Профессия Арт-менеджер: что это такое и как на нее выучиться

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 06.11.2022
Главная картинка статьи Профессия Арт-менеджер: что это такое и как на нее выучиться
Designed by freepik

Управление в сфере искусстве требует особого внимания, подготовки и знаний. Как ни странно, арт-мероприятия также должны приносить прибыль или работать на имидж организаторов и спонсоров. Поэтому продуманный маркетинг, грамотное сопровождение и организация — три ключевых составляющих такой работы.

Кто такой арт-менеджер?

Арт-менеджер — это специалист по организации мероприятий в сфере искусства: выставок, перформансов, фестивалей, авторских концертов, творческих коллабораций, театральных постановок и т.д. Профессия является смежной с профессиями креативного директора, продюсера, постановщика, PR-менеджера, event-менеджера и маркетолога.

Основная задача арт-менеджера заключается в поиске и презентации новых трендов, авторов и перспективных художественных работ, организация встреч и событий. Типичный пример: тематическая выставка в каком-либо музее.

Она требует массу подготовительной работы:

  1. Проработка концепции выставки;

  2. Поиск спонсоров;

  3. Отбор работ;

  4. Привлечение художников;

  5. Доставка предметов искусства и их размещение;

  6. Рекламная кампания, работа с медиа;

  7. Продажа билетов;

  8. Трансфер почетных гостей и другое.

Чем масштабнее мероприятие, тем больше проблем приходится решать арт-менеджеру. Тонкостей в этом деле предостаточно, а от результата зачастую зависит репутация организаторов, заказчиков и инвесторов.

Впрочем, арт-менеджер решает не только организационные проблемы, но и выполняет маркетинговые исследования. Ему нужно хорошо разбираться в трендах, ориентироваться в искусствоведческой среде, иметь массу полезных связей в творческих кругах, среди бизнесменов, политиков, в медиа, причем не только российских, но и международных. Профессия обязывает арт-директора всегда быть на виду и знать всё обо всех.

Что делает арт-менеджер

Если говорить об обязанностях специалиста, то их можно разделить на три категории:

  • Анализ рынка. Арт-менеджер отслеживает, что востребовано и модно на рынке искусства в данный момент;

  • Производство продукта (события). Арт-менеджер занимается непосредственно организацией;

  • Раскрутка. Здесь арт-менеджер прорабатывает мероприятия по тому, как вывести продукт на рынок и заработать на нем.

Что в процессе будет делать арт-менеджер конкретно:

  1. Бюджетирование и составление сметы;

  2. Работа с инвестором, заказчиком;

  3. Проработка рекламных кампаний и промо-акций;

  4. Совместная работа с дизайнерами (брендбук и концепция мероприятия, проработка визуального стиля и т.д.);

  5. Создание event-планов;

  6. Разработка трафика мероприятия;

  7. Подбор артистов, исполнителей, художников и т.д.;

  8. Наем технического персонала;

  9. Контроль технического исполнения мероприятия (свет, звук, работа операторов и т.д.).

Навыки и качества арт-менеджера

Первое и самое главное: арт-менеджеры в равной степени хорошо разбираются в арт-событиях, так и в том, как на них зарабатывать. Тут требуется и тонкий вкус, и любовь к искусству, и коммерческая жилка.

Ещё одно важное умение: арт-менеджер умеет договариваться и находить общий язык со всеми от артистов, художников, музыкантов до госчиновников.

Наконец, третье — умение чутко видеть тренды той отрасли рынка, в которой он работает, будь то выставки, спектакли, event-мероприятия с участием знаменитостей.

Где выучиться на арт-менеджера

В эту профессию приходят по-разному. Поэтому образование у арт-менеджера может быть как чисто управленческим, так и сугубо творческим. Наиболее приближенные специальности:

  • «Менеджмент в сфере искусства и культуры»;

  • «Искусство и гуманитарные науки»;

  • «История искусств»;

  • «Прикладной дизайн»;

  • «Связи с общественностью».

Тем не менее, базового образования здесь недостаточно: арт-менеджер должен быть погружен в эту среду, а ключевые навыки нарабатываются только с опытом. Если вы считаете, что знаний вам недостаточно, то имеет смысл пройти онлайн-курсы по арт-менеджменту.

Зарплата арт-менеджера в 2024 году

Заработок арт-менеджера напрямую зависит от того, насколько успешными были события, в организации которых он участвовал. Иными словами, без хорошего портфолио в этой профессии никуда.

Кроме того, очень большое значение имеет регион проживания и количество наработанных контактов и близких знакомств в деловых кругах. Очевидно, что наиболее высокие зарплаты и наивысшая востребованность у арт-менеджеров в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь гонорар специалиста может достигать и 200000, и 250000 рублей в месяц. Однако, опять-таки это весьма условная сумма, она зависит от вовлеченности арт-менеджера в проект, его обязанностей и опыта.

Плюсы и минусы профессии арт-менеджера

Плюсы:

  • Интересная творческая работа;

  • Много полезных знакомств;

  • Престижность;

  • Возможность путешествовать.

Минусы:

  • Работа с людьми;

  • Возможные конфликтные ситуации;

  • Ненормированный рабочий день;

  • Большая ответственность;

  • Невысокая востребованность в провинции.


Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Masters
Очная

Арт-менеджмент 23/24

250 часов
320 000 ₽
Product Lab
Дистанционная

Курс Продакт менеджмент

172 часа
131 800 ₽
65 900 ₽
Программа обучения
Колледж КЭСИ
Очная

Финансы (Финансист)

по учебному плану
130 000 ₽
Программа обучения
МУПИ
Дистанционная

Управление денежными потоками организации: учет, отчетность, анализ, планирование

256 часов
15 700 ₽
Читайте также
Все статьи