Профессия Байер: что делает этот специалист, как им стать

Главная картинка статьи Профессия Байер: что делает этот специалист, как им стать
Designed by our-team/freepik

Сфера торговли имеет массу нюансов и сложностей, в которых нужно разбираться, чтобы не прогореть. К примеру, владелец торговой точки или розничной сети должен хорошо отличать качественный товар от некачественного. Но сделать это бывает не так уж просто, и тогда на помощь приходят опытные специалисты — байеры.

Кто такой байер в торговле?

Байер — это торговый агент, который специализируется на закупках брендовых товаров. Основная сфера его деятельности — фэшн-индустрия, где нужно хорошо разбираться в модных трендах и уметь с первого взгляда оценить качество вещи. По роду деятельности байер отвечает за менеджмент, маркетинг и логистику.

Тем не менее, сейчас профессия байера вышла за рамки индустрии моды, поскольку такие специалисты работают с любыми брендами — от косметики до мебели и бытовой техники. Байеры нужны в первую очередь для того, чтобы проработать ассортимент магазина и составить спецификации для оптовых закупок. Они могут подсказать, какой бренд (товар) будет пользоваться спросом у покупателей, какой будет сезонным, а какой точно никто не купит.

Кроме того, опытный байер сможет наметанным глазом отличить настоящий продукт от подделки, что весьма ценно в индустрии моды, а заодно подскажет, с какими оптовыми поставщиками лучше работать, чтобы не нарваться на «паль».

В целом же, байер решает достаточно сложную и тонкую задачу — он формирует спрос у покупателей. Любители модных брендов хотят не просто владеть той или иной вещью, им важно самовыражение, индивидуальность образа, которые можно подчеркнуть через модный бренд и актуальное потребление. Байер может сформировать ассортимент таким образом, чтобы покупатель всегда находил искомое, а владелец магазина получил свою прибыль.

Ниши, в которых востребованы байеры:

  • Косметика, средства гигиены и ухода;

  • Бытовая химия;

  • Одежда, обувь и аксессуары;

  • Продукты питания;

  • Ювелирные украшения, бижутерия.

В настоящее время байеры всё чаще работают не напрямую с магазинами, а с маркетплейсами, вроде Wildberries или Ozon. Здесь они помогают заказчикам правильно составлять карточки, а также подбирать актуальный и оригинальный ассортимент продукции.

Кто такой байер и что он делает

Designed by pch.vector/freepik

Что делает байер

Сначала профессиональный байер проводит маркетинговый анализ, то есть изучает спрос и предложение, анализирует покупательскую способность в выбранной нише и предугадывает тренды. Что делает байер дальше:

  1. Формирует или пересматривает прежний ассортимент;

  2. Составляет план по закупкам;

  3. Ищет нужных поставщиков (подрядчиков) и заключает договоры;

  4. Проводит пробную закупку и оценивает качество товара;

  5. Общается с производителями товаров напрямую, если это целесообразно;

  6. Формирует каналы поставок товара, составляет график, контролирует работу;

  7. Отслеживает реакцию покупателей, налаживает обратную связь через устные опросы, анкеты, отзывы на популярных сайтах и в социальных сетях;

  8. Управляет ценовой политикой, устанавливает цены на те или иные товары (скидки, промо-акции, уценка и т.д.);

  9. Проводит калькуляцию доходов и расходов;

  10. Составляет отчеты для руководства.

Навыки байера

Требования к профессиональным качествам байера достаточно жесткие: он одновременно должен быть и прекрасным аналитиком, и менеджером, и маркетологом. Кроме того, ему нужно досконально разбираться в торговой нише, в которой он работает.

Так, например, байеры в сфере моды и красоты отлично разбираются в дизайне одежды, материалах и технологиях её производства, досконально знают все престижные бренды и их особенности, владеют нужными связями в дизайнерской среде.

Также байер умеет проводить анализ рынка, сегментацию, маркетинговое планирование, организовать работу салона, бутика или магазина, спрогнозировать спрос на тот или иной товар.

Ещё один немаловажный навык байера — умение считать и работать с цифрами, а также пользоваться специальными программами, включая Excel, 1С и различные CMS решения.

Личностные качества байера

Что делает байер

Designed by freepik

  1. Эстетический вкус и чувство стиля;

  2. Аналитическое мышление;

  3. Внимательность;

  4. Коммуникабельность;

  5. Работоспособность;

  6. Стрессоустойчивость;

  7. Целеустремленность;

  8. Коммерческая жилка.

Обучение на байера

Специалисту данного профиля желательно иметь высшее образование в сфере дизайна и индустрии моды, либо легкой промышленности:

  • «Искусство костюма и текстиля»;

  • «Менеджмент в индустрии моды»;

  • «Конструирование изделий легкой промышленности»;

  • «Технологии и проектирование текстильных изделий» и другие.

Тем не менее, можно пойти иным путем и получить образование в сфере маркетинга, PR и менеджмента. Затем придется получить недостающие знания, отучившись на курсах для дизайнеров одежды. Впрочем, чтобы устроиться на работу ассистентом байера, достаточно просто интереса к моде, а все основные знания можно получить на практике.

Зарплата байера в 2023 году

Средний заработок байера, исходя из вакансий в открытом доступе, колеблется в районе 150000 рублей в месяц. Тем не менее, это характерно для специалистов со стажем работы от 3 лет. Ассистенты байера (стартовая позиция в карьере) зарабатывают гораздо меньше — около 45000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии байера

Плюсы:

  • Интересная работа;

  • Карьерные перспективы;

  • Востребованность;

  • Саморазвитие;

  • Высокая зарплата при наличии опыта.

Минусы:

  • Много обязанностей;

  • Ненормированный график работы;

  • Ответственность, включая материальную;

  • Не востребована за пределами крупных городов;

  • Требуется опыт работы при трудоустройстве и полезные связи.


Написать комментарий