О школьном образовании в России

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 24.01.2019
Главная картинка статьи О школьном образовании в России
Источник фото lookstudio/Freepik

Система школьного образования в России складывалась долгие годы, зародившись еще в эпоху Российской Империи. С тех пор она претерпела качественные изменения, пройдя долгий путь развития. Наиболее радикальные реформы случились после распада Советского Союза, когда принципиально изменился подход к воспитанию и обучению детей, хотя структурно советская и российская школы весьма похожи.

Структура российского общего образования

Для начала следует сказать, что такого понятия как «школьное образование» в России с юридической точки зрения не существует и сейчас это скорее обиходный термин. С 2013 года после принятия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» школьное образование включено в «общее образование», которое в свою очередь делится на четыре уровня:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • общее среднее образование.

Структура российского общего образования

Источник: KEDU.ru

Детские сады, как видим, также включены в образовательный процесс.

С 1986 года и по настоящий момент в школьном образовании одиннадцать классов, которые в свою очередь объединяются в три ступени обучения:

  1. Начальное общее образование – 4 года (1 – 4 классы);
  2. Основное общее образование – 5 лет (5 – 9 классы);
  3. Полное общее образование – 2 года (10 – 11 классы);

Степень обучения Срок обучения 
 Начальное образование 4 года 
 Основное общее образование 5 лет 
 Полное общее образование 2 года 

В эту же структуру включается дополнительное образование школьников (ДПО): технические и творческие курсы, спортивные секции и т.д. Однако ими занимаются не школы, а учреждения дополнительного образования, которые могут быть как частными, так и муниципальными.

Первые две ступени обучения являются обязательными для всех граждан РФ. Основная ответственность за это возложена на родителей или опекунов. Оставшиеся два года ребенок волен потратить на получение полного образования, либо же перейти к получению профессионального образования.

Как видим, обучение школьников в России происходит в основном в специальных учебных заведениях. Однако в структуру также часто включают самообразование – предполагается, что ребенок должен стремиться получать нужные ему навыки сам и с определенного возраста сам контролировать собственное обучение.

Какие навыки должен получить выпускник школы

Получать аттестат об окончании школы, выпускник должен с четким набором знаний и навыков. Откроем Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и перечислим некоторые из них:

  • Владеть основными логическими операциями: анализом, синтезом, сравнениями, уметь строить оперировать абстрактными понятиями, делать логически непротиворечивые выводы;
  • Уметь бегло читать публицистические и научно-популярные, художественные и официально-деловые тексты. Темп чтения – не менее 200 – 250 слов в минуту с коэффициентом усвоения текста 50-60%;
  • Обладать навыками прогнозирования, проектирования, моделирования, исследовательской и творческой деятельности;
  • Владеть трудовыми навыками по работе с железом, деревом, тканью и т.д.;
  • Владеть основами компьютерной грамотности и техническими навыками;
  • Обладать навыками культуры родного языка, знать как минимум один иностранный язык;
  • Иметь навыки здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности

Во ФГОСе длинный перечень этих навыков и умений, среди которых также конкурентность в обществе, навыки выстраивания коммуникации с разными людьми, знания в области культуры и проч.

Основные проблемы российского общего образования

Как мы поняли из ФГОС, школа должна учить не только навыкам чтения, письма и устного счета. Задача шире и многообразнее – воспитание полноценной личности, гражданина своей страны. Но на практике с этой задачей школы справляются не всегда качественно.

Чиновники от сферы образования, да и сами педагоги признают, что школьное образование не может быть одинаково хорошим во всей стране. Можно относиться к этому по-разному, но уже на законодательном уровне закреплены разные статусы общеобразовательных школ:

  • средние школы. Они дают стандартный курс общего образования;
  • учреждения с углубленным обучением (лицеи и гимназии). Здесь ставка делается на отдельные гуманитарные или естественнонаучные дисциплины для подготовки к поступлению в определенные вузы.

Совсем отдельная категория – это закрытые частные школы. В России их не так много, как на Западе, поскольку обучение в них платное и довольно дорогое.

На практике качество обучения разнится ещё сильнее – от региона к региону и от одной школы к другой. Как правило, в городских школах оно гораздо выше, чем в сельских.

Ещё одна проблема – качество подготовки педагогического состава, а также нехватка молодых специалистов. Средний возраст школьного учителя в России – 40-45 лет. При этом, как правило, это женщины. В разных регионах страны опять-таки всё по-разному. Портрет учителя в Москве будет сильно отличаться от глубинки в Новосибирской области, однако, тенденция очевидна.

