Отмена домашних заданий в школах в 2025 году: будет или нет?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 17.09.2025 Обновлено 17.09.2025
Отмена домашних заданий в школах в 2025 году: будет или нет?
Автор фото freepik

Осенью 2025 года в Госдуме РФ активно обсуждался вопрос об отмене классической «домашки» в российских школах, и многие ученики вместе с родителями задавались вопросом: а действительно ли её отменят? Что ж, обо всём по порядку.

Отмена домашних заданий 2025: что известно?

Начнём с того, что домашняя работа — это такая форма классического обучения, при которой учитель даёт ученику задания для самостоятельного решения. Предполагается, что школьник должен сам разобраться и найти ответы на вопросы и таким образом закрепить пройденный материал. Домашние задания бывают нескольких видов:

  • Устные (прочитать и пересказать, заучить наизусть стихотворение и т.п.);
  • Письменные (примеры, упражнения, решение задач, написание сочинений);
  • Практические (проекты, наблюдения с докладом, конструирование и т.п.).

Надо сказать, что дискуссия вокруг домашней работы — одна из самых горячих в современной педагогике, и ведется она ещё с советских времен: есть у неё как яростные противники, так и не менее пылкие защитники.

Недавно споры между ними разгорелись с новой силой. Вопрос о том, чтобы исключить из учебного процесса форму самообучения, на этот раз подняли депутаты от партии «Новые люди» Владислав Даванков, Сардана Авксентьева и Антон Ткачев. Они направили в адрес министра просвещения Сергея Кравцова официальное письмо с предложением сделать Новосибирскую область пилотным регионом, где будут отменены домашние задания в нынешнем виде с заменой их на творческие форматы.

Основной аргумент авторов обращения: повальное использование школьниками нейросетей, из-за которых не формируются глубокие знания, а задания выполняются формально. Притом ИИ-ассистенты нередко дают в корне неверные или неточные ответы.

Инициативу вроде бы уже поддержали представители других партий, указывая на то, что домашние задания должны быть как минимум трансформированы во что-то практически полезное, а не просто зубрёжку.

По проблеме домашних заданий, в частности, высказался председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем ТГ-канале, который отмечал, что школьники ими перегружены и тратят на учёбу дома по 8—10 часов в день.

«Есть примеры, когда домашние задания носят исследовательский и творческий характер, что дает ребенку навыки более глубокого изучения тем и формирует критическое мышление. Дети должны развиваться, а не искать готовые ответы при помощи различных программ и ИИ», — написал политик

В то же время отмена ДЗ в школах может потребовать полного пересмотра Федеральных образовательных стандартов, а это повлечёт за собой перестройку всей системы школьного образования.

Естественно, всё это принесёт и временные, и материальные затраты (в том числе на переподготовку педагогов). Кроме того, «домашка» скорее всего не будет ликвидирована окончательно, а просто переформатирована в нечто более творческое. В каком именно виде — также пока не понятно.

На текущий момент всё оставлено, как есть: министр просвещения РФ заявил, что отмены ДЗ в школах не планируется.

«Домашнее задание — это основная часть учебного процесса, есть во всех странах. Это закрепление пройденного материала, важный элемент обучения»
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Источник: РИА Новости

Впрочем, это вовсе не означает, будто изменений совсем нет.

Что стало с домашними заданиями в 2025 году

Минпросвещения признало проблему с перегруженностью школьников и решило подкорректировать нагрузку. С 1 сентября 2025 года вступили в силу новые нормы, где отрегулировано количество уроков в неделю, регламентировано количество часы на подготовку дома и обязательные предметы.

Отныне количество часов в расписании и домашней работы строго регламентировано требованиями СанПиНа и не зависит от внутренних правил школы, поэтому «домашки» станет заметно меньше. Нагрузка при этом распределяется, исходя из возраста ребенка и ступени школьного образования:

Классы Нагрузка
1 класс нет домашней работы
2—4 классы 1 час в день
5—9 классы не более 2 часов в день
10—11 классы не более 3 часов в день

Соответственно, домашней работы должно стать меньше и теперь, если учитель сознательно или ненамеренно перегружает ребёнка, это повод пожаловаться руководству школы.

Как научить ребёнка делать домашние задания: практические рекомендации

Ограничение часов на самоподготовку дома, конечно же, радует, но далеко не всегда дело в требовательных учителях. В ваших силах, как родителя, помочь ребёнку подготовиться к урокам, и научить его самостоятельно справляться с домашней работой.

