Упражнение "Грибок" является одним из наиболее эффективных методов логопедической коррекции, широко применяемым для устранения различных нарушений речи у детей. Основанное на принципах нейропсихологии и игровой терапии, этот метод не только помогает улучшить звукопроизношение, но и способствует развитию высших психических функций, таких как внимание, память и мышление.
В данной статье мы рассмотрим суть упражнения "Грибок", его разновидности и техники выполнения, а также продемонстрируем его неоценимый вклад в развитие речевых навыков детей. Погрузившись в увлекательный мир этого уникального логопедического инструмента, мы откроем для себя секреты его эффективности и узнаем, как сделать процесс коррекции речи не только результативным, но и увлекательным для маленьких пациентов.
Суть упражнения грибок и как его делать
"Грибок" - это один из элементов артикуляционной гимнастики, применяемой логопедами для развития подвижности и координации органов речи, а также для постановки и автоматизации звуков.
Описание упражнения
Цель | Развить подвижность языка, научить поднимать язык к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), укрепить мышцы языка. |
Выполнение |
Язык поднимается вверх, касаясь альвеол. Кончик языка прижимается к альвеолам, а спинка языка образует "шляпку" грибка. Губы слегка улыбаются, обнажая верхние зубы. |
Длительность | 5-10 секунд, 5-10 повторений. |
Варианты выполнения
- "Грибок" с "дождиком": После того, как язык находится в положении "грибка", его кончик быстро "стучит" по альвеолам, имитируя падающие капли дождя.
- "Грибок" с "ветерком": После того, как язык находится в положении "грибка", дуть на "шляпку" грибка, как будто дует ветер.
Важно
Упражнение "Грибок" должно выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок видел правильное положение языка. Логопед должен показать ребенку правильное выполнение упражнения и проконтролировать его выполнение. Важно делать это регулярно, чтобы закрепить полученные навыки.
Упражнение "Грибок" применяется для
Развития подвижности языка и подготовки к постановке звуков "Т", "Д", "Н", "Л", "Р", укрепления мышц языка, необходимых для четкого произношения звуков, а также коррекции речевых нарушений, связанных с неправильным положением языка.
Помните: Упражнение "Грибок" должно выполняться под наблюдением логопеда и в соответствии с рекомендациями логопеда.
Кому необходимо применять
Упражнение "Грибок" необходимо применять людям с нарушениями подвижности и координации губ.
Дети с дизартрией
Дизартрия - это нарушение речи, вызванное слабостью или параличом мышц, участвующих в артикуляции. Упражнение "Грибок" помогает укрепить мышцы рта и улучшить подвижность губ.
Дети с дисфонией
Дисфония - это нарушение голоса, вызванное неправильной работой голосовых связок. Упражнение помогает улучшить координацию мышц рта, что может косвенно повлиять на качество голоса.
Люди после инсульта или черепно-мозговой травмы
Инсульт и черепно-мозговая травма могут повредить нервы, контролирующие мышцы рта. "Грибок" помогает восстановить подвижность губ и улучшить речь.
Люди с мышечной дистрофией
Мышечная дистрофия - это генетическое заболевание, которое вызывает прогрессирующую слабость мышц. Упражнение "Грибок" помогает сохранить подвижность губ и облегчает речь.
Люди, желающие улучшить дикцию
"Грибок" может помочь улучшить произношение звуков, требующих активной работы губ, таких как /п/, /б/, /м/.
Кроме того, упражнение может быть полезно для людей, занимающихся пением или игрой на духовых инструментах, людей, желающих предотвратить появление морщин вокруг рта и людей, желающих улучшить внешний вид губ
Стоит отметить, что перед выполнением любого упражнения, особенно если у вас есть какие-либо нарушения здоровья, рекомендуется проконсультироваться с врачом или логопедом.
Преимущества упражнения
Упражнение "Грибок" в логопедии имеет ряд преимуществ, которые делают его ценным инструментом в развитии речи и артикуляции у детей:
- Развитие подвижности языка: "Грибок" требует от ребенка поднимать язык к альвеолам, что способствует развитию его подвижности. Это необходимо для правильного произношения многих звуков, особенно согласных.
- Укрепление мышц языка: Удержание языка в положении "грибка" требует напряжения мышц языка. Это упражнение помогает укрепить мышцы, что позволит ребенку произносить звуки четче и ясно.
- Развитие артикуляционного аппарата: "Грибок" способствует развитию артикуляционного аппарата в целом, тренируя мышцы губ, щек, челюстей, что позволит ребенку лучше контролировать свои движения во время речи.
- Подготовка к постановке звуков: "Грибок" является отличным подготовительным упражнением для постановки звуков "Т", "Д", "Н", "Л", "Р". Правильное положение языка в этом упражнении помогает ребенку почувствовать нужное место в ротовой полости для произнесения этих звуков.
- Профилактика речевых нарушений: Регулярное выполнение упражнения "Грибок" помогает предупредить возникновение речевых нарушений, связанных с неправильным положением языка.
- Простота и доступность: "Грибок" - простое и доступное упражнение, которое можно выполнять в любом месте и в любое время. Для него не требуется специального оборудования или материалов.
- Игровой характер: "Грибок" можно превратить в игру, что сделает занятия более интересными и эффективными для ребенка.
В целом, упражнение является ценным инструментом в логопедии, способствующим развитию речи и артикуляции у детей. Его простота, доступность и игровой характер делают его эффективным средством коррекции речевых нарушений.
Противопоказания к упражнению
"Грибок", несмотря на свою простоту и эффективность, имеет некоторые противопоказания, которые необходимо учитывать при работе с детьми:
Наличие заболеваний ротовой полости
При стоматите, гнойничковых высыпаниях, язвенных образованиях в ротовой полости упражнение может усугубить состояние и причинить боль ребенку. В этом случае необходимо отложить выполнение упражнения до полного выздоровления.
Патологии челюстно-лицевой системы
При врожденных или приобретенных аномалиях челюстно-лицевой системы, например, неправильном прикусе, недостаточном развитии челюстей, упражнение может быть неэффективным или даже вредным. В этих случаях необходимо проконсультироваться с врачом-ортодонтом.
Наличие речевых нарушений, требующих специальных методов коррекции
Некоторые речевые нарушения, например, дислалия, дисграфия, могут требовать специальных методов коррекции, которые могут отличаться от артикуляционной гимнастики. В этом случае необходимо проконсультироваться с логопедом.
Нежелание ребенка выполнять
Если ребенок отказывается выполнять упражнение "Грибок", не настаивайте. Попробуйте сделать занятие более интересным и игровым, либо подобрать другой метод.
Важно помнить
"Грибок" - это часть комплексного подхода к коррекции речи. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его состояние здоровья. Если у вас есть какие-либо сомнения относительно возможности выполнять это упражнение ребенку, проконсультируйтесь с логопедом.
Заключение
Упражнение "Грибок" является ценным инструментом в логопедии, который помогает укрепить мышцы рта, улучшить подвижность и координацию губ, а также подготовить к произнесению различных звуков. Оно особенно полезно для людей с нарушениями подвижности губ, такими как дизартрия, дисфония и мышечная дистрофия. Кроме того, "Грибок" может принести пользу тем, кто желает улучшить свою дикцию, разборчивость речи или внешний вид губ.
Упражнение простое и эффективное, его можно выполнять в любом месте и в любое время. Для достижения наилучших результатов рекомендуется выполнять упражнение ежедневно в течение нескольких минут. При наличии каких-либо нарушений здоровья или сомнений перед выполнением упражнения проконсультируйтесь с врачом или логопедом.