Перевернутый класс (Flipped Classroom): как внедрить в свой онлайн-курс

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 07.11.2025 Обновлено 07.11.2025
Перевернутый класс (Flipped Classroom): как внедрить в свой онлайн-курс

Методика перевернутого класса (Flipped Classroom), казалось бы, идеально адаптируется к потребностям онлайн-школ, так как делает обучение более осмысленным. Однако далеко не всегда её можно успешно применить.

Разберемся, как вообще устроен процесс и на какие онлайн-курсы он ложится лучше всего.

Что такое перевернутый класс? Суть методики

Всем известна классическая модель обучения: лекция (передача знаний) на занятии — домашняя работа (закрепление) самостоятельно — проверка знаний учителем на следующем уроке (семинаре).

Однако при внедрении Flipped Classroom все несколько иначе: самостоятельное изучение теории дома — практика, обсуждение, решение задач на занятии с преподавателем и в группе.

Говоря простыми словами, студенты смотрят видеоуроки, читают выданные им методические пособия, проходят интерактивные модули. А на онлайн-уроке они не слушают монолог преподавателя, а работают: выполняют проекты, дискутируют, разбирают кейсы, получают персональную помощь и обратную связь

Базовый принцип «перевернутого класса» в том, чтобы правильно понять роль преподавателя. По сути он должен превратиться из «транслятора информации» в наставника, фасилитатора и ментора, который направляет и помогает применять знания на практике.

Как работает перевернутый класс в онлайн-обучении

Виртуальная среда — идеальный полигон для внедрения «перевернутого класса», так как она изначально предполагает дистанционные материалы и самоподготовку. При этом сам учебный процесс легко разбить на два этапа.

1. Индивидуальная работа

Преподаватель готовит и предоставляет студентам материалы для самостоятельного изучения:

  • Короткие видеоуроки (5-15 минут) — самый популярный формат. Например, запись экрана с объяснением темы, интерактивное видео с вставленными вопросами;

  • Интерактивные презентации (например, в Canva или Nearpod);

  • Статьи, подкасты, схемы, инфографика;

  • Онлайн-курсы с автоматическими тестами на платформах вроде Stepik, GetCourse, Teachable.

Задача студента здесь изучить материал, сделать базовые заметки и сформулировать вопросы. Узким местом может быть непонимание темы — поэтому у студента всегда должна быть возможность задать вопрос преподавателю и оперативно получить ответ, а также разобрать материал с одногруппниками.

2. Интерактивный онлайн-урок (Групповая работа)

Проводится в формате видеоконференции (Zoom, Google Meet, Microsoft Teams), либо на собственной платформе онлайн-школе.

Что происходит на уроке:

  1. Q&A сессия. Преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у студентов при изучении темы;

  2. Практика. Разбор сложных моментов, которые невозможно понять самостоятельно;

  3. Интерактивные задания. Работа в малых группах (в сессионных залах — Breakout Rooms), мозговые штурмы, дискуссии, дебаты;

  4. Решение практических задач и кейсов. Применение теории в смоделированных реальных ситуациях;

  5. Проектная работа. Совместное создание презентаций, документов, прототипов;

  6. Игры и симуляции. Для вовлечения и отработки навыков.

3. Проектная работа

К двум обязательным этапам может добавляться и третий — сдача сквозного проекта, который студенты делают в течение всего курса (или на определенном этапе курса). При этом проект чаще всего не индивидуальный, а групповой с распределением ролей и обязанностей.

Основное здесь — роль преподавателя как наставника и медиатора, или, например, своеобразного team lead, если речь идёт об IT-направлениях.

Чтобы проект двигался в заданном направлении, а все этапы проходили в срок, назначаются отдельные встречи-митапы, где студенты презентуют свои результаты и объясняют, как работали над проектом и какие задачи выполняли.

