Школьник потерял интерес к учебе и не уделяет ей внимания. Оценки ухудшаются. Родители бьют тревогу и пытаются принудить сына или дочь сесть за учебники. Однако уговоры и карательные меры действуют ненадолго. Распространенная ситуация. Прежде всего стоит разобраться, почему ребенок не хочет учиться, а потом уже – как привить ребенку интерес к учебе.
Могли ли вы спровоцировать проблему?
Нередко в том, что у ребенка нет мотивации учиться, отчасти виноваты родители. Тяга постигать новое – норма для детей. Если у ребенка правильные установки, он будет сам стремиться к творчеству, получению знаний. Но если родители, к примеру, привыкли наказывать его уроками (не убрал на столе – читай параграф), то у него сложится впечатление, что учеба – не способ вырасти над собой и достичь своих целей, а кара, которой нужно всеми силами избегать.
Еще одна ошибка – при ребенке ругать его учителей. Это лишает педагогов авторитета в детских глазах. Показать ребенку, что в возможном конфликте с учительницей вы защитите его и поможете ему исправить ошибки – одно дело, а настраивать против учителей – другое. Дети не захотят учиться у людей, которых не уважают.
Разумеется, неправильный настрой – не единственная возможная причина, по которой школьник не хочет учиться. Рассмотрим самые распространенные и подумаем, как настроить ребенка на учебу.
Почему дети не учатся?
1. Неинтересно
Многие дети во время опросов о том, почему они не хотят учиться, отмечали, что им не хватает практических занятий, а слушать ничем не сопровождаемую и не иллюстрируемую теорию слишком скучно. Нередко учителя и репетиторы работают формально, ради галочки, не заботясь о том, как заинтересовать ребенка учебой. Ясно, что при таком подходе ребенок не хочет идти в школу и потом заниматься уроками дома.
Что делать?
Пробелы школьного образования можно восполнить и дома. Подберите к теории, которую проходит ребенок в школе, примеры из реальной жизни или известной ему литературы, вспомните интересные фильмы по теме, помогите ребенку провести лабораторный опыт. Так и теория запомнится лучше, и школьнику станет интереснее. Ну и не следует забывать, что учебный процесс ограничивается не только школой: если ребенок увлечен чем-то помимо школьной программы (разумеется, речь не о вредных привычках), это нужно поощрять. Записывайте его в кружки, по возможности водите в музеи, на экскурсии. Пусть даже выполнение домашнего задания не будет для ребенка рутиной: купите ему красивые канцтовары, оформите рабочее место с учетом его вкусов и хобби.
2. «Не модно»
Этот довод особенно распространен среди школьников от 13 лет. В этом возрасте учеба подростков волнует не так сильно: если в младших классах важнее всего было порадовать родителей, теперь на первый план выходит желание быть круче в глазах сверстников, завоевать их авторитет и симпатию. Если в коллективе не принято уделять внимание урокам, скорее всего, подросток присоединится к «стае» и отложит книги и тетради.
Что делать?
Напрашивающийся вывод: если проблема в коллективе, возможно, стоит его сменить. Необязательно переводить ребенка в другую школу или класс, где люди больше заинтересованы учебой – иногда достаточно отдать его на дополнительные курсы: там больше шансов найти мотивированных, увлеченных людей, которые, несмотря на «трудный» возраст, знают, что учиться интересно и не стыдно.
Мотивация к учебе подростков может строиться на «взрослом» разговоре на равных. Вместо того чтобы угрожать ребенку и пугать, что плохая учеба лишит его будущего и сделает дурным человеком, постарайтесь вдохновить его, нарисовав реальные перспективы. Например: если сдашь ЕГЭ и поступишь в этот институт, сможешь сам создавать компьютерные игры, которые так любишь, и зарабатывать на этом. Так у подростка появится стимул, а кроме того, он ощутит ответственность за свою жизнь. Возможно, вашего ребенка также воодушевят биографии успешных людей, которые всего добились сами.
При этом не нужно гневно отрицать ценности ребенка и его друзей («Все это ерунда, неважно, насколько модно ты одеваешься, главное – учиться хорошо») – так вы только вызовете волну негатива.
3. Не в тему
Если ребенок утратил интерес к обучению резко, а особенно если при этом изменилось и его настроение – появились апатия, подавленность, – возможно, его волнует что-то далекое от учебы. Это может быть как безобидная подростковая влюбленность и конфликт с одноклассниками, так и, к сожалению, что-то более серьезное.
Что делать?
Для начала стоит исключить проблемы со здоровьем. Даже если ребенок ни на что не жалуется, можно отвести его к терапевту. Убедились, что физически с сыном или дочерью все в порядке? Постарайтесь узнать, что беспокоит ребенка, осторожно, не давя на него.
