В коррекционной педагогике много различных направлений и узких специализаций, но чаще всего родителей сбивают с толку профессии логопеда и дефектолога? Иногда встречается и сдвоенная профессия — логопед-дефектолог. Это один и тот же специалист? Или все-таки разные? К кому и когда обращаться? Давайте, разберемся.
Особенности работы и задачи логопеда
Сначала пару слов о логопедах. Как известно, эти специалисты помогают исправлять дефекты речи, как устной, так и письменной. В их числе:
- Афазия — нарушение восприятия речи при нормальном слухе;
- Алалия — недоразвитие речи при сохраненном интеллекте и развитом слухе;
- Дисфония и афония — проблемы со звучностью речи, тембром или полным её отсутствием (шепот);
- Клоническое или тоническое заикание — частное произнесение повторяющихся звуков, либо «западание» речи (длительные паузы между звуками);
- Дислексия — нарушение способности читать и понимать текст при сохранении остальных способностей к обучению;
- Дисграфия — затрудненная способность к письменной речи с полным сохранением интеллекта, способности воспринимать информацию, слухом и зрением;
- Ринолалия — нарушения речи из-за особенностей строения верхней губы и неба (гнусавость);
- Дислалия — неспособность произносить некоторые звуки при нормальном интеллекте, слухе и состоянии нервной системы (может быть органической или функциональной);
- Брадилалия и тахилалия — в первом случае патологическая замедленность речи, во втором наоборот ускоренность.
Важно понимать, что логопед работает с такими нарушениями речи, которые можно исправить, помочь воспитуемому с учебой и социализацией. Бывают и тяжелые случаи, например, врожденные патологии нервной системы, или расщепление нёба (заячья губа). Однако в этом случае первичной будет помощь врача, а уже затем к процессу подключается логопед.
Что делает логопед
Его задачи можно разделить на несколько пунктов:
- Определить нарушение речи и его точную причину;
- Подобрать способы коррекции в зависимости от ситуации;
- Провести логопедические занятия;
- Скорректировать методику при необходимости;
- Наблюдать за прогрессом подопечного и оценивать результат в динамике.
С кем работает логопед
Основной контингент, с которым работает логопед, это дети от 5 лет, у которых есть проблемы со звукопроизношением. Та или иная проблема будет неизбежно сказываться на развитии, когнитивных способностях, успеваемости в школе и социализации. Поэтому специалисты советуют ловить момент ещё до начальных классов, а во многих детских садах есть свои штатные логопеды.
Вместе с тем есть более узкие специалисты, которые умеют распознавать речевые нарушения и у совсем маленьких детей до 3 лет, которые едва начали говорить, или вовсе с грудничками. Некоторые анатомические нарушения уже помогают предсказать, что с речью у ребенка будут проблемы.
Есть и третья категория логопедов — они занимаются речевыми проблемами подростков и взрослых. К их помощи прибегают, чтобы развить дикцию и избавиться от дефектов, которые не были выражены в раннем возрасте. Бывают и ситуативные случаи, например, борьба с заиканием после какого-либо стрессового или психотравмирующего события.
Разумеется, логопеды не работают одни, а в команде с другими специалистами. У воспитуемых редко бывают функциональные нарушения из-за ошибок взрослых при звукоподражании. Чаще всего дети с дефектами речи имеют физиологические или психиатрические диагнозы, поэтому логопед опирается прежде всего на помощь врачей
В числе медицинских специалистов:
- ЛОР (оториноларинголог);
- Психиатр/психотерапевт;
- Невролог;
- Ортодонт/стоматолог;
- Аллерголог;
- Врачи ЛФК и АФК и другие.
Также нередко участия логопеда недостаточно, чтобы решить все педагогические проблемы, поэтому к процессу в зависимости от обстоятельств могут подключиться сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, сурдотифлопедагог или поведенческий психолог.
Иными словами, у логопеда недостаточно квалификации, чтобы заниматься и коррекцией поведения, и речевыми нарушениями. Первое вообще не входит в круг его обязанностей, поэтому далее поговорим о том, зачем нужны дефектологи.
Особенности работы дефектолога
В широком смысле дефектолог — это учитель для детей с особенностями:
- Расстройства аутистического спектра;
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- Детский церебральный паралич;
- Задержка психического развития;
- Многофункциональные нарушения развития.
