Педагоги в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования могут добровольно повышать свой профессиональный уровень. Для этого в системе образования предусмотрены квалификационные категории — первая и высшая. Рассмотрим, что это такое и зачем они нужны.
Квалификационная категория педагога — это статусный показатель, который отражает его опыт и уровень профессионализма. Присваиваются данные категории по мере получения педагогического стажа и призваны стимулировать дальнейший профессиональный рост. При получении нового уровня квалификации педагог может рассчитывать и на рост заработной платы.
Designed by freepik
Выпускник педагогического вуза или ссуза при трудоустройстве имеет статус «молодого специалиста». Это означает, что у него пока нет квалификационной категории, поскольку нет стажа.
Однако при этом педагог-новичок имеет право на доплату от государства — это социальная мера, призванная поддержать его в первые 3 года работы. Преференции могут быть разными, например, беспроцентные ссуды на обустройство, прибавки к заработной плате, субсидии и льготы на покупку/постройку жилья в сельской местности и т.д.
Молодой специалист, который отработал в школе 2 года, имеет право претендовать на более высокий уровень квалификации. Но решение о том, допускать его до квалификационных испытаний или нет, принимает комиссия из региональных Центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов.
Кандидату потребуется:
Собрать набор документов, получить характеристику от руководства школы (директора) и составить отчет о проделанной работе. Все эти документы изучают на заочном этапе квалификационных испытаний;
Пройти очное собеседование с квалификационной комиссией, где педагог должен продемонстрировать навыки работы с отчетной документацией и практический опыт работы. Затем принимается коллегиальное решение о том, присваивать ли ему новую квалификационную категорию.
Подать документы в комиссию можно и раньше 2 лет — законом это не возбраняется, если молодой педагог показывает успехи в работе и готов к досрочной аттестации. Но, как правило, руководство школ требует отработать положенный срок.
В системе образования ранее действует двухступенчатая система повышения квалификации педагогов:
Учитель первой категории;
Учитель высшей категории.
Обязательная аттестация Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 №276, однако, каждый регион был сам волен устанавливать порядок аттестации. Это могли быть открытые уроки перед комиссией, заполнение портфолио и т.д. Иными словами, общего порядка оценки психолого-педагогической подготовки, коммуникативных навыков, владения предметом не существовало.
В 2021 году были введены Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), по которым положено проводить текущую аттестацию педагогов. Вместе с ЕФОМ к традиционной двухступенчатой системе квалификации добавились ещё две категории — учителя-методисты и учителя-наставники, а вся квалификационная сетка выглядит следующим образом:
Звание | Особенности |
Молодой специалист | Выпускник без опыта работы, отработавший менее 3 лет |
Учитель, соответствующий должности | Тот, кто отработал в школе положенные 3 года и был успешно аттестован |
Учитель-методист | Так называют специалиста, который способен сам готовить методические материалы, разрабатывать учебные пособия, планы занятий и т.п. Также имеет право выступать экспертом на различных обучающих мероприятиях для учителей (курсах, семинарах). Чтобы стать учителем методистом, необходимо:
|
Учитель-наставник | Приравнивается к высшему уровню квалификации. Имеет право учить и консультировать молодых педагогов, либо студентов, отвечает за работу с педсоставом школы, формирует коллектив. Чтобы стать учителем-наставником, нужно:
|
Система с наставничеством пока находится в стадии апробации, но по задумке Минпросвещения должна стимулировать педагогов на карьерный рост и повысить уровень профессионализма в педагогической среде.
Designed by KamranAydinov/freepik
Молодой педагог практически сразу может подать заявку на первую категорию, однако, на практике ему приходится отработать ещё несколько лет прежде, чем его кандидатуру одобрят. Здесь важно аргументировать свою позицию и доказать, что вы этого достойны. Ключевыми критериями станут:
Успехи учеников на предметных олимпиадах;
Стабильные результаты учеников на контрольных и выпускных работах (справки об успеваемости, копии электронного журнала с оценками, результаты ЕГЭ и ОГЭ за несколько лет);
Методическая работа учителя в коллективе, обмен опытом, активность в методическом сообществе. Благодарности, награды, грамоты — всё это будет плюсом.
Комиссия в регионе проанализирует приложенные материалы в портфолио педагога и примет соответствующее решение. Так как процедура добровольной аттестации не поменялась, в регионах могут быть свои наборы документов и условия. Например, может понадобиться провести открытый урок в присутствии делегации, или отправить его видеозапись на изучение.
Основной стимул заключается в более высокой оплате труда: более опытный педагог, получив вторую категорию, может претендовать на прибавку к зарплате по сравнению с молодым специалистом. Наличие категории фиксируется в бумагах, трудовой книжке и характеристиках, повышая шансы на трудоустройство.
Кроме того, наличие квалификационной категории (первой или высшей) обязательно, если педагог претендует на управленческую должность в системе образования, например, директором школы или специалистом в муниципальных (региональных) органах власти.
Новые квалификационные звания, методист и наставник, по идее также должны положительно сказываться на зарплате, однако, какой будет прибавка, пока не сообщается.