Преимущества и недостатки методики Flipped Classroom

Любая методика имеет как свои неоспоримые плюсы, так и свои ограничения. В числе первых:

  1. Более глубокое освоение материала. Студенты активно используют знания, а не просто запоминают то, что им пересказал лектор;

  2. Развитие мягких навыков (Soft Skills). Перевернутый класс задумывался как методика для развития командного решения задач. Кроме того, студенты хорошо прокачивают критическое мышление, коммуникацию, ситуационное реагирование;

  3. Персонализация обучения. Преподаватель видит реальные пробелы студентов и может работать с каждым индивидуально, но при этом не давит в стиле «делай, как надо»;

  4. Гибкость. Студенты могут изучать теорию в любое удобное время и в своем темпе — отмотать запись, пересмотреть сложный момент, сделать пометки и перечитать;

  5. Повышение ответственности. Методика учит студентов самоорганизации и самостоятельности, поскольку у каждого домашнего задания есть четкий дедлайн, который не даст ему продвинуться дальше. То же самое и с проектной работой — каждая часть проекта должна быть сдана вовремя;

  6. Эффективное использование времени урока. Самое ценное — время прямого контакта с экспертом — тратится на самое важное.

В числе недостатков и рисков:

  1. Высокая нагрузка на преподавателя на старте курса. Создание качественного видеоконтента и интерактивных материалов требует довольно большого количества времени и усилий;

  2. Зависимость от дисциплинированности студентов. Не все студенты мотивированы учиться самостоятельно и могут приходить на урок неподготовленными;

  3. Цифровое неравенство. Не у каждого студента есть стабильный интернет или необходимое оборудование для комфортной работы с контентом. Это особенно касается ресурсоемких проектов, будь то 3D-моделирование или компиляция сложного кода;

  4. Сложность оценки вклада. В групповой работе бывает сложно объективно оценить персональные заслуги каждого участника;

  5. Риск «потери» студентов. Если материалы скучные или их слишком много, студент может быстро выгореть и не дойти до конца обучения.

Где уместно внедрить «перевернутый класс», а где нет

Само содержание вашего онлайн-курса должно дать ответ на этот вопрос. Нужно смотреть, чему вы хотите научить и какие знания даёт. Но в целом Flipped Classroom очень хорошо подходит на курсы, где много информации, а студент приходит идеально замотивированным на учёбу:

  • Обучение по сложным и практико-ориентированным предметам — программирование, дизайн, маркетинг, менеджмент, иностранные языки;

  • Обучения взрослых (андрогогика), где ценится самостоятельность и фокус на решении практических задач;

  • Исследовательская и проектная деятельность — курсы с неким практическим результатом (проект для портфолио, новый полезный навык);

  • Курсы, где меньше зубрёжки и больше креатива.

Однако метод перевернутого класса может не сработать там, где важен авторитет наставника или требуются четкие how-to инструкции:

  • Обучение детей младшего школьного возраста, у которых еще не развиты навыки самоорганизации. Требуется активное вовлечение родителей и контроль дисциплины;

  • Курсы с отработкой моторных или физических навыков, где требуется присутствие преподавателя (например, игра на музыкальных инструментах или техника рисунка);

  • В аудиториях с очень низкой исходной мотивацией, где нет внутренней дисциплины.

Пошаговое внедрение методики перевернутого класса в онлайн-школе

Шаг 1: Выбор темы и подготовка контента

Начните с одной модуля или темы, а не со всего курса. На этом этапе важно подготовить «домашние» материалы: запишите 3—4 коротких (до 10 минут) видео по ключевым аспектам темы. Добавьте текстовик с основными тезисами и ссылки на дополнительные ресурсы.

Пример: Для курса по интернет-маркетингу тема «SEO-оптимизация»

Вы готовите: видео «Что такое ключевые слова?», видео «Мета-теги и их заполнение», статью «10 ошибок внутренней оптимизации».

