Аккумуляторщик - специалист по обслуживанию и ремонту аккумуляторных батарей. В его задачи входит ремонт аккумуляторов любой сложности, а также в ряде случаев производство новых. Поскольку основная работа аккумуляторщика сопряжена с различными веществами и агрессивными средами, от него требуется высокая квалифицированность и множество прикладных знаний в области химии, электротехники и технологии.
Обязанности аккумуляторщика на производстве
У этой профессии два разных направления работы и, соответственно, две специализации. Одни аккумуляторщики изготавливают аккумуляторы и собирают их. Другие заправляют электролитом, заряжают и проверяют на работоспособность. Соответственно, и обязанности на производстве у них будут разными.
Однако, чем бы ни занимался аккумуляторщик, в своей работе он пользуется должностной инструкцией и руководством по технике безопасности на производстве. В этих двух документах перечислены основные обязанности аккумуляторщика.
Разряды аккумуляторщиков по ЕТКС
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) перечислено пять разрядов профессии аккумуляторщик.
Аккумуляторщик 1 разряда
В обязанности аккумуляторщика 1 разряда входит:
-
разбирать и собирать готовые аккумуляторы;
-
грамотно обезжиривать аккумуляторные сосуды;
-
провести фильтрацию и подготовку дистиллированной воды;
-
очищать от дефектов производства компоненты пластин и наконечники;
-
готовить аккумулятор к ремонту и зарядке.
Аккумуляторщик 2 разряда
-
сборка и разборка аккумуляторов всех типов;
-
зарядка аккумуляторов и батарей;
-
пайка соединений;
-
определение плотности электролитов;
-
приготовление щелочного раствора;
-
ведение журнала эксплуатации зарядной станции.
Аккумуляторщик 3 разряда
-
простой и средней сложности ремонт аккумуляторов и батарей;
-
устранение повреждений элементов;
-
отливка отдельных свинцовых деталей (наконечников, полос);
-
приготовление электролита;
-
пайка отдельных элементов аккумуляторов и монтаж крышек;
-
ввод аккумуляторов в эксплуатацию.
Аккумуляторщик 4 разряда
-
ремонт и формовка аккумуляторов любой сложности;
-
ремонт зарядных станций и агрегатов;
-
регулирование силы тока и напряжения при заряде;
-
испытание аккумуляторных батарей;
-
определение качества электролита;
-
оформление технической документации при вводе батареи или аккумулятора в эксплуатацию.
Аккумуляторщик 5 разряда
-
особо сложные работы по ремонту и формовке аккумуляторных батарей;
-
дефектовка судовых аккумуляторов перед вводом в эксплуатацию;
-
корректирование химического состава электролита;
-
производство паяльных работ на водородных агрегатах;
-
капитальный ремонт зарядных станций и так далее.
Разумеется, аккумуляторщику без опыта сначала предстоит работать под надзором опытных наставников. К самостоятельной работе он будет допущен только после сдачи экзамена по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также получив допуск по электробезопасности.
Аккумуляторщик в армии
Штатное расписание Вооруженных сил и Военно-морского флота РФ также предполагает подобную должность. Аккумуляторщики в армии служат в основном в подразделениях материального обеспечения и, соответственно, обслуживают материальную часть: аккумуляторы воздушных судов, автомобилей, бронетехники и т.д. На Военно-морском флоте (ВМФ) аккумуляторщик - штатная должность на любой подводной лодке, причем обязательно офицерская.
Обязанности у армейских аккумуляторщиков в целом те же самые, что и на "гражданке": зарядка и ремонт аккумуляторов и батарей.
При этом, согласно штату, занимать должность аккумуляторщика в армии могут как рядовые срочной службы, так и контрактники. Главное требование - наличие соответствующего образования и родственной гражданской специальности. Впрочем, в последние годы ответственную техническую работу предпочитают отдавать именно военнослужащим контрактной службы. Техники на аэродроме, к примеру, все носят звание старших сержантов и прапорщиков, или даже носят офицерские погоны.
Требования к знаниям аккумуляторщика
Что нужно знать квалифицированному аккумуляторщику:
-
Основы физики и химии;
-
Конструкции всех типов аккумуляторных батарей;
-
Умение рассчитать схему сопротивления при заправке и подключении аккумулятора в цепль;
-
Правила ремонта и эксплуатации всех типов аккумуляторов (включая судовые);
-
Умение обращаться с кислотами, щелочами и прочими агрессивными веществами;
-
Умение подбирать плотность электролитов в зависимости от мощности аккумулятора;
-
Умение паять соединения аккумуляторных батарей;
-
Умение определять качество растворов и электролита;
-
Знание технической документации, правила её составления
Здесь мы перечислили лишь некоторые особенности работы аккумуляторщика. В действительности, этот перечень ещё длиннее.
