Педагоги в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования могут добровольно повышать свой профессиональный уровень. Для этого в системе образования предусмотрены квалификационные категории — первая и высшая. Рассмотрим, что это такое и зачем они нужны.
Что такое квалификационная категория педагога
Квалификационная категория педагога — это статусный показатель, который отражает его опыт и уровень профессионализма. Присваиваются данные категории по мере получения педагогического стажа и призваны стимулировать дальнейший профессиональный рост. При получении нового уровня квалификации педагог может рассчитывать и на рост заработной платы.
Кто относится к «молодым специалистам» в образовании
Выпускник педагогического вуза или ссуза при трудоустройстве имеет статус «молодого специалиста». Это означает, что у него пока нет квалификационной категории, поскольку нет стажа.
Однако при этом педагог-новичок имеет право на доплату от государства — это социальная мера, призванная поддержать его в первые 3 года работы. Преференции могут быть разными, например, беспроцентные ссуды на обустройство, прибавки к заработной плате, субсидии и льготы на покупку/постройку жилья в сельской местности и т.д.
Что дальше?
Молодой специалист, который отработал в школе 2 года, имеет право претендовать на более высокий уровень квалификации. Но решение о том, допускать его до квалификационных испытаний или нет, принимает комиссия из региональных Центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов.
Кандидату потребуется:
- Собрать набор документов, получить характеристику от руководства школы (директора) и составить отчет о проделанной работе. Все эти документы изучают на заочном этапе квалификационных испытаний;
- Пройти очное собеседование с квалификационной комиссией, где педагог должен продемонстрировать навыки работы с отчетной документацией и практический опыт работы. Затем принимается коллегиальное решение о том, присваивать ли ему новую квалификационную категорию.
Подать документы в комиссию можно и раньше 2 лет — законом это не возбраняется, если молодой педагог показывает успехи в работе и готов к досрочной аттестации. Но, как правило, руководство школ требует отработать положенный срок.
Виды квалификационных категорий
В системе образования ранее действует двухступенчатая система повышения квалификации педагогов:
- Учитель первой категории;
- Учитель высшей категории.
Обязательная аттестация Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 №276, однако, каждый регион был сам волен устанавливать порядок аттестации. Это могли быть открытые уроки перед комиссией, заполнение портфолио и т.д. Иными словами, общего порядка оценки психолого-педагогической подготовки, коммуникативных навыков, владения предметом не существовало.
В 2021 году были введены Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), по которым положено проводить текущую аттестацию педагогов. Вместе с ЕФОМ к традиционной двухступенчатой системе квалификации добавились ещё две категории — учителя-методисты и учителя-наставники, а вся квалификационная сетка выглядит следующим образом:
Звание |
Особенности |
Молодой специалист |
Выпускник без опыта работы, отработавший менее 3 лет |
Учитель, соответствующий должности |
Тот, кто отработал в школе положенные 3 года и был успешно аттестован |
Учитель-методист |
Так называют специалиста, который способен сам готовить методические материалы, разрабатывать учебные пособия, планы занятий и т.п. Также имеет право выступать экспертом на различных обучающих мероприятиях для учителей (курсах, семинарах). Чтобы стать учителем методистом, необходимо:
|
Учитель-наставник |
Приравнивается к высшему уровню квалификации. Имеет право учить и консультировать молодых педагогов, либо студентов, отвечает за работу с педсоставом школы, формирует коллектив. Чтобы стать учителем-наставником, нужно:
|
Источник: KEDU.ru
Система с наставничеством пока находится в стадии апробации, но по задумке Минпросвещения должна стимулировать педагогов на карьерный рост и повысить уровень профессионализма в педагогической среде.
Порядок получения первой квалификационной категории учителем
Молодой педагог практически сразу может подать заявку на первую категорию, однако, на практике ему приходится отработать ещё несколько лет прежде, чем его кандидатуру одобрят. Здесь важно аргументировать свою позицию и доказать, что вы этого достойны. Ключевыми критериями станут:
- Успехи учеников на предметных олимпиадах;
- Стабильные результаты учеников на контрольных и выпускных работах (справки об успеваемости, копии электронного журнала с оценками, результаты ЕГЭ и ОГЭ за несколько лет);
- Методическая работа учителя в коллективе, обмен опытом, активность в методическом сообществе. Благодарности, награды, грамоты — всё это будет плюсом.
Комиссия в регионе проанализирует приложенные материалы в портфолио педагога и примет соответствующее решение. Так как процедура добровольной аттестации не поменялась, в регионах могут быть свои наборы документов и условия. Например, может понадобиться провести открытый урок в присутствии делегации, или отправить его видеозапись на изучение.
Преимущества квалификационной категории для учителя
Основной стимул заключается в более высокой оплате труда: более опытный педагог, получив вторую категорию, может претендовать на прибавку к зарплате по сравнению с молодым специалистом. Наличие категории фиксируется в бумагах, трудовой книжке и характеристиках, повышая шансы на трудоустройство.
Кроме того, наличие квалификационной категории (первой или высшей) обязательно, если педагог претендует на управленческую должность в системе образования, например, директором школы или специалистом в муниципальных (региональных) органах власти.
Новые квалификационные звания, методист и наставник, по идее также должны положительно сказываться на зарплате, однако, какой будет прибавка, пока не сообщается.