Методика перевернутого класса (Flipped Classroom), казалось бы, идеально адаптируется к потребностям онлайн-школ, так как делает обучение более осмысленным. Однако далеко не всегда её можно успешно применить.
Разберемся, как вообще устроен процесс и на какие онлайн-курсы он ложится лучше всего.

Что такое перевернутый класс? Суть методики
Всем известна классическая модель обучения: лекция (передача знаний) на занятии — домашняя работа (закрепление) самостоятельно — проверка знаний учителем на следующем уроке (семинаре).
Однако при внедрении Flipped Classroom все несколько иначе: самостоятельное изучение теории дома — практика, обсуждение, решение задач на занятии с преподавателем и в группе.
Говоря простыми словами, студенты смотрят видеоуроки, читают выданные им методические пособия, проходят интерактивные модули. А на онлайн-уроке они не слушают монолог преподавателя, а работают: выполняют проекты, дискутируют, разбирают кейсы, получают персональную помощь и обратную связь
Базовый принцип «перевернутого класса» в том, чтобы правильно понять роль преподавателя. По сути он должен превратиться из «транслятора информации» в наставника, фасилитатора и ментора, который направляет и помогает применять знания на практике.
Как работает перевернутый класс в онлайн-обучении
Виртуальная среда — идеальный полигон для внедрения «перевернутого класса», так как она изначально предполагает дистанционные материалы и самоподготовку. При этом сам учебный процесс легко разбить на два этапа.
1. Индивидуальная работа
Преподаватель готовит и предоставляет студентам материалы для самостоятельного изучения:
-
Короткие видеоуроки (5-15 минут) — самый популярный формат. Например, запись экрана с объяснением темы, интерактивное видео с вставленными вопросами;
-
Интерактивные презентации (например, в Canva или Nearpod);
-
Статьи, подкасты, схемы, инфографика;
-
Онлайн-курсы с автоматическими тестами на платформах вроде Stepik, GetCourse, Teachable.
Задача студента здесь изучить материал, сделать базовые заметки и сформулировать вопросы. Узким местом может быть непонимание темы — поэтому у студента всегда должна быть возможность задать вопрос преподавателю и оперативно получить ответ, а также разобрать материал с одногруппниками.
2. Интерактивный онлайн-урок (Групповая работа)
Проводится в формате видеоконференции (Zoom, Google Meet, Microsoft Teams), либо на собственной платформе онлайн-школе.
Что происходит на уроке:
-
Q&A сессия. Преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у студентов при изучении темы;
-
Практика. Разбор сложных моментов, которые невозможно понять самостоятельно;
-
Интерактивные задания. Работа в малых группах (в сессионных залах — Breakout Rooms), мозговые штурмы, дискуссии, дебаты;
-
Решение практических задач и кейсов. Применение теории в смоделированных реальных ситуациях;
-
Проектная работа. Совместное создание презентаций, документов, прототипов;
-
Игры и симуляции. Для вовлечения и отработки навыков.
Читайте также: Как онлайн-школе повысить вовлеченность студентов: универсальные маркетинговые инструменты
3. Проектная работа
К двум обязательным этапам может добавляться и третий — сдача сквозного проекта, который студенты делают в течение всего курса (или на определенном этапе курса). При этом проект чаще всего не индивидуальный, а групповой с распределением ролей и обязанностей.
Основное здесь — роль преподавателя как наставника и медиатора, или, например, своеобразного team lead, если речь идёт об IT-направлениях.
Чтобы проект двигался в заданном направлении, а все этапы проходили в срок, назначаются отдельные встречи-митапы, где студенты презентуют свои результаты и объясняют, как работали над проектом и какие задачи выполняли.
Преимущества и недостатки методики Flipped Classroom
Любая методика имеет как свои неоспоримые плюсы, так и свои ограничения. В числе первых:
-
Более глубокое освоение материала. Студенты активно используют знания, а не просто запоминают то, что им пересказал лектор;
-
Развитие мягких навыков (Soft Skills). Перевернутый класс задумывался как методика для развития командного решения задач. Кроме того, студенты хорошо прокачивают критическое мышление, коммуникацию, ситуационное реагирование;
-
Персонализация обучения. Преподаватель видит реальные пробелы студентов и может работать с каждым индивидуально, но при этом не давит в стиле «делай, как надо»;
-
Гибкость. Студенты могут изучать теорию в любое удобное время и в своем темпе — отмотать запись, пересмотреть сложный момент, сделать пометки и перечитать;
-
Повышение ответственности. Методика учит студентов самоорганизации и самостоятельности, поскольку у каждого домашнего задания есть четкий дедлайн, который не даст ему продвинуться дальше. То же самое и с проектной работой — каждая часть проекта должна быть сдана вовремя;
-
Эффективное использование времени урока. Самое ценное — время прямого контакта с экспертом — тратится на самое важное.
