Профессия Конфликт-менеджер: в чем её суть, обязанности, обучение

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 09.11.2022 Обновлено 15.06.2025
Профессия Конфликт-менеджер: в чем её суть, обязанности, обучение
Designed by yanalya/freepik

В рабочих процессах неизбежно возникают противоречия и споры, а это может отрицательно сказаться на эффективности компании, или вовсе похоронить любое начинание. Дабы этого не случилось, конфликты желательно гасить ещё до их начала.

Описание профессии

Конфликт-менеджер — это специалист компании, который занимается предупреждением и разрешением конфликтов различного уровня между сотрудниками коллектива. Он по сути является посредником между работниками в спорных вопросах, присматривая за ситуацией со стороны.

Основная же задача конфликт-менеджера заключается в том, чтобы поддерживать хороший морально-психологический климат в коллективе и вовремя перенастраивать процессы взаимодействия, чтобы команда работала сплоченно и продуктивно.

Со стороны выглядит так, будто конфликт-менеджер — этакий надсмотрщик, но на самом деле его работа должна быть незаметна. Умение гасить конфликты в зародыше достаточно тонкое искусство, которое требует и немалого дипломатического таланта, и предупредительности.

В России конфликт-менеджмент пока не слишком распространен, но в западных компаниях такие специалисты работают в штате любых крупных компаний. У нас же чаще практикуют привлечение со стороны специалистов по тимбилдингу или конфликтологов.

Тем не менее, ситуация понемногу меняется, и по крайней мере некоторым элементам конфликт-менеджмента учат и HR-специалистов, и руководителей подразделений.

Конфликтолог и конфликт-менеджер: в чем разница?

Конфликтолог и конфликт-менеджер: в чем разница?

Источник: kedu.ru

На первый взгляд речь об абсолютно идентичных специальностях, но между ними есть существенные различия:

  • Конфликт-менеджер занимается исключительно корпоративными конфликтами;
  • Конфликтолог работает с семейными парами, коллективами любого уровня, друзьями и родственниками;
  • Конфликтологи занимаются более научно-исследовательской, нежели прикладной работой, то есть изучают причины возникновения конфликтных ситуаций на различных уровнях и в разных сферах деятельности;
  • Конфликт-менеджеры следуют конкретным методологическим подходам, разработанным для бизнес-среды.

Что делает конфликт-менеджер на рабочем месте

В целом, неважно — присутствует отдельный специалист в штате, или его функционал возложен на менеджер по персоналу, задачи у них плюс-минус похожи:

  1. Оценка психологического климата в коллективе, выявление противоречий;
  2. Изучение личных дел специалистов, психологическое тестирование при приеме на работу;
  3. Проработка стратегий и тактик разрешения конфликтов в типовых ситуациях;
  4. Выявление потенциально конфликтных точек при наблюдении за работой коллег;
  5. Поиск компромиссных решений при наличии какой-либо конфликтной ситуации;
  6. Разработка поведенческих программ для предотвращения похожих конфликтов в будущем;
  7. Работа над снижением коллективного стресса, помощь в психологической разрядке;
  8. Отчеты для руководства компании о морально-психологическом климате в коллективе;
  9. Тренинги и обучающие семинары по улучшению взаимодействия и повышению эффективности.

Конфликт-менеджера также могут привлекать со стороны. Это происходит, как правило, когда ситуация зашла уже слишком далеко и напрямую влияет на продуктивность работы, тормозит бизнес-процессы и наносит компании убытки.

В этом случае основная цель специалиста — разобраться в мотивах поведения каждого из участников конфликта, локализовать в сколь бы то ни было приемлемом варианте и тем самым минимизировать ущерб. Желательно при этом не доводить до увольнения или по крайней мере сохранить наиболее ценных работников в коллективе. Самое важное, сделать так, чтобы конфликтные ситуации не повторялись в дальнейшем и научить руководителей грамотно их купировать.

Важные качества и навыки

Если говорить о профессиональных навыках, то конфликт-менеджеру в первую очередь нужны:

  • Управление коллективом;
  • Основы делопроизводства;
  • Ведение деловой переписки;
  • Психолого-педагогическая подготовка.

Личностные качества важны в не меньшей степени:

  1. Эмпатия;
  2. Умение слушать и слышать;
  3. Дипломатичность;
  4. Настойчивость;
  5. Аналитические способности;
  6. Стрессоустойчивость.

Обучение на конфликт-менеджера

Образование, которое требуется такому специалисту, так или иначе связано с психологией, поэтому наиболее подходящая специальность — «Конфликтология». Возможно также базовое психолого-педагогическое образование с переподготовкой в области конфликтологии.

«Управление персоналом» также может подойти в качестве базовой специальности, однако, опять-таки потребуется дополнительное образование в сфере разрешения конфликтов.

Курсы конфликт-менеджеров с нуля обычно разрабатываются для руководителей компаний или структурных подразделений, а также для менеджеров по персоналу. Их достаточно много, в том числе и онлайн-обучение.

Зарплата конфликт-менеджера в 2025 году

Средняя зарплата конфликт-менеджеров соответствует заработку психологов: в частных компаниях она может достигать 120000 рублей в месяц (Москва), либо 80000 рублей в месяц (провинция).

Если специалист ведет частную практику и привлекается на временной основе, его гонорар обычно зависит от опыта и объема проделанной работы. Здесь конфликт-менеджер выставляет собственные расценки.

Плюсы и минусы профессии конфликт-менеджера

Плюсы Минусы
  • Перспективность
  • Интересная работа
  • Высокая зарплата при наличии опыта
  • Возможность работать на себя
  • Малая востребованность
  • Ответственность
  • Требуется стрессоустойчивость
Вопрос — ответ
Кто такой конфликт-менеджер и какие у него основные задачи?

Чем конфликт-менеджер отличается от конфликтолога?

Как конфликт-менеджер помогает в разрешении уже существующих конфликтов?
Комментарии
Всего
5
2025-06-15T00:00:00+05:00
Мне бы такого человека на прошлую работу, а то у нас одни срачи были))
2025-04-30T19:59:27+05:00
Звучит как "психолог для офиса", только без диплома. Переименовали и придумали новую профессию
2024-09-17T17:24:00+05:00
Отличная статья! Никогда не думал, что существует отдельная профессия для решения конфликтов на работе. Интересно, когда у нас начнут повсеместно внедрять таких специалистов, ведь проблемы в коллективе есть в каждой компании.
2024-08-28T17:27:00+05:00
Я работаю HR, и скажу честно, что часть обязанностей конфликт-менеджера мы и так выполняем. Но, конечно, было бы круто, если бы был отдельный человек, который только этим и занимается. Сотрудники бы чувствовали себя спокойнее.
2024-08-08T17:27:19+05:00
Классная идея — предотвратить конфликт, прежде чем он перерастет в серьёзную проблему. Часто ведь из-за мелочи накапливается негатив, а потом уже не знаешь, как с этим справиться. Конфликт-менеджер явно бы помог.
Читайте также
Все статьи