«Как на конвейере»! Причины профессионального выгорания учителей в России

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 03.08.2021
Главная картинка статьи «Как на конвейере»! Причины профессионального выгорания учителей в России
Designed by stockking/Freepik

По статистике из интенсива Яндекса 75% педагогов в школах жалуются на перегрузки и низкий уровень заработной платы, что приводит к профессиональному выгоранию учителей. При этом из указанного количества 38% специалистов уже находятся «на пределе».

Основная причина выгорания педагогов

Учителя говорят, что профессиональное и эмоциональное выгорание вызвано рабочей перегрузкой. Переработки — обычное явление среди педагогов. Стандартная ставка педагогов — 18 часов в неделю. Это чистые уроки без затрат времени на совещания, проверку домашних заданий и контрольных работ, а также подготовку к следующим занятиям с учениками. Однако за такой количество часов и зарплата низкая. Проводя 3 урока в день учитель получает в среднем 12 тысяч рублей (зависит от региона).

Чтобы повысить заработок, педагогам приходится брать дополнительные часы, классное руководство, ведение кружков и так далее. В итоге без совещаний и подготовки приходится вести по 6–8 уроков, из-за чего происходит профессиональное выгорание учителей. А ведь это не единственные факторы, влияющие на эмоциональную и физическую нагрузку.

Что влияет на выгорание учителя в школе?

Мы решили обратиться за мнением к первоисточнику — обычному школьному преподавателю математики с 30-летним рабочим стажем. Нам назвали следующие причины профессионального выгорания учителей:

  1. Необходимость брать сразу несколько ставок. «За 18 часов в неделю на жизнь не заработаешь, поэтому почти каждому учителю приходится брать 2, а то и 3 ставки в неделю. Естественно это сказывается на уровне подготовки к урокам. Нам приходится прорабатывать план сразу для 8–10 уроков в день и преподавать в 2 смены» — ответили нам в интервью. «При этом, раз занятия проводятся в 2 смены, а школа переполнена, нет возможности проводить консультации для подготовки учеников к государственным экзаменам. Свободных кабинет нет, заниматься после второй смены тяжело. Вот и приходится переносить консультации на субботу».

  2. Дополнительные занятия с учениками. «Сейчас повсеместно ученикам разрешают пересдавать контрольные работы, тесты и так далее. Учителям приходится принимать детей во время уроков с другими классами или следить за ними после смены во время подготовки к завтрашним занятиям — вдруг спишут».

  3. Плохая материальная база в школах. «Раз в спрашиваете о выгорании учителя в школе, стоит упомянуть материальную базу. У нас в школе старые компьютеры, которые “медленно думают”. Иногда они зависают и приходится ждать, когда он сделает то, что тебе нужно. Действует на нервы! У тебя итак времени не хватает, а тут еще и техника не хочет нормально работать. Причем проблема не только в компьютерах. У нас не хватает принтеров, а если в них еще и краска закончилась, приходится долго ждать, чтобы вставили новый картридж или заправили старый. А урок уже скоро начнется и нет распечатанных заданий для работы».

  4. Повышение квалификации. «Когда учителя отправляют на учебу, его классы на себя берет другой преподаватель. За это, конечно, доплачивают, но в обычном размере. А ведь у нас есть и свои уроки, поэтому приходится перерабатывать еще больше». 

Такие причины нам назвали из профессиональной сферы — рабочие факторы педагогов. Из-за них симптомами выгорания учителя на работе становятся повышенный стресс и физическая усталость. Однако не только условия работы сказываются на проблемах у педагогов.

Эмоциональное выгорание учителей

Помимо влияния рабочих факторов, мы решили узнать и о дополнительных недостатках в педагогике, которые сказываются на учителях. Оказалось, что трудовые будни не так сильно сказываются на педагогах, в сравнении с эмоциональной нагрузкой.

« Работа учителя — это ведь не только ежедневное ведение уроков и выставление оценок. Нам приходится проводить и воспитательные мероприятия и взаимодействовать с родителями. А это гораздо сложнее, чем выполнять прямые должностные обязанности».

Во время интервью нам назвали следующие эмоциональные причины выгорания учителей:

  1. Классное руководство. «Что-то случилось с ребенком? Сразу к классному руководителю. Ученик что-то натворил? К классному руководителю! Классное руководство дает бонусы и премии к зарплате, что позволяет не брать лишние часы работы. Вот при эмоциональном выгорании учителя симптомы, как мне кажется, появляются как раз от наличия собственного класса. Ведь приходится взаимодействовать с родителями и другими учителями по каждому из учеников. А детей в классе может быть больше 30».

