Пока на школьных собраниях звучит: «Вы обязаны готовить детей к ЕГЭ», из учительской тем временем доносится — «У нас нет времени на дополнительные занятия». На пересечении этих позиций и формируется реальность, в которой живут и ученики, и учителя.
Однако должен ли учитель готовить детей к ЕГЭ? И какие будут последствия, если главный экзамен в жизни ребенка будет провален? На этот вопрос нет чёткого ответа. Давайте разбираться.

Ответственность учителя за плохую подготовку к ЕГЭ по закону
Родители вполне могут предъявить претензии на неудовлетворительные итоги ЕГЭ напрямую школе, но учитель не несет ответственности за подготовку к госэкзаменам. По крайней мере в законе «Об образовании» и ни в одном официальном документе не отражено, что школа должна натаскивать детей на ЕГЭ. Более того, формально считается, что для сдачи экзаменов достаточно просто усвоить школьную программу в полном объеме. Так что по закону здесь предъявить нечего.
Собственно говоря, директор Федерального института педагогических измерений при Рособрнадзоре (института-разработчика ГИА) Оксана Решетникова пару лет назад давала исчерпывающий комментарий, должен или нет учитель готовить к ЕГЭ.
«Учитель должен учить по принятой в образовательной организации программе, которая соответствует Федеральному образовательному стандарту. ЕГЭ проверяет освоение программы на соответствие стандарту. Нет таких ситуаций, когда ученику, чтобы пройти порог на ЕГЭ, должны потребоваться дополнительные занятия или пособия. Тех учебников, которые лежат у него на парте, должно быть достаточно. Стандарт предусматривает обучение в средней школе на базовом или углублённом уровне. Нужно понимать, что если ребенок в школе изучает химию на базовом уровне, но планирует сдавать ЕГЭ, который рассчитан всё-таки на выявление наиболее подготовленных выпускников, усилий потребуется больше. Здесь, конечно, может помочь самостоятельная подготовка. Но это уже выбор ученика. Задача школы — помочь ребенку освоить предмет на базовом уровне, а также не препятствовать, а поддерживать желание изучать какую-то сферу дальше. Готовиться к ЕГЭ, как к смыслу жизни, не надо. Смысл обучения и самого экзамена — освоить стандартную школьную программу»
Директор ФИПИ Оксана Решетникова. Источник: Mel.fm
Иными словами, любой учебно-методический комплекс продуман таким образом, чтобы ученик мог понять предмет и успешно написать ЕГЭ. И если учитель выдает материал в полном объеме, то и подготовка к госэкзамену получается достаточной.
Читайте также: Как подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и эффективно
Читайте также: Как за 1 месяц подготовиться к ЕГЭ на высокий балл — советы и рекомендации экспертов
Обязанности учителя
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов гласят, что учитель организует подготовку к экзаменам в рамках учебной программы, то есть:
-
Проводит уроки в полном объеме и в соответствии с ФГОС;
-
Объяснять правила ЕГЭ и структуру заданий на экзамене;
-
Разбирать типовые задачи, которые совпадают с темой на уроке;
-
Помогать при подготовке к контрольным и итоговым работам, например, итоговому сочинению по русскому языку.
Что учитель делать не обязан
По сути, у педагога нет ни обязанности, ни особой возможности прицельно готовить учеников к ЕГЭ, поэтому он не должен:
-
Проводить индивидуальные консультации сверх своего рабочего времени;
-
Детально разбирать КИМы и учить заполнять экзаменационные бланки;
-
Гарантировать высокий результат на экзамене;
-
Выполнять работу репетитора по предмету во внеурочное время.
Разумеется, учителя-предметники составляют свои авторские рабочие программы и там может быть отражены и консультации по сложным темам, и групповая внеурочная подготовка. Но нужно всегда помнить, что это является не обязанностью, а добровольной нагрузкой педагога.
А обязанность готовить к ЕГЭ возложена на директора школы и его курирующих заместителей, чаще всего на завуча и зама по воспитательной работе.