1. Создайте правильные условия и режим

  • Постоянное рабочее место. У ребенка должен быть свой письменный стол, хорошее освещение и тишина. Никаких уроков перед телевизором или с телефоном в руках (исключение — если он нужен для задания);
  • Режим — всему голова. Определите четкое и регулярное время для домашней работы. Лучше всего после отдыха, но до вечерних развлечений. Например, с 16:00 до 18:00. Режим вырабатывает привычку и дисциплинирует;
  • «Сначала работа, потом игра». Постарайтесь доходчиво донести этот принцип и самое главное — сами неукоснительно следуйте ему. Ощущение выполненного долга сделает отдых еще приятнее.

2. Научите планировать и декомпозировать задачи

  • План на вечер. Перед началом помогите ребенку составить список всех заданий на день и распланировать время. Если он посещает спортивные секции и кружки, проследите, чтобы домашняя работа была встроена в расписание с дополнительными активностями;
  • Расставление приоритетов. Научите его определять, что делать сначала: сложное или легкое? Воспользуйтесь методом «съесть лягушку» Брайна Трейси: начинать лучше с самого неприятного или трудного задания, чтобы остальное делалось легче;
  • Декомпозиция больших задач. Большой проект или объемное сочинение всегда пугают и заставляют прокрастинировать. Научите ребенка разбивать их на маленькие, понятные шаги. Не «выучить 50 слов», а «выучить 10 слов, потом еще 10» и т.д.

3. Займите правильную позицию: не указывать, а направлять

Пожалуй, главный компонент, о котором забывают многие родители, поскольку им вечно не хватает терпения. И тогда вместо того, чтобы помочь разобраться, они делают ДЗ самостоятельно. Это большая ошибка, которая и вас вгоняет в лишний стресс, и у ребенка отбивает всякую инициативу учиться. Поэтому соблюдайте три основных правила:

  • Вы — наставник, а не исполнитель. Ваша цель — помочь ребенку найти ответ самому, а не сказать его. Задавайте наводящие вопросы: «Как ты думаешь, с чего тут стоит начать?», «А что об этом говорилось в учебнике?», «Давай посмотрим на похожий пример»;
  • Право на ошибку. Не спешите исправлять каждую помарку. Пусть ребенок сначала сделает задание сам, а вы проверите потом и обсудите ошибки. Ошибка — это не провал, а ценный опыт и точка роста;
  • Не кричите и не давите. Если видите, что выходите из себя, лучше уйдите и дайте себе время остыть. Криком знания не вобьёшь.

4. Постепенно отпускайте контроль

Ещё один обязательный компонент для формирования самостоятельности:

  • Метод «помоги мне сделать это самому». Сначала вы сидите рядом и помогаете на всех этапах. Потом только проверяете задание после выполнения. Затем только проверяете часть заданий. В итоге ребенок учится делать все сам и лишь приносит вам дневник для подписи;
  • Делегируйте ответственность. Четко дайте понять, что домашнее задание — это зона ответственности ребенка. Вы готовы помочь, но это его задача. Последствия невыполненной работы (например, плохая оценка) — тоже его опыт;
  • Хвалите за усилия, а не только за результат. «Я вижу, как ты старался!», «Ты так хорошо сконцентрировался!» Это формирует установку расти, а не зависимость от похвалы за пятерки.

5. Будьте на связи со школой

Знайте учителей и требования. Посещайте родительские собрания, чтобы понимать критерии оценок и требования педагогов. Не стесняйтесь задавать вопросы, если кажется, что нагрузка необоснованно высока или учитель излишне придирается — зачастую это вовсе не так.

Если задание кажется вам непонятным, слишком объемным или неадекватным, вежливо уточните у учителя его цель. Иногда дети неправильно его записывают.

6. Что делать, если ребенок не понимает тему?

В первую очередь постарайтесь разобраться самостоятельно, ведь школьные знания могли подзабыться, к тому же критерии оценки и учебники в нынешней школе сильно поменялись. Ваша задача дать знания и помочь ребёнку выполнить задание на пятерку.

Прежде всего попробуйте объяснить своими словами. Найдите другую форму объяснения, пользуйтесь бытовыми примерами или даже предметами для наглядности. Пресловутое «правило буравчика» из физики не поможет, если ребенок никогда его не видел. Зато он наверняка знает, что такое саморез или штопор.

Если знаний не хватает, используйте дополнительные ресурсы. Вместе посмотрите образовательное видео на эту тему, например, YouTube-каналы учителей-предметников, поищите инфографику, методички.

