В отрасли продаж немало профессий, которые не связаны с реализацией товара. Однако без этих специалистов невозможно ни продать что-либо, ни увеличить прибыль.
Так сложилось исторически, что продукции на рынке много, а между производителями идет бесконечная война за кошелек потребителя. Нужно каким-то образом выгодно отличаться от конкурентов, иметь собственное громкое имя, которое было бы на слуху у широкой аудитории. И вот тут на помощь приходят специальные профессионалы — бренд-менеджеры.
Что такое бренд?
Для начала нужно определиться с тем, что такое бренд и зачем вообще он нужен. Многие ошибочно полагают, что бренд – это название или марка продукта. Однако в действительности термин куда шире и многообразнее. Бренд – это «имя и лицо» товара, некий образ, который мгновенно всплывает в голове покупателя, если произнести название. При этом потребитель может даже не знать компанию, которая товар производит, но вот его марку и рекламное имя узнает всегда. Иными словами, бренд должен вызывать стойкие ассоциации в голове у любого покупателя.
Мировые бренды тому яркий пример. Snickers – это шоколадный батончик с арахисом, который ты ешь, когда голоден. Pampers – это детские подгузники, имя которых и вовсе стало нарицательным. Теперь почти все родители, не заморачиваясь, называют подгузники «памперсами».
Некоторые бренды не настолько прямолинейны, но все равно крайне узнаваемы. Например, Mercedes – это марка машин премиального сегмента, которая ассоциируется одновременно с роскошью, комфортом и надежностью. А вот Bentley уже вызывает стойкие ассоциации не просто с премиальностью и престижностью, но и с аристократизмом.
Итак, мы выяснили, что бренд – это комплексное понятие.
Оно включает в себя:
- марку и название продукта;
- логотип;
- слоган;
- узнаваемую цветовую гамму;
- хорошую репутацию (одобрение) у потребителя.
Хороший бренд – залог успеха любого товара и услуги. И, как следствие, залог стабильного спроса и роста прибыли. Вот именно за всем этим и следит бренд-менеджер.
Источник: Napkin AI, kedu.ru
Чем конкретно занимается бренд-менеджер?
Как мы понимаем, формирование бренда и создание положительной репутации товара – это целая технология. Бренд должен выступать своего рода гарантией того, что товар не ухудшится и испортится со временем.
Бренд-менеджер — это тот, кто гарантирует устойчивость бренда. Но на самом деле это только часть его работы. Он отвечает за все этапы – от разработки до поддержания торговой марки.
К слову, многие путают профессии маркетолога и бренд-менеджера. В небольших компаниях эти должности действительно может совмещать один человек, однако, в крупных обязанности принято делить на двоих. Маркетолог в этом случае занимается решением насущных проблем: продумывание рекламной кампании, раскрутка в интернете, разработка рекламных материалов и т.д. Бренд-менеджер же руководит процессом и решает стратегические задачи, то есть определяет, к какому потребителю в конце концов придет товар и как к нему будет обращаться.
Обязанности бренд-менеджера
Исходя из всего вышесказанного, основная задача специалиста – это планирование.
Чтобы эффективно им заниматься, бренд-менеджер исполняет обширный круг функций и обязанностей:
- заказывает социологические исследования по восприятию продукта на рынке. Это нужно, чтобы выяснить, какая категория населения его покупает, довольна ли она его качеством, что предпочитает и т.д.;
- проводит анализ конкурирующих брендов и продуктов, изучает их свойства (цена, упаковка, дизайнерские решения и т.п.);
- разрабатывает рекламную стратегию и подбирает оптимальные площадки для продвижения;
- прорабатывает программу лояльности и привлечения клиентов (системы скидок, льгот для отдельных категорий, накопительные баллы и т.д.);
- участвует в ценообразовании на товар или линейку продуктов;
- занимается выводом новых продуктов на рынок (брендинг), либо переоформлением старых (ребрендинг);
- обучает менеджеров по продажам, объясняет им суть бренда, ставит задач и учит как нужно позиционировать продукт перед потребителем;
- контролирует мерчендайзинг продукта;
- разрабатывает айдентику (корпоративный стиль) компании;
- ведет договорную работу, налаживает контакты с подрядчиками и контрагентами.
Иными словами то, чем занимается бренд-менеджер – это руководство коллективом, который отвечает за организационную работу.
Дополнительные обязанности бренд-менеджера
Зачастую специалист применяет свои знания и умения для другой деятельности, специфика которой отличается в зависимости от требований работодателя:
- Разработка и наполнение интернет-сайта.
- Написание и публикация пресс-релизов, новостей и статей.
- Участие в партнерских программах и отраслевых выставках.
В обязанности бренд-менеджера входит постоянное контактирование с самыми разными людьми: дизайнерами, программистами, конструкторами, технологами, менеджерами. В его подчинении, как правило, есть маркетологи и личные помощники.