«Учитель получает зарплату не за результат, а за процесс. То есть он должен обучать детей в соответствии с программой и используя выбранные им формы и методы. Ни в одном документе, регулирующем труд учителя, не сказано, что он обязан подготовить учащихся к поступлению в вуз, к Всероссийской олимпиаде или к сдаче ЕГЭ на 100 баллов»
Член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Источник: Mel.fm
Бесплатные подготовительные занятия к ЕГЭ в школе
Родители могут возразить: но ведь есть же бесплатная подготовка к ЕГЭ? Многие школы начинают её как раз в начале выпускного года и это считается само собой разумеющимся мероприятием. Спешим разочаровать: это и есть та самая добровольная (а скорее добровольно-принудительная) работа педагога. И при этом она допустима, если включена в учебный план и проводится в рамках его рабочего времени.
Читайте также: Что делать, если учитель оскорбляет ученика?
Ситуация кардинально меняется, когда речь идет о занятиях вне рамок расписания, особенно в нерабочее время. Учитель, как мы уже писали выше, не обязан бесплатно работать сверхурочно на постоянной основе, поэтому требовать от него персональных занятий с отстающими учениками после уроков незаконно. В этом случае школа будет организовывать платные курсы.
Часть 1 статьи 101 Федерального закона «Об образовании РФ» позволяет школам проводить подобные занятия за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. И деньги за подготовку к ЕГЭ педагог будет получать из премиального фонда школы, муниципальных бюджетов или через дополнительные сборы с родителей.
К слову, в начале 2025 года в одной из школ Екатеринбурга уже был скандал: родители были сильно возмущены, что за одно внеурочное занятие по ЕГЭ/ОГЭ в неделю им предлагали раскошелиться на 1 400 рублей. Директор учебного заведения тогда объяснила это решение тем, что денег на бесплатные курсы нет, поэтому финансирование и было решено переложить на плечи родителей.
Педагог-предметник при этом и вовсе может отказаться вести подготовительные занятия к ЕГЭ во внеурочное время даже за деньги, если ему это не интересно.
Справедливо и обратное: школа не имеет права принуждать ходить на платные подготовительные, если родители или ребенок этого не хотят. Коммерческие услуги оказываются сугубо в добровольной форме.
«Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается возможность для школ оказывать эти услуги платно. Однако в любом случае оказание платных услуг не может быть принудительным для родителей. Родители сами определяют, будут ли их дети посещать платные занятия или нет»
Эксперт Союза участников отношений в сфере образования (Обрсоюза) Владимир Шулов. Источник: Mel.fm
Могут ли родители подать в суд?
Теоретически это возможно: если успешная сдача ЕГЭ — это результат оказанной образовательной услуги, то и неудовлетворительный результат можно расценивать как некачественно оказанную услугу.
Правда, подавать в суд на учителя бесполезно — он, как мы уже выяснили, не отвечает за итоги аттестации. Судиться нужно с образовательной организацией в лице её директора. Однако здесь есть сложность: доказать по суду ответственность школы весьма сложно, поскольку документальные свидетельства, что школа «плохо научила», практически невозможно собрать. Более того, провальный результат должен быть массовым, дабы недоработка со стороны учреждения была очевидна.
Поэтому проще подать апелляцию на результаты экзамена в конфликтную комиссию и, если справедливого пересмотра добиться не удалось, идти в суд с иском по конкретному единичному случаю.
Риски для педагога: что будет, если ученики плохо напишут ЕГЭ?
Все вышенаписанное вовсе не означает, будто для учителя не наступит вообще никаких последствий, если выпускники не справятся с госэкзаменами. Хотя прямого наказания за низкие баллы в федеральном законодательстве нет, существует ряд административных механизмов влияния, вплоть до увольнения «по собственному желанию».
1. Аттестация и карьерный рост
Согласно статье 48 закона «Об образовании», неисполнение обязанностей, в числе которых — обеспечение высокого качества образования, учитывается при аттестации педагога. Систематически низкие результаты выпускников могут быть расценены как свидетельство недостаточной профессиональной компетентности и стать основанием для отказа в повышении квалификационной категории.
2. Стимулирующие выплаты и премии
Многие регионы и отдельные школы привязывают систему премирования учителей к результатам ГИА. В то время как за провал экзаменов штрафы обычно не предусмотрены, педагог может лишиться значительной части стимулирующих надбавок.
При этом существует и положительная мотивация: например, в Московской области учитель, подготовивший двух и более стобалльников, может получить единовременную выплату в размере 172 500 рублей. Подобные премии есть и в других регионах.