Эти специалисты, как понятно, не всегда работают над произношением звуков или обучают речевым навыкам. Они работают над более комплексной задачей — коррекцией ментальных нарушений у детей с диагнозами. Дефектологу необходимо выявить проблему и по возможности помочь ребенку с социализацией, усвоением информации и научением. Логопедия при этом является частью дефектологии, то есть логопеды по сути являются узкоспециализированными дефектологами.
Работа педагога-дефектолога и её главная особенность заключается в развитии умственных и познавательных способностей.При этом он может работать в паре с логопедом и другими специалистами: физиотерапевтами, неврологами, психологами и психотерапевтами.
Чем занимаются дефектологи
Цели, которые ставят дефектологи в своей работе, следующие:
- Привитие желания учиться, подкреплять позитивную мотивацию в обучении;
- Создать необходимые условия для развития ребенка с ОВЗ в быту, на учебе, в общении со сверстниками;
- Скорректировать насколько это возможно выявленные отклонения в развитии.
В каких ситуациях обращаются к логопеду
Чаще всего ребенка приводят к логопеду, если видят какие-то речевые дефекты — они заметнее всего. И это имеет смысл, так как некоторые небольшие недостатки могут впоследствии вырасти в серьезное недоразвитие речи, а оно скажется и на способности учиться, и на общем развитии.
Поэтому сначала лучше обращаться к педиатру и неврологу, а они скорее всего порекомендуют прийти к логопеду, если на то будут основания. Вот несколько распространенных поводов:
- Малыш в 4—6 лет говорит невнятно, произносит звуки смазано, меняет местами простые звуки (например, «масинка» вместо «машинка»);
- Ребенок старше 6 лет путает звуки «р» и «л», или какие-то другие, заикается, часто запинается в речи, проглатывает звуки;
- В 6 лет не способен запомнить и пересказать короткий стишок или историю, меняет местами или пропускает слоги в длинных словах;
- В школьном возрасте плохо пишет и читает, либо полностью не способен к чтению и письму.
Все эти проблемы может распознать психолого-медико-педагогическая комиссия, куда ребенка скорее всего направит невролог или педиатр. Именно ПМПК определит глубину проблемы, а также сможет порекомендовать посещение логопеда. И чем раньше родители приведут его на осмотр к специалистам, тем проще будет её исправить.
Когда обращаться к дефектологу
Аналогичная ситуация и с помощью дефектолога, правда, в этом случае симптомы могут быть менее явными и выраженными. Исключение — врожденные патологии, такие как олигофрения или физическая инвалидность. Вот некоторые признаки патологических состояний:
- Ребенок не понимает речи родителей в 8—10 месяцев и не реагирует на свое имя;
- В 2,5 года не разговаривает, либо не владеет простыми фразами;
- В 3 года не сглатывает слюну во время речи, либо неправильно воспроизводит простые ритмы, вроде «тук-тук»;
- После 3 лет упрощает большинство слов, проглатывая слоги или не различает созвучные, но разные по смыслу слова, например, «бочка — почка»;
- Говорит безэмоционально, монотонно, имеет скудный словарный запас в возрасте 4—5 лет (ниже 2000 слов);
- В 5—6 лет имеет серьезные трудности в звукопроизношении, не может описать своими словами картинки, допускает ошибки в построении предложений, мыслит непоследовательно.
Разница между логопедом и дефектологом (таблица)
Логопед | Дефектолог |
Занимается речевыми нарушениями | Занимается общим психическим развитием ребенка |
Работает со здоровыми детьми | Работает при выявленных патологиях и диагнозах у детей |
Является узконаправленным специалистом в дефектологии | Является дефектологом общей практики, может иметь свои специализации: олигофренопедагог, тифлопедагог и прочие |
Не может работать в коррекционных учреждениях | Может работать в коррекционных учреждениях (детских садах, школах) |
В каких случаях нужна помощь и дефектолога, и логопеда?
Логопедия является частью дефектологии, поэтому, если существует какая-то серьезная проблема, вроде отставания в психическом развитии, то малыша скорее всего сразу направят к дефектологу — он будет заниматься и речевыми изъянами, и общей проблемой.
К логопеду же приходят, если ребенок в целом здоров, но имеет некоторые проблемы с произношением слов.
Заключение
Необходимо сказать, что разница между дефектологами и логопедами не такая уж большая: оба специалиста обязаны иметь высшее педагогическое образование, профиль обоих — «Дефектология» и оба они занимаются специальной педагогикой. Переучиться с логопеда на дефектолога не так уж сложно, поскольку есть немало курсов переподготовки по данному профилю, в том числе дистанционных. Ну а дефектолог всегда может устроиться на работу логопедом, даже без переучивания.