также перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист должен проходить регулярно.

На машиниста тепловоза во время исполнения должностных обязательств может быть оказано следующее негативное воздействие: острые края подвижных элементов машины, повышенный уровень шума, высокая температура в кабине машиниста, чрезмерное увлажнение поверхности, по которой перемещается рабочий. И для того, чтобы минимизировать подобное воздействие рабочему необходимо использовать специальную одежду, а также средства индивидуальной защиты.

Чаще всего в паре с машинистом тепловоза работает помощник, с которым специалист делит нагрузку. Обычно в качестве помощника машиниста выступает молодой специалист, который еще не имеет допуска к самостоятельной работе и проходит стажировку. Поэтому во время рейса машинисту необходимо контролировать не только дорогу, показания приборов, но и деятельность своего помощника, при необходимости давать ему инструкции, подсказки.

Где можно выучиться профессии машинист тепловоза?

mashinist

Работа в качестве машиниста требует наличия профильного образования, которое возможно получить в среднем специальном образовательном учреждении. Для того, чтобы поступить на выбранное направление, необходимо сдать экзамены, а также пройти медицинскую комиссию. Если показания по здоровью абитуриента не соответствуют заявленным нормам, он не может быть допущен к обучению.

При этом для поступления необходимо не только сдать экзамены по различным школьным дисциплинам, но и пройти медицинское обследование. К обучению не допускаются лица с неудовлетворительными показаниями по здоровью.

Но и наличие диплома об образовании не дает возможности получить должность машиниста и начать управлять тепловозом. Для получения допуска к самостоятельной работе необходимо успешно пройти стажировку в качестве помощников машинистов. В среднем подобная стажировка может занимать около года.

Поскольку у профессии есть только один уровень квалификации, то курсов повышения квалификации, как таковых, не существует. Если специалист стремится к дальнейшему развитию, он может либо переключиться на административную деятельность, либо выучиться на новую специальность.

Разряды профессии машинист тепловоза

У специальности машинист тепловоза отсутствует разрядная сетка. Иными словами, после обучения рабочий получает удостоверение, где указана квалификация – машинист тепловоза.


Личностные качества профессии машинист тепловоза

mashinist

Тепловоз – это транспортное средство повышенной опасности. Оно требует повышенного внимания и предельной осторожности не только со стороны водителя, но и со стороны других участников дорожного движения. Таким образом, самыми главными качествами для машиниста тепловоза являются внимательность, наблюдательность, ответственность и осторожность. Специалист должен быть готов к длительному нахождению за пультом управления, при этом он не должен терять сосредоточенность.

При подобной работе стрессовые ситуации не будут редкостью, поэтому машинист должен уметь сохранять спокойствие, а в случае возникновения нестандартных ситуаций не терять хладнокровия и действовать по инструкции.

Кроме того, машинист работает в паре с помощником, который чаще всего неопытный машинист. Поэтому ему необходимо уметь общаться, объяснять рабочие моменты, принципы устройства того или иного механизма.

Заработная плата профессии машинист тепловоза

Специалисты данной профессии имеют весьма высокий ежемесячный уровень дохода. Так, квалифицированный специалист с опытом работы от двух лет может заработать около 100 000 рублей. Кроме того, машинист тепловоза без опыта работы числится в качестве помощника, а его оклад варьируется в районе 30 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии машинист тепловоза

К положительным сторонам профессии необходимо отнести следующее:

  • востребованность на рынке труда;

  • высокий уровень заработной платы.

К отрицательным сторонам профессии следует отнести:

  • тяжелые условия труда;

  • преимущественно мужская работа;

  • отсутствие перспектив карьерного роста.

Видео: Машинист тепловоза: незаменимый сотрудник железной дороги

Читайте также:

Профессия проводник — кто это?

Профессия проводник — кто это?

Железная дорога по-прежнему остаются наиболее дешевым способом путешествий в России. Несмотря на продолжительность, в некоторые регионы до сих пор проще доехать на поезде, нежели на самолете. Ну а при долгих поездках на первый план выходит комфорт и безопасность. Обеспечивать их в том числе должен специально обученный персонал пассажирских вагонов – проводники.
7.5К
Какие есть обязанности у помощника машиниста тепловоза?

Какие есть обязанности у помощника машиниста тепловоза?

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект, который требует неусыпного контроля. Самое сложное здесь, конечно, подвижной состав и локомотивы. Их надо обслуживать, содержать в исправности, контролировать движение. Разумеется, не каждый машинист в одиночку может справиться со всеми этими задачами. Именно по этой причине на железной дороге запрещено водить составы в одиночку. Незаменимым спутником машиниста является его помощник.
13К
Осмотрщик вагонов: чем занимается и сколько зарабатывает

Осмотрщик вагонов: чем занимается и сколько зарабатывает

Железнодорожные перевозки не теряют своей актуальности. Ежегодно этим видом транспорта направляют тонны грузов и пользуются тысячи пассажиров. В транспортной сфере появляются новые элементы, совершенствуются технологии и сами специалисты. Профессия осмотрщик вагонов за годы существования не изменила своей сути и по-прежнему остается важной и нужной.
15К
Новый комментарий