Шаг 2: Создание системы контроля и вовлечения

Важно убедиться, что студенты досконально изучили материал. Поэтому добавьте в конце каждого видео или статьи короткий тест (квиз) из 2—3 вопросов. Это может быть автоматический тест на вашей LMS (Learning Management System).

Пример: После видео о ключевых словах дайте задание: «Выберите 3 потенциальных ключевых запроса для сайта кофейни в вашем городе».

Шаг 3: Техническая реализация и инструктаж

Выберите удобную платформу для видеоконференций с функцией сессионных залов — не обязательно они должны проходить на собственной платформе школы. Если такой возможности нет, можно использовать и готовые решения вроде Google Classroom.

Также подготовьте и протестируйте совместные доски (Miro, Jamboard) для групповой работы. Для тестового прогона можно использовать знакомых и сотрудников школы.

Четко проинструктируйте студентов до начала курса:

  • Объясните, как устроен процесс;

  • Распределите их роли в онлайн-встрече и ваши ожидания;

  • Разъясните регламент и порядок ответов (кто докладывает, сколько времени даётся на ответ/возражение, сессию вопросов и ответов).

Шаг 4: Планирование интерактивной части урока

Каждую онлайн-встречу желательно продумывать отдельно, исходя из того, какую тему вы в данный момент изучаете и какими были итоги прошлых встреч. Обязательно собирайте обратную связь по качеству предыдущих уроков и отмечайте, что улучшить и изменить, а что наоборот оставить как есть. В идеале каждый митап с преподавателем должен быть живым, динамичным и сугубо практическим.

Пример структуры урока на 60 минут:

  • 0—10 мин. Разминка, «перекличка» и ответы на самые частые вопросы по теории;

  • 10—40 мин. Практический блок. Например, работа в малых группах (Breakout Rooms) — «Проанализируйте сайт условного клиента по чек-листу SEO-оптимизации»;

  • 40—55 мин. Презентация результатов группами и общая дискуссия. Здесь каждый должен высказать свою позицию и точку зрения, поэтому, чтобы обсуждение не превратилось в балаган, установите регламент для всех участников;

  • 55—60 мин. Резюме от преподавателя, выводы, раздача «ачивок» и задание на следующую неделю.

Шаг 5: Сбор обратной связи и итерации

На этапе первого цикла важно собрать обратную связь путем опроса среди студентов: что было удобно, что сложно, какие форматы понравились? На основе фидбека улучшайте свои материалы и формат проведения онлайн-уроков.

Читайте также: Отзывы о курсах и почему они важны для любой онлайн-школы

Что лучше EduScrum или «перевернутый класс»?

В одной из прошлых статей мы освещали методику EduScrum в образовательном процессе онлайн-школ и может показаться, что это одно и то же, что и перевернутый класс.

Читайте также: EduScrum: что это за методика и как её встроить в свой онлайн-курс

Но на самом деле нет:

  • Перевернутый класс — это методика организации учебного контента и времени («теория дома — практика на уроке»);

  • Eduscrum — это методика организации процесса обучения и работы команды (учебный проект как agile-проект).

Обе методики делают процесс эффективным, но реализуются на совершенно разных уровнях.

Сравнительная таблица

Критерий

Перевернутый класс (Flipped Classroom)

EduScrum

Суть методики

Модель распределения учебного материала. Перенос передачи знаний на самостоятельную фазу, а закрепления — на интерактивную групповую фазу.

Фреймворк (структура) для организации проектной работы в команде. Адаптация гибкой методологии Scrum для образовательного процесса.

Основная цель

Глубокое усвоение материала через активное применение знаний на уроке при поддержке преподавателя.

Эффективная командная работа над учебным проектом, развитие самоуправления, ответственности и сотрудничества.

Ключевой принцип

Инверсия домашнего и классного этапов.

Итеративная работа короткими циклами (спринтами) с постоянной обратной связью.

Роль учителя

Наставник, фасилитатор, эксперт, который помогает применять знания.

