Отмена домашних заданий в школах в 2025 году: будет или нет?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 17.09.2025 Обновлено 04.10.2025
Отмена домашних заданий в школах в 2025 году: будет или нет?
Автор фото freepik

Осенью 2025 года в Госдуме РФ активно обсуждался вопрос об отмене классической «домашки» в российских школах, и многие ученики вместе с родителями задавались вопросом: а действительно ли её отменят? Что ж, обо всём по порядку.

Отмена домашних заданий 2025: что известно?

Начнём с того, что домашняя работа — это такая форма классического обучения, при которой учитель даёт ученику задания для самостоятельного решения. Предполагается, что школьник должен сам разобраться и найти ответы на вопросы и таким образом закрепить пройденный материал. Домашние задания бывают нескольких видов:

  • Устные (прочитать и пересказать, заучить наизусть стихотворение и т.п.);
  • Письменные (примеры, упражнения, решение задач, написание сочинений);
  • Практические (проекты, наблюдения с докладом, конструирование и т.п.).

Надо сказать, что дискуссия вокруг домашней работы — одна из самых горячих в современной педагогике, и ведется она ещё с советских времен: есть у неё как яростные противники, так и не менее пылкие защитники.

Новый виток дискуссии разгорелся в августе 2025 года. Вопрос о том, чтобы исключить из учебного процесса форму самообучения, на этот раз подняли депутаты от партии «Новые люди» Владислав Даванков, Сардана Авксентьева и Антон Ткачев. Они направили в адрес министра просвещения Сергея Кравцова официальное письмо с предложением сделать Новосибирскую область пилотным регионом, где будут отменены домашние задания в нынешнем виде с заменой их на творческие форматы.

Основной аргумент авторов обращения: повальное использование школьниками нейросетей, из-за которых не формируются глубокие знания, а задания выполняются формально. Притом ИИ-ассистенты нередко дают ошибочные или неточные ответы.

Инициативу вроде бы уже поддержали представители других партий, указывая на то, что домашние задания должны быть как минимум трансформированы во что-то практически полезное, а не просто зубрёжку. По проблеме домашних заданий, в частности, высказался председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем ТГ-канале, который отмечал, что школьники ими перегружены и тратят на учёбу дома по 8—10 часов в день.

«Есть примеры, когда домашние задания носят исследовательский и творческий характер, что дает ребенку навыки более глубокого изучения тем и формирует критическое мышление. Дети должны развиваться, а не искать готовые ответы при помощи различных программ и ИИ», — написал политик

В то же время отмена ДЗ в школах может потребовать полного пересмотра Федеральных образовательных стандартов, а это повлечёт за собой перестройку всей системы школьного образования. Естественно, процесс будет небыстрым и принесет не только временные, но и колоссальные материальные затраты (в том числе на переподготовку педагогов). Кроме того, школьники могут не обнадеживаться: «домашка» после таких реформ всё равно не будет ликвидирована, а просто переработана в иные форматы. В каком именно виде — также пока не понятно.

В общем, сейчас всё оставлено, как есть: министр просвещения РФ заявил, что отмены ДЗ в школах не планируется.

«Домашнее задание — это основная часть учебного процесса, есть во всех странах. Это закрепление пройденного материала, важный элемент обучения»
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Источник: РИА Новости

Что стало с домашними заданиями в 2025 году

Отмены домашки ждать не стоит, но вот сокращение часов на самостоятельную работу последовало. Минпросвещения признало проблему с перегруженностью школьников и решило подкорректировать нагрузку. С 1 сентября 2025 года вступили в силу новые нормы, где отрегулировано количество уроков в неделю, регламентировано количество часы на подготовку дома и обязательные предметы.

Отныне количество часов в расписании и домашней работы строго регламентировано требованиями СанПиНа и не зависит от внутренних правил школы, поэтому «домашки» станет заметно меньше. Нагрузка при этом распределяется, исходя из возраста ребенка и ступени школьного образования:

Классы Нагрузка
1 класс нет домашней работы
2—4 классы 1 час в день
5—9 классы не более 2 часов в день
10—11 классы не более 3 часов в день

Соответственно, домашней работы отныне станет меньше и, если учитель сознательно или ненамеренно перегружает ребёнка, это повод пожаловаться руководству школы.