Данные специалисты весьма широко востребованы в автомобильной промышленности (предприятия полного цикла производства), железнодорожной отрасли, предприятиях по ремонту и обслуживанию транспорта. При этом в должности аккумуляторщика работают не только женщины, но и мужчины.
Какие документы нужны аккумуляторщику?
Работать специалистом по ремонту и производству аккумуляторных батарей можно только, если получена и защищена квалификация электробезопасности. Соответственно, аккумуляторщику для трудоустройства нужны:
-
Удостоверение с допуском по электробезопасности не ниже III уровня (до 1000 В);
-
Документ (удостоверение) о присвоении квалификации аккумуляторщика;
-
Сертификат по охране труда и технике безопасности.
Обучение на аккумуляторщика
Получить профессию аккумуляторщика с нуля можно при подаче заявления в ссуз, техникум на базе 9 или 11 классов общего среднего образования. Квалификация и первый разряд будут присвоены специалисту после сдачи экзаменов и получения диплома.
Освоить специальность можно также заочно и дистанционно при наличии рабочей профессии. В этом случае обучение проводится на базе образовательного центра или центра переподготовки без отрыва от основной работы.
Объем курса и стоимость при этом колеблются в зависимости от условий образовательного центра, однако, не должна быть меньше 120 академических часов. В целом по образовательным стандартам на теорию профессии аккумуляторщика должно уходить 48 академчасов, на производственную практику отводится не менее 64-х.
Однако если речь идет о подтверждении/повышении квалификации, то здесь сроки обучения сокращаются до одной недели. Проходить её нужно не реже одного раза в год, сдав по итогам обязательный экзамен.
Зарплата аккумуляторщика на производстве
Профессия аккумуляторщика пользуется спросом, если судить по объявлениям на сайтах поиска работы. Квалифицированные рабочие требуются на аккумуляторных заводах, а также на производственных базах и предприятиях, где требуется обслуживание техники, на СТО и в транспортной сфере. Однако почти во всех случаях требуется опыт работы в аналогичной или схожей сфере, а специалист первого разряда будет получать совсем немного.
Автоэлектрик-аккумуляторщик
В объявлениях о найме на работу часто попадаются объявления по смежной профессии автоэлектрика-аккумуляторщика. Такие универсальные специалисты ценятся на предприятиях технического обслуживания автомобилей. Среднее предложение по зарплате колеблется в районе 35 - 40 тысяч рублей.
В целом, аккумуляторщик 3 разряда уже может рассчитывать на 25-35 тысяч рублей и официальное трудоустройство. Работник с 5 разрядом квалификации в среднем получает выше 40 тысяч рублей.
В некоторых компаниях могут также предложить совмещенную должность – к примеру, механика с корочками аккумуляторщика и в целом, судя по ситуации на рынке труда, гораздо выше сейчас ценятся универсальные работники.
Какие есть льготы у аккумуляторщика
Из-за того, что представителям этой специальности приходится иметь дело с едкими и ядовитыми веществами (щелочь, кислота, свинец), профессия аккумуляторщика включена в перечень особо вредных для здоровья. Она включена в Льготный список №2 из Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. Соответственно, любому специалисту положен ряд льгот:
-
Дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней (если он работает со свинцовыми и кислотными аккумуляторами), либо 6 дней (если он работает с щелочным оборудованием);
-
Льготная пенсия. Досрочное назначение пенсионных выплат положено мужчинам в 55 лет при наличии страхового стажа 25 лет, женщинам - с 50 лет при стаже в 20 лет. Общий стаж работы в тяжелых условиях должен составлять, соответственно, 12,5/10 лет;
-
Доплата к окладу не менее 4% от ставки. Точный размер повышающего коэффициента назначает работодатель.
Помимо этого аккумуляторщик должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты и молочными продуктами.
Выход на пенсию для аккумуляторщика
Исходя из льготных условий, аккумуляторщик имеет право выйти на пенсию на пять лет раньше работника, который трудился в менее опасных условиях. В связи с пенсионной реформой возникло недопонимание: "Придется ли аккумуляторщикам теперь выходить на пенсию позже?"
Нет, не придется. Для льготных категорий профессий из списков №1 и №2 повышение пенсионного возраста не предусмотрено. Соответственно, аккумуляторщики по-прежнему имеют право выходить на пенсию в 50 (женщины) и 55 лет (мужчины).
Плюсы и минусы профессии аккумуляторщика
В числе положительных черт специальности аккумуляторщика можно выделить:
-
Достаточно высокую востребованность на рынке труда;
-
Высокую зарплату и возможность её увеличения по мере приобретения опыта;
-
Возможность сравнительно быстрого переобучения при наличии иной базовой специальности.
Из минусов отметим:
-
Вредные и опасные условия труда;
-
Высокая степень ответственности;
-
Часто ненормированная работа (многое зависит от условий и места работы).