Скрам-мастер, коуч, который помогает команде самостоятельно организовать работу, убирает препятствия. Не является менеджером, который ставит задачи.

Роль ученика

Активный участник, который приходит на урок подготовленным для деятельности.

Самоуправляемый член команды. Ученики сами распределяют роли (Скрам-мастер, Владелец Продукта) и задачи внутри команды.

Организация времени

Два четких этапа: 1) Самостоятельное изучение теории. 2) Практика на уроке.

Работа циклами (спринты), обычно 1-3 недели. В конце каждого спринта — готовый фрагмент проекта.

Ключевые инструменты

Видеоуроки, статьи, интерактивные задания, онлайн-тесты.

Бэклог продукта (список всех заданий), Бэклог спринта (задачи на текущий цикл), Доска задач (To Do / In Progress / Done), Ежедневные стендапы.

Оценка

Часто традиционная, но с акцентом на деятельность на уроке и проекты.

Прозрачная и основана на достижении целей спринта. Команда сама оценивает свою продуктивность на Ретроспективе.

Как они могут работать вместе

Это самое интересное! Flipped Classroom и EduScrum идеально дополняют друг друга в рамках одного курса или проекта, поскольку часто есть необходимость в проектной работе.

К примеру, у вас есть курс по веб-разработке. Здесь «перевернутый класс» становится этапом изучения теории:

  • Преподаватель даёт студентам на самоподготовку ряд видеоуроков и лекций — например, «Основы HTML и CSS»;

  • Студенты изучают материал в своем темпе, отвечают на тестовые задания, проходят контрольный срез знаний в виде тестов.

Далее наступает этап практики и сдачи проекта:

  1. Сначала формируется задача — за три недели команда из 3—4 человек должна создать лендинг по заданной тематике;

  2. Распределение ролей — преподаватель становится Скрам-мастером (владельцем продукта), остальные распределяются в соответствии с задачами;

  3. Планирование — команда создаёт бэклог продукта (функции сайта, список элементов, страниц и т.п.) и выбирает задачи на первую неделю (спринт);

  4. Работа в спринте — в течение недели команда работает над задачами, используя онлайн-уроки как рабочие сессии. Вместо лекции учитель ходит по "комнатным" сессиям в Zoom, отвечает на вопросы, помогает решить проблемы, мешающие прогрессу (убирает «блоки»);

  5. Ежедневные стендапы — команда проводит короткие 5-минутные встречи в чате или голосом: «Что я сделал вчера? Что сделаю сегодня? Какие есть препятствия?»;

  6. Ретроспектива и обзор спринта — в конце недели команда показывает готовый фрагмент лендинга (например, шапку и главный экран), обсуждает, что прошло хорошо, а что можно улучшить в процессе работы.

В этом сценарии перевернутый класс освобождает время онлайн-уроков от лекций для активной проектной работы. EduScrum в свою очередь организует проектную работу, сделав ее структурированной, прозрачной и максимально приближенной к реальным условиям, развивая при этом soft skills.

Итог

Для владельца онлайн-школы практический вывод заключается в отказе от поиска одной универсальной методики в пользу гибкого проектирования образовательного опыта под конкретные цели и аудиторию курса. Используйте перевернутый класс как скелет для освобождения живого времени под практику, а EduScrum — как инструмент для организации сложных проектов, развивающий soft skills.

Ключ — в дозированном и целевом интерактиве: от быстрых опросов для разогрева до работы в малых группах над кейсами и питч-сессий с peer-to-peer ревью, где каждое действие имеет четкую педагогическую цель, а не является развлечением.

Комбинируйте «жесткий скелет» чек-листов и стандартов для новичков с «творческой свободой» проектной работы для продвинутых, создавая персонализированный и результативный путь для студента, где он из пассивного слушателя превращается в активного создателя своего результата.


Источники

При подготовке материала использовались следующие источники:

Читайте также
Все статьи