Доводы ЗА домашние задания

Копья сторонников и противников домашних заданий в школе, пожалуй, не прекратят ломаться никогда. Но здравое зерно есть в рассуждениях обеих фракций.

Сторонники обязательности ДЗ в школе имеют несколько весомых аргументов, подтвержденных наукой и педагогической практикой:

  1. Домашняя работа позволяет справляться с «кривой забывания Эббингауза» — так называют закономерность, согласно которой большая часть усвоенной информации теряется в первые часы без повторения. Повторение материала дома помогает кратковременное запоминание трансформировать в долговременную память;
  2. Развитие самостоятельности и ответственности. Домашние задания учат ребенка планировать время, расставлять приоритеты и делать всё вовремя, а потом отвечать за результат. Это важнейший навык для взрослой жизни и карьеры;
  3. В ту же копилку развитие волевых качеств, когда ребенок приучается делать то нужно в данный момент (даже очень неприятное), а не то, что хочется;
  4. Раскрытие индивидуальных пробелов. В классе с 30 учениками учитель физически не может уделить внимание каждому. Дома, выполняя задание самостоятельно, ребенок сталкивается с конкретными трудностями. Это помогает и ему самому, и родителям, и учителю (при проверке) увидеть, какие темы усвоены плохо и требуют дополнительного разъяснения;
  5. Вовлеченность родителей. Домашнее задание — это возможность для мам и пап быть в курсе того, что и как изучает их ребенок, оценить его прогресс и трудности. Это форма коммуникации между школой и семьей;
  6. Подготовка к вузу. В университете практически вся учёба построена на самоподготовке, и если просто убрать ДЗ из системы школьного образования, ребёнок попросту не будет знать, как ему готовиться самостоятельно.

Доводы ПРОТИВ домашних заданий

Их оппоненты также приводят контраргументы в пользу если не полной отмены, то радикального сокращения «домашки» в школах:

  1. Хроническая перегруженность ребенка, которому хватает кружков, спортивных секций, конкурсов и прочих активностей. Избыток учёбы чреват излишним стрессом и проблемами с психикой;
  2. Неэффективность и формализм. Часто домашняя работа — это механическое переписывание параграфов и поиск ответов в интернете. Вместо осмысленной работы происходит имитация деятельности, не несущая никакой образовательной ценности;
  3. Усиление образовательного неравенства. Не у всех детей есть дома условия для качественного выполнения заданий, например, отдельная комната, свой письменный стол, помощь образованных родителей или репетиторов. В результате дети из менее обеспеченных или неблагополучных семей оказываются в заведомо проигрышной позиции, что увеличивает разрыв в успеваемости;
  4. Сокращение времени на отдых, хобби и общение с семьей. Детство — это не только учеба. Важно иметь время для игр, прогулок, творчества и простого ничегонеделания. Это необходимо для психологического и социального развития ребенка. Домашние задания часто "съедают" это время, приводя к конфликтам в семье;
  5. Снижение интереса к познанию. Когда учеба ассоциируется с бесконечной, нудной «домашкой», она убивает естественную любознательность. Образование должно пробуждать интерес, а не гасить его монотонным трудом после основного учебного дня;
  6. Возможность перераспределения времени. Сторонники отмены считают, что весь необходимый материал должен усваиваться в рамках школьного дня. Это потребует перехода на более эффективные методики преподавания, проектной работы в классе и индивидуализации обучения.

По итогу, сейчас вопрос не в «отменят или нет домашнюю работу в школах?», а в пересмотре подхода. Оптимальным путем видится отказ от однообразных, объемных заданий в пользу точечных, творческих и проектных работ, которые действительно мотивируют ребенка и имеют практическую ценность, не отнимая у него детства.

Куда жаловаться, если ребенку задают много домашней работы

В первую очередь нужно помнить, что большие объемы "домашки" это прямое нарушение норм СанПиНа, а теперь ещё и прямого распоряжения Министерства просвещения. Норма ДЗ прописана в п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Как понять, что учитель задал слишком много

Как известно "много" - растяжимое понятие. Дети по-разному справляются с нагрузкой: кто-то работает быстрее, кому-то нужно больше времени. К тому же, ученик может не понять тему на уроки, а то и вовсе хронически отставать по предмету, следовательно, на подготовку дома он будет тратить больше часов.

