Сфера торговли имеет массу нюансов и сложностей, в которых нужно разбираться, чтобы не прогореть. К примеру, владелец торговой точки или розничной сети должен хорошо отличать качественный товар от некачественного. Но сделать это бывает не так уж просто, и тогда на помощь приходят опытные специалисты — байеры.
Байер — это торговый агент, который специализируется на закупках брендовых товаров. Основная сфера его деятельности — фэшн-индустрия, где нужно хорошо разбираться в модных трендах и уметь с первого взгляда оценить качество вещи. По роду деятельности байер отвечает за менеджмент, маркетинг и логистику.
Тем не менее, сейчас профессия байера вышла за рамки индустрии моды, поскольку такие специалисты работают с любыми брендами — от косметики до мебели и бытовой техники. Байеры нужны в первую очередь для того, чтобы проработать ассортимент магазина и составить спецификации для оптовых закупок. Они могут подсказать, какой бренд (товар) будет пользоваться спросом у покупателей, какой будет сезонным, а какой точно никто не купит.
Кроме того, опытный байер сможет наметанным глазом отличить настоящий продукт от подделки, что весьма ценно в индустрии моды, а заодно подскажет, с какими оптовыми поставщиками лучше работать, чтобы не нарваться на «паль».
В целом же, байер решает достаточно сложную и тонкую задачу — он формирует спрос у покупателей. Любители модных брендов хотят не просто владеть той или иной вещью, им важно самовыражение, индивидуальность образа, которые можно подчеркнуть через модный бренд и актуальное потребление. Байер может сформировать ассортимент таким образом, чтобы покупатель всегда находил искомое, а владелец магазина получил свою прибыль.
Ниши, в которых востребованы байеры:
Косметика, средства гигиены и ухода;
Бытовая химия;
Одежда, обувь и аксессуары;
Продукты питания;
Ювелирные украшения, бижутерия.
В настоящее время байеры всё чаще работают не напрямую с магазинами, а с маркетплейсами, вроде Wildberries или Ozon. Здесь они помогают заказчикам правильно составлять карточки, а также подбирать актуальный и оригинальный ассортимент продукции.
Designed by pch.vector/freepik
Сначала профессиональный байер проводит маркетинговый анализ, то есть изучает спрос и предложение, анализирует покупательскую способность в выбранной нише и предугадывает тренды. Что делает байер дальше:
Формирует или пересматривает прежний ассортимент;
Составляет план по закупкам;
Ищет нужных поставщиков (подрядчиков) и заключает договоры;
Проводит пробную закупку и оценивает качество товара;
Общается с производителями товаров напрямую, если это целесообразно;
Формирует каналы поставок товара, составляет график, контролирует работу;
Отслеживает реакцию покупателей, налаживает обратную связь через устные опросы, анкеты, отзывы на популярных сайтах и в социальных сетях;
Управляет ценовой политикой, устанавливает цены на те или иные товары (скидки, промо-акции, уценка и т.д.);
Проводит калькуляцию доходов и расходов;
Составляет отчеты для руководства.
Требования к профессиональным качествам байера достаточно жесткие: он одновременно должен быть и прекрасным аналитиком, и менеджером, и маркетологом. Кроме того, ему нужно досконально разбираться в торговой нише, в которой он работает.
Так, например, байеры в сфере моды и красоты отлично разбираются в дизайне одежды, материалах и технологиях её производства, досконально знают все престижные бренды и их особенности, владеют нужными связями в дизайнерской среде.
Также байер умеет проводить анализ рынка, сегментацию, маркетинговое планирование, организовать работу салона, бутика или магазина, спрогнозировать спрос на тот или иной товар.
Ещё один немаловажный навык байера — умение считать и работать с цифрами, а также пользоваться специальными программами, включая Excel, 1С и различные CMS решения.
Designed by freepik
Эстетический вкус и чувство стиля;
Аналитическое мышление;
Внимательность;
Коммуникабельность;
Работоспособность;
Стрессоустойчивость;
Целеустремленность;
Коммерческая жилка.
Специалисту данного профиля желательно иметь высшее образование в сфере дизайна и индустрии моды, либо легкой промышленности:
«Искусство костюма и текстиля»;
«Менеджмент в индустрии моды»;
«Конструирование изделий легкой промышленности»;
«Технологии и проектирование текстильных изделий» и другие.
Тем не менее, можно пойти иным путем и получить образование в сфере маркетинга, PR и менеджмента. Затем придется получить недостающие знания, отучившись на курсах для дизайнеров одежды. Впрочем, чтобы устроиться на работу ассистентом байера, достаточно просто интереса к моде, а все основные знания можно получить на практике.
Средний заработок байера, исходя из вакансий в открытом доступе, колеблется в районе 150000 рублей в месяц. Тем не менее, это характерно для специалистов со стажем работы от 3 лет. Ассистенты байера (стартовая позиция в карьере) зарабатывают гораздо меньше — около 45000 рублей в месяц.
Плюсы:
Интересная работа;
Карьерные перспективы;
Востребованность;
Саморазвитие;
Высокая зарплата при наличии опыта.
Минусы:
Много обязанностей;
Ненормированный график работы;
Ответственность, включая материальную;
Не востребована за пределами крупных городов;
Требуется опыт работы при трудоустройстве и полезные связи.