В числе недостатков и рисков:
-
Высокая нагрузка на преподавателя на старте курса. Создание качественного видеоконтента и интерактивных материалов требует довольно большого количества времени и усилий;
-
Зависимость от дисциплинированности студентов. Не все студенты мотивированы учиться самостоятельно и могут приходить на урок неподготовленными;
-
Цифровое неравенство. Не у каждого студента есть стабильный интернет или необходимое оборудование для комфортной работы с контентом. Это особенно касается ресурсоемких проектов, будь то 3D-моделирование или компиляция сложного кода;
-
Сложность оценки вклада. В групповой работе бывает сложно объективно оценить персональные заслуги каждого участника;
-
Риск «потери» студентов. Если материалы скучные или их слишком много, студент может быстро выгореть и не дойти до конца обучения.
Где уместно внедрить «перевернутый класс», а где нет
Само содержание вашего онлайн-курса должно дать ответ на этот вопрос. Нужно смотреть, чему вы хотите научить и какие знания даёт. Но в целом Flipped Classroom очень хорошо подходит на курсы, где много информации, а студент приходит идеально замотивированным на учёбу:
-
Обучение по сложным и практико-ориентированным предметам — программирование, дизайн, маркетинг, менеджмент, иностранные языки;
-
Обучения взрослых (андрогогика), где ценится самостоятельность и фокус на решении практических задач;
-
Исследовательская и проектная деятельность — курсы с неким практическим результатом (проект для портфолио, новый полезный навык);
-
Курсы, где меньше зубрёжки и больше креатива.
Однако метод перевернутого класса может не сработать там, где важен авторитет наставника или требуются четкие how-to инструкции:
-
Обучение детей младшего школьного возраста, у которых еще не развиты навыки самоорганизации. Требуется активное вовлечение родителей и контроль дисциплины;
-
Курсы с отработкой моторных или физических навыков, где требуется присутствие преподавателя (например, игра на музыкальных инструментах или техника рисунка);
-
В аудиториях с очень низкой исходной мотивацией, где нет внутренней дисциплины.
Пошаговое внедрение методики перевернутого класса в онлайн-школе
Шаг 1: Выбор темы и подготовка контента
Начните с одной модуля или темы, а не со всего курса. На этом этапе важно подготовить «домашние» материалы: запишите 3—4 коротких (до 10 минут) видео по ключевым аспектам темы. Добавьте текстовик с основными тезисами и ссылки на дополнительные ресурсы.
Пример: Для курса по интернет-маркетингу тема «SEO-оптимизация»
Вы готовите: видео «Что такое ключевые слова?», видео «Мета-теги и их заполнение», статью «10 ошибок внутренней оптимизации».
Шаг 2: Создание системы контроля и вовлечения
Важно убедиться, что студенты досконально изучили материал. Поэтому добавьте в конце каждого видео или статьи короткий тест (квиз) из 2—3 вопросов. Это может быть автоматический тест на вашей LMS (Learning Management System).
Пример: После видео о ключевых словах дайте задание: «Выберите 3 потенциальных ключевых запроса для сайта кофейни в вашем городе».
Шаг 3: Техническая реализация и инструктаж
Выберите удобную платформу для видеоконференций с функцией сессионных залов — не обязательно они должны проходить на собственной платформе школы. Если такой возможности нет, можно использовать и готовые решения вроде Google Classroom.
Также подготовьте и протестируйте совместные доски (Miro, Jamboard) для групповой работы. Для тестового прогона можно использовать знакомых и сотрудников школы.
Четко проинструктируйте студентов до начала курса:
-
Объясните, как устроен процесс;
-
Распределите их роли в онлайн-встрече и ваши ожидания;
-
Разъясните регламент и порядок ответов (кто докладывает, сколько времени даётся на ответ/возражение, сессию вопросов и ответов).
Шаг 4: Планирование интерактивной части урока
Каждую онлайн-встречу желательно продумывать отдельно, исходя из того, какую тему вы в данный момент изучаете и какими были итоги прошлых встреч. Обязательно собирайте обратную связь по качеству предыдущих уроков и отмечайте, что улучшить и изменить, а что наоборот оставить как есть. В идеале каждый митап с преподавателем должен быть живым, динамичным и сугубо практическим.
Пример структуры урока на 60 минут:
-
0—10 мин. Разминка, «перекличка» и ответы на самые частые вопросы по теории;
-
10—40 мин. Практический блок. Например, работа в малых группах (Breakout Rooms) — «Проанализируйте сайт условного клиента по чек-листу SEO-оптимизации»;
-
40—55 мин. Презентация результатов группами и общая дискуссия. Здесь каждый должен высказать свою позицию и точку зрения, поэтому, чтобы обсуждение не превратилось в балаган, установите регламент для всех участников;
-
55—60 мин. Резюме от преподавателя, выводы, раздача «ачивок» и задание на следующую неделю.
Шаг 5: Сбор обратной связи и итерации
На этапе первого цикла важно собрать обратную связь путем опроса среди студентов: что было удобно, что сложно, какие форматы понравились? На основе фидбека улучшайте свои материалы и формат проведения онлайн-уроков.
Читайте также: Отзывы о курсах и почему они важны для любой онлайн-школы
Что лучше EduScrum или «перевернутый класс»?
В одной из прошлых статей мы освещали методику EduScrum в образовательном процессе онлайн-школ и может показаться, что это одно и то же, что и перевернутый класс.