  2. Родители. «Правильно говорят, что учитель сначала воспитывает родителей, а уже потом детей! Если сразу не объяснить, что у вас тоже есть семья и право на отдых, то вам будут звонить и в 23:00, и в выходные, чтобы узнать об успеваемости детей. Но даже когда ограничиваешь родителей во времени обращения, всегда находятся исключения, которые будут каждый день названивать по 10 раз».

  3. Отношение департамента образования. «Департамент почти всегда встает на сторону родителей. Они принимают анонимные жалобы по всем поводам и могут назначить проверку на ровном месте. Иногда ситуации доходят до комичных. Например, ученик ничего не написал во время контрольной работы, сказал, что просто придет на пересдачу, а сейчас ничего делать не будет. Я поставила ему 2 и вызвала маму в школу. Когда они пришли, дала задание для исправления оценки, он ничего не смог выполнить. Мама начала требовать поставить тройку и пошла к директору с угрозами написать в департамент, мол обвинит школу в рукоприкладстве и других ужасах, если мы не поставим ему тройку!»

  4. Шум. «Большинство детей не может спокойно сидеть целых 6 уроков. С утра многие еще сонные, но через пару часов начинается шум и беготня на переменах. Даже на уроках постоянно громко разговаривают, а на замечания отмахиваются! И ведь крикнуть на них нельзя, вдруг в департамент пожалуются. А по хорошему они не слушаются, вот и приходится терпеть гул весь рабочий день. Домой приходишь со звоном в голове».

Проще говоря, условия работы для учителей становятся привычными со стажем. Однако привыкнуть к внешним фактором сложно.

Профилактика выгорания учителей

Психологи приводят несколько способов избежать выгорания. Но давайте начнем с его признаков. Во-первых, нужно понимать отличие от усталости. Если специалист просто устал на работе, бывает достаточно спокойного снова или выходных дней. Однако от выгорания не избавиться простым отдыхом.

Симптомы эмоционального выгорания учителей выражаются в следующем:

  • проблемы со сном — человек не может уснуть или спит очень долго, но не высыпается;

  • появляются приступы гнева — специалист начинает некорректно выражать проявление эмоций (учителя чаще повышают голос на школьников);

  • снижение реакции на внешние факторы — интерес, страх, радость и другие эмоции проявляются все реже и все хуже.

По поводу последнего пункта, психологи имеют наибольшие опасения. Ведь начинается снижение реакции только в работе, а уже с годами начинает проявляться и в повседневной жизни. Поэтому важно заметить признаки выгорания учителя как можно раньше и признать проблему.

Способы профилактики эмоционального выгорания учителя есть, главное не пытаться пусть все на самотек и не думать, что вы уже привыкли. Избежать проблемы можно следующими способами:

  1. Не брать работу на дом. Тетради, контрольные, планы уроков и все остальное должно оставаться на работе. Многие педагоги и психологи уверены, что лучше немного задержаться в школе, чем тащить уйму бумаг на дом и отвлекаться от семьи.

  2. Научитесь говорить «нет». Это особенно относится к молодым учителям, которые только начали преподавать. Администрация — не закон и порядок. Вы вправе отказаться от выполнения дополнительной работы или траты времени на различные мероприятия, если вам за это не платят. А иногда даже если платят, все равно стоит отказаться, чтобы немного разгрузить свой график.

  3. Не забывайте про отдых. Психологи говорят, что нужно проводить отпуск не дома или на даче, а менять обстановку. При этом даже в трудовые будни находите время для себя и своих любых занятий.

  4. Найдите интересное занятие. После работы можно не только готовить ужин для семьи и наводить порядок. Можно совмещать приятное с полезным, например, убираться по дому и изучать иностранный язык. При этом периодически стоит выделять день или два в неделю, чтобы провести его не за бытовыми задачами. Займитесь спортом или рисованием, сходите в театр или кино и так далее.

Вы также можете найти другие занятия и интересы или придумать свой способ уйти от повседневной рутины. Главное — не увязнуть в работе, а оставить для нее только в школе. И не позволяйте родителям звонить вам после 18:00!


Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
ООО "АДО"
Дистанционная

Менеджмент в образовании: обеспечение развития и эффективности деятельности образовательной организации с присвоением квалификации «Менеджер в сфере образования»

250 часов
8 000 ₽
4 500 ₽
Программа обучения
МУПИ
Дистанционная

Менеджмент и экономика в образовании

558 часов
12 200 ₽
Программа обучения
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
Дистанционная

Менеджмент в образовании. Присваивается квалификация Менеджер в образовании

550 часов
16 900 ₽
13 520 ₽
Программа обучения
OOO «Эдюсон»
Дистанционная

Продюсер онлайн-курсов

70 часов
44 917 ₽
Читайте также
Все статьи