Однако объективные критерии, что педагог перестарался с домашкой, тоже имеются:

  • Объем заданного на дом явно превышает объем пройденного в классе;

  • Ребенок не может объяснить, что проходил на уроке, но при этом должен выполнить работу дома;

  • Уроки делает долго весь класс. Поинтересуйтесь в родительском чате, кто и сколько времени тратит на подготовку дома и насколько тяжело детям даётся эта работа.

Почему много домашки - это плохо

У педагогов, как водится, свой взгляд на учебный процесс. К тому же, у них есть план и график по темам, а из-за разных форс-мажоров приходится наверстывать не пройденный материал дома. Однако, невзирая на мотивы учителя, много самостоятельной работы дома - это вредно. Во-первых, она угнетает иммунитет ребенка, во-вторых, снижается концентрация и запоминание пройденного, в-третьих, мотивация к учебе постепенно пропадает.

Вот поэтому нельзя пускать ситуацию на самотёк или слепо доверять авторитету учителя. Разумеется, если это эксцесс (мало ли - педагог пытается нагнать материал после больничного), наверное, не стоит реагировать слишком остро. Но вот если самостоятельной работой дома грузят систематически, время перейти к решительным действиям.

Как действовать, если учитель много задаёт на дом

Для начала нужно разобраться в причинах и выяснить, почему педагог действует именно так. Спокойно и без нажима всё обсудите с учителем. Лучше организоваться с другими родителями, поскольку коллективно решать подобные проблемы проще и быстрее. Если педагог после первого разговора не прислушался к вашим доводам, время подключать директора и завуча. 

Пишите письменное обращение в свободной форме, обязательно сошлитесь в нем на указанный выше пункт СанПиНа. Обязательно дайте понять, что должностным лицам, коим является и директор общеобразовательного заведения, грозит штраф по Статье 6.7 КоАП РФ, если меры не будут приняты.

Если ваши требования были проигнорированы, а нагрузка не уменьшается, время подключать тяжелую артиллерию. Куда жаловаться:

  • Роспотребнадзор (поскольку нарушены санитарные нормы, следовательно, возможен вред здоровью ребенка). Обращения принимают по адресу электронной почты: grafik_kr@obrnadzor.gov.ru. В жалобе необходимо регион, школу и удобный способ обратной связи (электронную почту, мобильный телефон);

  • Министерство образования и науки. Обращения также принимают на официальном сайте ведомства — minobrnauki.gov.ru. В письме также опишите суть проблемы, а также приложите материалы в электронной форме. Это должно быть обращение на имя директора, запись разговора с учителем и администрацией школы, выписки из электронного дневника с количеством заданной работы, скрины с перепиской в чате класса;

  • Прокуратура. Подключать это ведомство следует, если есть явные основания для проверки, то есть ситуация не решается должным образом. В обращении также лучше ссылаться на нарушение санитарных норм.

Кстати, что учителя нередко нагружают домашкой, но в электронном дневнике почему-то "забывают" её указывать. Однако в данном случае лучше прикладывать к заявлению материалы из переписок в общем чате: надзорные ведомства должны удостовериться, что это не разовый инцидент, а систематическое нарушение СанПиНа со стороны школы. Будет проще, если родители будут действовать вместе: коллективные жалобы, как правило, рассматриваются быстрее и эффективнее.


Источники

РИА Новости

Минпросвещения РФ

Большая Российская Энциклопедия


Комментарии
Всего
2
2025-09-19T00:00:00+05:00
А че все так трясутся что у ребенка не будет детства? И как его вообще может лишить домашняя работа?
2025-10-04T00:00:00+05:00
у вас наверное детей нет и вы не знаете, какой дурдом творится. С дочкой в пятом классе иногда до ночи сидели занимались. Домашки столько что у меня ум за разум уже заходил. мне ребенка своего жалко. Причем мало дз, так еще какие-то поделки в школу тащи, какие-то конкурсы и внеклассные дела. балы какие-то, где надо платья самому шить. Еще годик наверное потерпим и я её на домашнее обучение заберу
Читайте также
Все статьи