Читайте также: EduScrum: что это за методика и как её встроить в свой онлайн-курс
Но на самом деле нет:
-
Перевернутый класс — это методика организации учебного контента и времени («теория дома — практика на уроке»);
-
Eduscrum — это методика организации процесса обучения и работы команды (учебный проект как agile-проект).
Сравнительная таблица
|
Критерий |
Перевернутый класс (Flipped Classroom) |
EduScrum |
|
Суть методики |
Модель распределения учебного материала. Перенос передачи знаний на самостоятельную фазу, а закрепления — на интерактивную групповую фазу. |
Фреймворк (структура) для организации проектной работы в команде. Адаптация гибкой методологии Scrum для образовательного процесса. |
|
Основная цель |
Глубокое усвоение материала через активное применение знаний на уроке при поддержке преподавателя. |
Эффективная командная работа над учебным проектом, развитие самоуправления, ответственности и сотрудничества. |
|
Ключевой принцип |
Инверсия домашнего и классного этапов. |
Итеративная работа короткими циклами (спринтами) с постоянной обратной связью. |
|
Роль учителя |
Наставник, фасилитатор, эксперт, который помогает применять знания. |
Скрам-мастер, коуч, который помогает команде самостоятельно организовать работу, убирает препятствия. Не является менеджером, который ставит задачи. |
|
Роль ученика |
Активный участник, который приходит на урок подготовленным для деятельности. |
Самоуправляемый член команды. Ученики сами распределяют роли (Скрам-мастер, Владелец Продукта) и задачи внутри команды. |
|
Организация времени |
Два четких этапа: 1) Самостоятельное изучение теории. 2) Практика на уроке. |
Работа циклами (спринты), обычно 1-3 недели. В конце каждого спринта — готовый фрагмент проекта. |
|
Ключевые инструменты |
Видеоуроки, статьи, интерактивные задания, онлайн-тесты. |
Бэклог продукта (список всех заданий), Бэклог спринта (задачи на текущий цикл), Доска задач (To Do / In Progress / Done), Ежедневные стендапы. |
|
Оценка |
Часто традиционная, но с акцентом на деятельность на уроке и проекты. |
Прозрачная и основана на достижении целей спринта. Команда сама оценивает свою продуктивность на Ретроспективе. |
Как они могут работать вместе
Это самое интересное! Flipped Classroom и EduScrum идеально дополняют друг друга в рамках одного курса или проекта, поскольку часто есть необходимость в проектной работе.
К примеру, у вас есть курс по веб-разработке. Здесь «перевернутый класс» становится этапом изучения теории:
-
Преподаватель даёт студентам на самоподготовку ряд видеоуроков и лекций — например, «Основы HTML и CSS»;
-
Студенты изучают материал в своем темпе, отвечают на тестовые задания, проходят контрольный срез знаний в виде тестов.
Далее наступает этап практики и сдачи проекта:
-
Сначала формируется задача — за три недели команда из 3—4 человек должна создать лендинг по заданной тематике;
-
Распределение ролей — преподаватель становится Скрам-мастером (владельцем продукта), остальные распределяются в соответствии с задачами;
-
Планирование — команда создаёт бэклог продукта (функции сайта, список элементов, страниц и т.п.) и выбирает задачи на первую неделю (спринт);
-
Работа в спринте — в течение недели команда работает над задачами, используя онлайн-уроки как рабочие сессии. Вместо лекции учитель ходит по "комнатным" сессиям в Zoom, отвечает на вопросы, помогает решить проблемы, мешающие прогрессу (убирает «блоки»);
-
Ежедневные стендапы — команда проводит короткие 5-минутные встречи в чате или голосом: «Что я сделал вчера? Что сделаю сегодня? Какие есть препятствия?»;
-
Ретроспектива и обзор спринта — в конце недели команда показывает готовый фрагмент лендинга (например, шапку и главный экран), обсуждает, что прошло хорошо, а что можно улучшить в процессе работы.
В этом сценарии перевернутый класс освобождает время онлайн-уроков от лекций для активной проектной работы. EduScrum в свою очередь организует проектную работу, сделав ее структурированной, прозрачной и максимально приближенной к реальным условиям, развивая при этом soft skills.
Итог
Для владельца онлайн-школы практический вывод заключается в отказе от поиска одной универсальной методики в пользу гибкого проектирования образовательного опыта под конкретные цели и аудиторию курса. Используйте перевернутый класс как скелет для освобождения живого времени под практику, а EduScrum — как инструмент для организации сложных проектов, развивающий soft skills.
Ключ — в дозированном и целевом интерактиве: от быстрых опросов для разогрева до работы в малых группах над кейсами и питч-сессий с peer-to-peer ревью, где каждое действие имеет четкую педагогическую цель, а не является развлечением.
Комбинируйте «жесткий скелет» чек-листов и стандартов для новичков с «творческой свободой» проектной работы для продвинутых, создавая персонализированный и результативный путь для студента, где он из пассивного слушателя превращается в активного создателя своего результата.
Источники
При подготовке материала использовались следующие источники: