Можно ли стать учителем без педагогического образования?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 17.04.2019
работа учителем без педагогического образования
Designed by stockking/Freepik

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

Как стать педагогом? Варианты

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Вид обучения Срок прохождения 
 Высшее образование  4 года
 Профильная переподготовка 2 года 
Краткосрочная переподготовка  от полугода 

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно в онлайн-формате. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Национальный центр деловых и образовательных проектов
Дистанционная

СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ (советник директора по воспитанию, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-библиотекарь, тьютор, методист, вожатый)

250 часов
12 500 ₽
Программа обучения
ООО "АДО"
Дистанционная

Современные технологии административной деятельности руководителя образовательной организации: управленческие и юридические компетенции

72 часа
2 000 ₽
Программа обучения
АНО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"
Дистанционная

Эффективное руководство детским оздоровительным лагерем

144 часа
4 000 ₽
Программа обучения
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Дистанционная

Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса

72 часа
2 500 ₽

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Кто не имеет права работать в школе

В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:

  • Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Недееспособные.
  • Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.

Кто не имеет права работать в школе

Источник: KEDU.ru

Руководитель может отстранить от работы педагога, если по сообщениям правоохранительных органов он подозревается в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 331 ТК РФ. В этой же статье указаны и другие основания для запрета ведения педагогической деятельности.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии с профстандартом (доступен по ссылке).

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Видео

Вопрос — ответ
Можно ли работать с детьми без педагогического образования?

Кто может работать педагогом дополнительного образования?

Можно ли стать педагогом без педагогического образования?
Комментарии
Всего
8
2024-03-24T17:02:00+05:00
Хотя в статье содержится полезная информация об альтернативных путях получения профессии учителя, в ней не рассматриваются потенциальные проблемы и ограничения этих путей. Более полным было бы обсуждение качества образования, предоставляемого в рамках этих альтернативных программ, и того, насколько адекватно они готовят учителей к сложным условиям работы в классе.
2024-03-20T17:00:06+05:00
Интересная статья! Не знал, что существуют различные пути для того, чтобы стать учителем, даже для тех, кто не имеет формального образования. Акцент на профессиональном развитии и практической подготовке представляется крайне важным для обеспечения качества образования в школах"
2023-10-31T09:35:39+05:00
У нас учитель физики был инженером сельскохозяйственных машин и оборудования, работал в совхозе долгое время. Потом пошел в школу. Уж не знаю переучивался он на педагога или не переучивался (давно это было), но учитель был просто от бога. Так заинтересовать предметом мало кто умел. Даже я, дуб дубом в точных науках, занимался и все понимал
2023-10-27T08:59:13+05:00
Я вот наоборот ушла из школы с концами и нашла себе работу по душе в "народном хозяйстве", что называется, даже с моим дипломом учителя русского языка. Деток люблю всей душой и было жалко их бросать в середине учебного года, но эта бюрократия школьная и чиновничьи требования просто доконали
2023-10-20T08:30:32+05:00
Вот вроде бы все знают что в школах не сахар, а все равно туда идут даже не после педа, а с нормальной профессией. Подруга тоже, отработала 10 лет экономистом на фирме, теперь уволилась и пошла в школу математиком. Там медом что ли намазано?
2023-10-24T09:15:38+05:00
может у человека призвание, а "экономист на фирме" не самая подходящая должность?
2023-10-13T10:29:12+05:00
Я бы четырежды подумала прежде чем устраиваться в школу без пед. опыта. Адский ад и пытки! Ты как будто с разбегу ныряешь головой в прорубь и тебя еще все топят. И адаптироваться тяжело. И просто выматываешься от такой работы. Я вот не смогла и уволилась
2023-10-17T08:00:31+05:00
вам возможно и не стоило туда идти. Не знаю ваших обстоятельств, но работать с детьми может далеко не каждый, тут нужен склад характера особый и решимость. Педагогическое образование это уже второстепенный вопрос. Если знаешь предмет хорошо, то сможешь его нормально объяснить детям, а доучиться можно на курсах.
Читайте также
Все статьи