3. Административное давление и репутационные риски
Школа как организация заинтересована в высоких средних баллах ЕГЭ, так как это ключевой показатель ее эффективности для контролирующих органов. Поэтому низкие результаты выпускников неизбежно ведут к внутренним проверкам, анализу и повышенному вниманию со стороны администрации. Для учителя это означает дополнительную отчетность, публичный разбор причин неудач на педагогических советах и урон профессиональной репутации.
4. Ответственность за конфликт интересов
Ещё более щекотливая ситуация возникнет, если учитель, который отказался вести дополнительные занятия, параллельно ведет собственные платные курсы для тех же учеников.
Всё та же Статья 48 ФЗ «Об образовании» прямо запрещает оказывать платные услуги обучающимся в своей организации, если это приводит к конфликту интересов. Такие действия могут повлечь дисциплинарную ответственность.
Бывали и неприятные случаи у тех педагогов, кто просто подрабатывал репетитором по подготовке к ЕГЭ, но не вел подготовительные уроки в школе, правда, чаще это оканчивалось выговором и более пристальным вниманием со стороны директора.
Ключевые аспекты подготовки к ЕГЭ и ответственности сторон
|
Аспект |
Обязанность школы и учителя |
Права и возможности родителей/учеников |
|---|---|---|
|
Основная программа |
Обеспечить полное усвоение материала в рамках уроков |
Требовать качественного преподавания учебной программы |
|
Бесплатные консультации |
Организовать, если они включены в учебный план и расписание |
Посещать, если организованы. Требовать организации через обращение к администрации |
|
Занятия сверх программы |
Не являются прямой обязанностью. Могут быть платной услугой школы |
Участвовать на добровольной и платной основе. Отказаться без каких-либо последствий для ученика |
|
Результаты ЕГЭ |
Не предусмотрены прямые штрафы для учителя. Могут влиять на премии и аттестацию |
Осознавать, что итог зависит от совместных усилий школы, семьи и самого ученика |
Что делать родителям?
Если вы столкнулись с проблемой подготовки к ЕГЭ, ваши действия должны быть последовательными:
-
Обратитесь к учителю или классному руководителю. Прежде всего уточните, предусмотрены ли школьной программой факультативы или консультации по предмету, есть ли платные консультации и как в целом школа помогает ребенку подготовиться к экзаменам;
-
Направьте письменный запрос директору школы. В нем можно попросить разъяснить, как организована подготовка к ЕГЭ, и предложить рассмотреть возможность введения дополнительных занятий, если таковые предусмотрены расписанием;
-
Если школа не реагирует, обратитесь в местный отдел (управление) образования. Это орган, контролирующий деятельность школ и обязанный обеспечить соблюдение прав учащихся на образование. В обращении внятно донесите суть своих претензий и постарайтесь выяснить, что предусмотрено муниципалитетом, чтобы дети хорошо подготовились к ЕГЭ;
-
Не забывайте о самоподготовке. Существует множество онлайн-платформ с видеоуроками, разборами заданий и пробными тестами от Рособрнадзора и ведущих образовательных проектов.
-
В целом, родителям важно понимать, что конечный результат ЕГЭ — это совместная ответственность. Учитель дает знания, а школа обязана создать условия. Однако мотивация, регулярная работа и умение эти знания применить на экзамене зависят прежде всего от самого выпускника.
Низкие баллы далеко не показатель плохого преподавания. Они могут быть следствием недостаточной самостоятельной подготовки, стресса, проблем со здоровьем или простого невнимания к процедурным правилам (например, использование запрещенных предметов, что ежегодно приводит к удалению сотен учащихся).
Если вы понимаете, что предмет преподается из рук вон плохо, в школе текучка кадров, или учителям катастрофически не хватает времени на то, чтобы вести доп. занятия, берите ситуацию в свои руки. В этом случае можно нанять репетитора, отдать ребенка на подготовку в частную онлайн-школу, а то и вовсе перевести его на семейное обучение.
Читайте также: Как выбрать онлайн-школу для домашнего обучения: гайд для родителей
Читайте также: ТОП-19 онлайн-школ для домашнего обучения детей
Источники
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт
Мел — Обязан ли учитель проводить дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ?
Мел — Чтобы сдать ЕГЭ, надо просто хорошо учиться? Серьезно? Выпускные экзамены глазами чиновников
Мел — Учитель заставляет ходить на платную подготовку к ЕГЭ. Это законно?
Московский Комсомолец — Обязаны ли школы бесплатно готовить к ЕГЭ и ОГЭ: Минпросвещения РФ внесло ясность