Разумеется, не нужно стесняться говорить ребенку: «Я не знаю», если у вас действительно нет четкого ответа на вопрос. Кроме того, постарайтесь донести мысль, что незнание — это нормально, важнее всего умение учиться, то есть добывать знания. Поэтому предложите вместе поискать ответ в учебнике, справочнике или в интернете. Так вы покажете на личном примере этот наиценнейший навык — искать информацию и разбираться в вопросе.

Ну и, наконец, если с успеваемостью совсем беда, а самостоятельно помочь не получается, призовите на помощь репетитора — иногда кратковременной поддержки специалиста достаточно, чтобы подтянуть предмет.

Доводы ЗА и ПРОТИВ «домашки» в школах

Копья сторонников и противников домашних заданий в школе, пожалуй, не прекратят ломаться никогда. Но здравое зерно есть в рассуждениях обеих фракций.

Сторонники обязательности ДЗ в школе имеют несколько весомых аргументов, подтвержденных наукой и педагогической практикой:

  1. Домашняя работа позволяет справляться с «кривой забывания Эббингауза» — так называют закономерность, согласно которой большая часть усвоенной информации теряется в первые часы без повторения. Повторение материала дома помогает кратковременное запоминание трансформировать в долговременную память;
  2. Развитие самостоятельности и ответственности. Домашние задания учат ребенка планировать время, расставлять приоритеты и делать всё вовремя, а потом отвечать за результат. Это важнейший навык для взрослой жизни и карьеры;
  3. В ту же копилку развитие волевых качеств, когда ребенок приучается делать то нужно в данный момент (даже очень неприятное), а не то, что хочется;
  4. Раскрытие индивидуальных пробелов. В классе с 30 учениками учитель физически не может уделить внимание каждому. Дома, выполняя задание самостоятельно, ребенок сталкивается с конкретными трудностями. Это помогает и ему самому, и родителям, и учителю (при проверке) увидеть, какие темы усвоены плохо и требуют дополнительного разъяснения;
  5. Вовлеченность родителей. Домашнее задание — это возможность для мам и пап быть в курсе того, что и как изучает их ребенок, оценить его прогресс и трудности. Это форма коммуникации между школой и семьей;
  6. Подготовка к вузу. В университете практически вся учёба построена на самоподготовке, и если просто убрать ДЗ из системы школьного образования, ребёнок попросту не будет знать, как ему готовиться самостоятельно.

Их оппоненты также приводят контраргументы в пользу если не полной отмены, то радикального сокращения «домашки» в школах:

  1. Хроническая перегруженность ребенка, которому хватает кружков, спортивных секций, конкурсов и прочих активностей. Избыток учёбы чреват излишним стрессом и проблемами с психикой;
  2. Неэффективность и формализм. Часто домашняя работа — это механическое переписывание параграфов и поиск ответов в интернете. Вместо осмысленной работы происходит имитация деятельности, не несущая никакой образовательной ценности;
  3. Усиление образовательного неравенства. Не у всех детей есть дома условия для качественного выполнения заданий, например, отдельная комната, свой письменный стол, помощь образованных родителей или репетиторов. В результате дети из менее обеспеченных или неблагополучных семей оказываются в заведомо проигрышной позиции, что увеличивает разрыв в успеваемости;
  4. Сокращение времени на отдых, хобби и общение с семьей. Детство — это не только учеба. Важно иметь время для игр, прогулок, творчества и простого ничегонеделания. Это необходимо для психологического и социального развития ребенка. Домашние задания часто "съедают" это время, приводя к конфликтам в семье;
  5. Снижение интереса к познанию. Когда учеба ассоциируется с бесконечной, нудной «домашкой», она убивает естественную любознательность. Образование должно пробуждать интерес, а не гасить его монотонным трудом после основного учебного дня;
  6. Возможность перераспределения времени. Сторонники отмены считают, что весь необходимый материал должен усваиваться в рамках школьного дня. Это потребует перехода на более эффективные методики преподавания, проектной работы в классе и индивидуализации обучения.

По итогу, сейчас вопрос не в «отменят или нет домашнюю работу в школах?», а в пересмотре подхода. Оптимальным путем видится отказ от однообразных, объемных заданий в пользу точечных, творческих и проектных работ, которые действительно мотивируют ребенка и имеют практическую ценность, не отнимая у него детства.


Источники

РИА Новости

Минпросвещения РФ

Большая Российская Энциклопедия

Читайте также
Все статьи