Естественно, ребенок ничего не расскажет вам, если не доверяет. Укреплять, а в некоторых случаях восстанавливать доверие помогут легкие разговоры «о разном». Рассказывайте о своей жизни, приводите примеры из жизни знакомых, интересуйтесь мнением ребенка по разным вопросам, проводите время вместе и обсуждайте просмотренные фильмы, прочитанные книги, пережитые события (эти же советы действуют в том случае, если невнимание к учебе – бунт подростка, чувствующего себя нелюбимым и ненужным семье). Когда напряжение между вами и барьер «ребенок – взрослый» снимется, чадо, вероятно, само поведает о своих проблемах. Важно выслушать, не высмеивать, не ругать и по возможности постараться помочь.
Возможно, что, разобравшись с волнующими его вопросами, ребенок вновь начнет интересоваться другими вещами, в том числе учебой. Точно не стоит игнорировать его проблемы, пытаясь насильственно направить его внимание на более важную, с вашей точки зрения, учебу.







4. Нет сил
Увы, во многих школах учебный процесс нацелен на то, чтобы впихнуть в головы детей как можно больше теории и шаблонов, которые пригодятся на ЕГЭ. Учителя внушают: получил низкие баллы – не поступил в вуз – ты неудачник, и из тебя ничего не выйдет. А как этого избежать? Постоянная зубрежка, перестраховка (сдать четыре ЕГЭ вместо двух и увеличить шансы на поступление)… В итоге дети учатся чуть ли не круглосуточно, и в этой гонке все забывают, что переутомление и стрессы могут сказаться не только на качестве усвоения материала, но и на здоровье человека.
Что делать?
Сумейте абстрагироваться от «надо», будьте другом своему сыну или дочери. Задумайтесь, не слишком ли он загружен. В полноценной жизни подростка должно быть место его собственным увлечениям, общению, встречам с друзьями, поездкам на природу, а не только учебе. Проследите, чтобы ребенок не только учился, но и отдыхал качественно.
5. Нет стимула
Родители не спрашивают об оценках, учителям все равно, сверстникам – тем более, о будущем задумываться вроде бы рано… кажется: и какой смысл уделять внимание учебе?
Что делать?
Осознание, что их достижения важны и интересны близким, – уже отличная мотивация к учебе. Захваливать ребенка просто так не стоит, а за успехи – необходимо.
Ну а остальные советы мы уже дали выше: узнайте, что интересно ребенку, и подумайте, как это можно развить; мотивируйте удачными примерами. А если считаете, что коллектив так уж губителен для вашего ребенка, отдайте его в другую школу.
А чего точно делать не стоит?
Итак, мы выяснили, что извечный родительский вопрос «Как заставить ребенка учиться» по своей сути некорректен: нужно сделать так, чтобы ребенок захотел учиться сам. Что может ему в этом помешать?
1. Давление и угрозы
Дети и подростки еще менее охотно, чем взрослые, делают что-то «из-под палки». Есть риск вызвать обратный эффект, не говоря уж о том, что вы испортите с ребенком отношения. Если вы угрожаете лишить ребенка чего-то значимого для него и он воспринимает угрозу всерьез, то, возможно, он действительно начнет уделять учебе больше внимания. Но возможно также, что он начнет всеми способами скрывать оценки и даты родительских собраний, прятаться от вас и бояться. Вам действительно это нужно?
2. Выполнение домашних заданий за ребенка
Какой смысл ребенку напрягаться, если за него все сделает мама или папа? Так и вырастают инфантильные, не умеющие принимать решения и заботиться о себе люди. Помогая с уроками, важно именно помогать, то есть объяснять непонятный материал и наводить ребенка на правильный ответ. Важно, чтобы он не просто сформулировал решение задачи, но и понял, почему оно именно такое, и смог сам решить аналогичную задачу в будущем.
3. Игнорирование предпочтений детей
Даже если вам кажется, что ребенок обязан сидеть за учебниками математики, а он при этом предпочитает литературу, не ругайте его, не убеждайте жить так, как вам хочется. Пусть развивается в сфере, которая ему интересна, а остальные просто не забрасывает. Как бы вам этого ни хотелось, ваш ребенок не сможет идеально делать все сразу – это и не нужно.
4. Сравнение с другими в их пользу
Пытаясь привить ребенку интерес к учебе на хороших примерах, можно перегнуть палку. Например, если вы постоянно сравниваете сына или дочь с другими детьми, которые учатся лучше и в целом успешнее, это только настроит ребенка против вас и тех, кого вы ставите в пример. Кому как не вам знать, что ваше чадо уникально и к нему нужен индивидуальный подход. Да и установка «ты хуже других» может серьезно навредить психике ребенка – и это коснется не только учебы.
Еще один сомнительный метод – постоянная внешняя мотивация: напишешь контрольную на «отлично» – куплю смартфон, сделаешь домашнее задание – отпущу погулять с другом… Как правило, такие меры имеют кратковременный эффект. Невозможно вечно удерживать интерес ребенка таким образом. Рано или поздно все равно обнаружится, что ребенок не хочет идти в школу, потому что у него пропали все стимулы.