Требования к навыкам бренд-менеджера
Профессия бренд-менеджера и его круг обязанностей со стороны кажутся весьма туманными, однако, без его работы никакие успешные продажи невозможны. От его решений зависит, будет ли бренд успешным, и в конечном итоге – увеличится ли прибыль компании. В истории немало случаев, когда от ошибок бренд-менеджеров в конечном итоге страдала репутация всей фирмы.
Поэтому профессия бренд-менеджера подразумевает серьезные познания во множестве различных областей:
- рекламы и пиара;
- медиапланирования;
- маркетинга;
- дизайна;продвижения в интернете и социальных сетях (SMM).
Бренд-менеджер должен разбираться в рынке и той нише, в которой предполагается продвигать продукт. Разумеется, он должен досконально знать и свойства самого товара.
Но самое главное качество хорошего профессионала – креативность, нестандартные ходы и одновременно с этим системное мышление. Управленческие навыки, умение сплотить команду и правильно поставить задачу исполнителям – тоже обязательное условие.
Направления работы бренд-менеджера
Существуют различные направления работы в бренд-менеджменте, каждое из которых имеет свои уникальные особенности и фокус. Рассмотрим наиболее распространённые из них:
- Продуктовый бренд-менеджер. Продуктовый бренд-менеджер сосредотачивается на продвижении конкретного товара или линейки продуктов. Он занимается разработкой стратегии позиционирования продукта, анализом целевой аудитории, планированием маркетинговых активностей и контролем за тем, чтобы продукт соответствовал ожиданиям клиентов. В его обязанности также входит работа с ассортиментом, мониторинг конкурентов и адаптация продукта к изменениям рынка.
- Корпоративный бренд-менеджер. Эта специализация направлена на управление брендом компании в целом, а не конкретным продуктом. Корпоративный бренд-менеджер формирует и поддерживает имидж компании, заботится о её репутации, строит отношения с внешними и внутренними стейкхолдерами, включая инвесторов и сотрудников.
- Бренд-менеджер в сфере digital. С ростом цифрового маркетинга и онлайн-коммуникаций появилась потребность в бренд-менеджерах, специализирующихся на digital-среде. Эти специалисты работают с продвижением бренда в интернете, включая социальные сети, сайты, платформы электронной коммерции и другие каналы.
- Бренд-менеджер в сфере B2B. Работа бренд-менеджера в секторе B2B (бизнес для бизнеса). Здесь специалисты строят бренд, ориентированный на корпоративных клиентов. В их задачи входит создание долгосрочных отношений с клиентами, участие в отраслевых выставках, конференциях, подготовка специализированных предложений и выстраивание репутации компании в профессиональном сообществе.
- Бренд-менеджер в сфере luxury. Эта специализация ориентирована на бренды, работающие в сегменте роскоши: люксовая мода, автомобили премиум-класса, ювелирные изделия и т.д. Бренд-менеджеры в этой области сосредоточены на поддержании элитарного имиджа и уникальности продукта. Они управляют стратегиями, которые делают бренд желанным и престижным для целевой аудитории, часто используя эксклюзивные маркетинговые подходы и мероприятия.
- Бренд-менеджер в сфере ритейла. В розничной торговле бренд-менеджеры сосредоточены на том, чтобы бренд стал узнаваемым в условиях жесткой конкуренции. Они управляют как внешними (потребительскими), так и внутренними коммуникациями (работа с партнёрами и дистрибьюторами).
Где пройти обучение на бренд-менеджера?
Характерно, что при всей важности такой профессии, в России до сих пор ни в одном учебном заведении не готовят бренд-менеджеров —.исключение составляют различные обучающие курсы.
У специалиста этой направленности должно быть как минимум высшее экономическое образование.
Перед тем, как попасть на должность бренд-менеджера, придется сначала поработать в должности рядового маркетолога, потом на позиции помощника, либо ответственного за продвижение конкретного товара. Карьерный рост будет зависеть исключительно от эффективности и успешности работы. Иными словами, обучение на бренд-менеджера можно пройти лишь на практике.
Сколько зарабатывает бренд-менеджер в России
Хорошие бренд-менеджеры – это штучный товар на рынке труда. За ними идет настоящая охота среди работодателей, поэтому в открытом доступе такие вакансии практически не встречаются.
Уровень зарплаты также обговаривается исключительно индивидуально. Если бренд-менеджер имеет богатый опыт и, например, прошел дополнительные курсы повышения квалификации, то в крупной компании, на ответственном направлении заработок может исчисляться шестизначными суммами, либо в долларовом эквиваленте. По данным IT-сервисов по поиску сотрудников, в менее крупных организациях зарплата бренд-менеджера составляет от 40 до 70 тысяч рублей, большая часть оплаты – это KPI или премии.
Плюсы и минусы профессии бренд-менеджера
Плюсы | Минусы |
интересная творческая работа | ненормированный рабочий день |
высокая зарплата | высокая ответственность за результат |
карьерный рост | требуются опыт, навыки в продажах |
участие в создании продуктов, личностный рост | нелегко освоить |