Из этого проистекает ещё одна проблема – малая престижность профессии учителя. Как следствие, отрицательная селекция кадров, когда учить приходят не самые лучшие, а кто придется.

Тем не менее, в частных школах, лицеях и гимназиях все далеко не так печально. Там работают в основном высококвалифицированные педагоги, а нередко и вузовские преподаватели с большим опытом.

Выводы

После распада СССР общее образование в России потеряло свою однородность. В советское время всех школьников готовили примерно одинаково, давая практически идентичный набор знаний по всем предметам. О качестве советского школьного образования до сих пор идут ожесточенные споры. Одни говорят, что ничего лучше для воспитания и образования граждан до сих пор не придумано, другие - что советское образование пичкало детей бесполезными знаниями и не учило самостоятельности.

Так или иначе в современной России больше в ходу практико-ориентированный подход. Предполагается, что уже с 8-9 класса школьник должен знать, кем он станет в будущем и в какой вуз будет поступать. К этому стоит добавить огромное количество учебников и программ обучения, неодинаковый уровень квалификации педагогов и картина получится совсем пестрой. Основной вывод, который следует сделать родителям: озаботиться выбором будущей школы следует заранее, задолго до того, как ребенок пойдет в первый класс.


Вопрос — ответ
Как устроено школьное образование в России, кратко?

Какие бывать виды обучения школьников в Российской Федерации?

Что такое образовательная система, кратко?

В чем разница между очным и очно-заочным образованием в школе?

Какая система оценок в российской школе?
Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Национальная академия медицинского образования имени Н.А. Бородина
Дистанционная

Гигиеническое воспитание (СМП)

288 часов
45 000 ₽
Программа обучения
Национальная академия современных технологий
Дистанционная

Теория и методика преподавания истории, дистанционная программа обучения

502 часа
20 800 ₽
Комментарии
Всего
8
2024-02-13T09:12:00+05:00
Тут выше жалуются, мол, все развалено и учат как попало. А че бы ему и не развалиться? Кто там в здравом уме пойдет в этот дурдом работать вообще? Я лично туда пойду только под угрозой расстрела. Оба родителя в семье учителя, и я воочию видел, как система над ними измывается за их же нищенскую зарплату. Надо сильно-сильно любить детишек, чтоб вот этим вот заниматься
2024-02-16T13:22:00+05:00
А чинуши и рады таким энтузиастам)) У них любимое занятие томно закатив глаза рассказывать про "учительское призвание" на всех мероприятиях
2024-02-20T11:50:58+05:00
Я лично считаю, что у учителей зарплата должна быть такой же, как у судей - 120 тысяч рублей, плюс ежеквартальные премии по 90 тысяч. И ранний выход на пенсию в 45 лет с пенсией 85 тысяч как минимум. Ну да, пускай ты будешь вкалывать как лошадь без выходных, проходных, зато за хорошие деньги. Можно это воспринимать так: я сдаю свою пятую точку в аренду государству и оно мною распоряжается, как хочет. Но притом я хотя бы буду знать, что социально защищен со всех сторон, что у меня будет достойная пенсия по старости, льготы по выслуге. Вот это были бы нормальные условия
2024-02-02T12:43:23+05:00
Раньше в школах учили, теперь только проверяют чему научили дома и ЕГЭ организуют. Вот и вся разница между советской школой и современной россиянской
2024-02-06T11:53:14+05:00
Эт точно) Жена работает в языковой школе, подтягивает детишек английскому. Так вот в подавляющем большинстве школ училки дают только проверяют домашку и дают проверочные работы. Чему-то учить? Да нифига подобного! Занимаются от силы 5-6 способных детей, остальные прохлаждаются на галерке и естественно ничего не успевают. Единственная возможность хоть как-то освоить инглиш - платить денежки репетиторам или записывать в частные школы. И то если ребенок настроен учиться. Бывают такие лоботрясы, что непонятно, на кой черт родители за их занятия платят. Так и живем
2024-02-09T13:25:04+05:00
я вообще сына из пятого класса забрал на семейное обучение и ни разу еще не пожалел
2024-01-30T18:43:00+05:00
Так в статье все обтекаемо написано, все углы сгладили. Но что профессия учителя не престижная, это верно на 100 процентов. Недаром мало-мальски толковые учителя со временем в репетиторы уходят
2024-01-26T15:01:00+05:00
система школьного образования в России в полном развале. Это все что нужно о ней знать на сегодняший день. Все развалено всякими фурсенками и прочими самодурами