ДРАКОН — это графический язык программирования, разработанный в рамках советской космической программы "Буран". Он предназначен для наглядной визуализации алгоритмов, что делает его полезным инструментом для инженеров, программистов и специалистов в смежных областях. Благодаря своей простоте и логичности, получил признание как в технических, так и в образовательных проектах. Его главная цель — облегчить процесс проектирования программ, сократить количество ошибок и улучшить восприятие алгоритмов за счет четкой графической структуры.
Эксперты рекомендуют


Школа онлайн-программирования Хекслет
Профессия "Python-разработчик"
от 109 000 ₽
139 000 ₽
647 часов

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Создание игры с нуля. Начальный уровень
10 000 ₽
16 часов

Университет Иннополис
Профессия «Python-разработчик»
55 000 ₽
144 часа

IThub college
Информационная безопасность и системное администрирование
450 000 ₽
4426 часов

SkyPro
Python-разработчик с нуля (с гарантией трудоустройства)
149 600 ₽
340 000 ₽

Московский университет "Синергия"
Разработка сопровождение и обеспечение безопасности информационных систем (программа двух дипломов с Сербией)
460 000 ₽
Основные особенности
1. Понятность и простота восприятия
- Элементы схем интуитивно понятны, не требуют сложного объяснения.
- Условные обозначения минимизируют риск неправильного понимания логики.
- Подходит для использования в кросс-функциональных командах.
- Графические элементы стандартизированы, что упрощает их восприятие.
- Наглядность способствует быстрому обучению новых сотрудников.
- Логика остается понятной даже спустя длительное время после создания схемы.
2. Линейность и логическая последовательность
- Исключаются пересечения линий, что улучшает читаемость.
- Все процедуры упорядочены, что снижает вероятность ошибок.
- Логическая структура проста для понимания даже без пояснительного текста.
- Алгоритм имеет четко определенное начало и конец.
- Принцип линейности подходит для анализа критически важных систем.
- Легкость переноса логики схемы в программный код.
3. Универсальность применения
- Разработка сложных проектов.
- Моделирование процессов в бизнесе и промышленности.
- Использование в автоматизированных системах управления.
- Применение в образовательных целях для обучения алгоритмам.
- Подходит для описания процессов в стандартизированных областях (например, авиация).
- Широко используется для документирования рабочих процессов.
4. Интеграция с автоматизированными системами
- Ускорение перехода от проектирования к разработке.
- Возможность генерации кода для популярных языков программирования.
- Исключение ошибок, связанных с ручной интерпретацией.
- Интеграция с существующими IDE и средствами тестирования.
- Поддержка изменений с минимальными затратами.
- Применение в системах с высокой степенью автоматизации, таких как робототехника.
5. Визуальная строгая структура
- Все элементы располагаются симметрично.
- Поток данных строго упорядочен и односторонний.
- Упрощается чтение сложных алгоритмов для групповой работы.
- Минимизация визуального шума за счёт продуманного дизайна.
- Легко редактировать схему, не нарушая её общей структуры.
- Подходит для документирования сложных процессов с высокой степенью детализации.
6. Поддержка стандартов
- Исключает неоднозначности при чтении алгоритмов.
- Соответствует требованиям систем, где важна предсказуемость.
- Стандартизированный подход облегчает сотрудничество между командами.
- Используется для документирования процессов в сертифицированных областях.
- Подходит для разработки систем с высоким уровнем надежности.
- Помогает соответствовать международным стандартам в проектировании ПО.
Ключевые элементы
1. Драконограмма
- Представляет логику в виде упорядоченной диаграммы.
- Каждая операция или действие имеют свою форму.
- Поток логики движется сверху вниз или слева направо, обеспечивая последовательность.
- Используются строгие правила построения, исключающие пересечение линий.
- Структура легко адаптируется под разные задачи.
- Подходит для визуализации сложных операций.
2. Стрелки управления потоком
- Указывают, как данные или управление переходят от одного элемента к другому.
- Исключают двусмысленность благодаря строго определённым направлениям.
- Потоки всегда упорядочены, что делает их легко читаемыми.
- Упрощают анализ сложных алгоритмов.
- Чётко обозначают ветвления и циклы.
- Сокращают необходимость в дополнительных пояснениях.
3. Геометрические фигуры (блоки)
- Овал — начало и конец.
- Прямоугольник — процесс или действие.
- Ромб — условие или развилка.
- Параллелограмм — ввод или вывод данных.
- Круглая точка — соединение для продолжения.
- Упрощает идентификацию функций элементов.
Инструменты для работы
Название | Описание | Функции | Преимущества | Ограничения |
ДРАКОН-Редактор | Официальный редактор для создания и редактирования драконограмм. | Создание схем, поддержка стандартов ДРАКОН, экспорт в графические форматы и код. | Удобный интерфейс, совместимость с разными языками программирования. | Ограниченная бесплатная версия. |
DrakonHub | Онлайн-сервис для работы с драконограммами. | Совместная разработка, хранение схем в облаке, автоматическая проверка. | Доступность из любого места, интеграция с другими инструментами. | Требуется подключение к интернету. |
Microsoft Visio (с шаблонами ДРАКОН) | Универсальное средство для создания схем с поддержкой шаблонов. | Построение, настройка графических элементов, экспорт в различные форматы. | Гибкость, поддержка других типов диаграмм. | Необходимость настройки. |
Drakon Editor Pro | Расширенная версия с профессиональными функциями. | Генерация кода, проверка на ошибки, поддержка многопоточности. | Многофункциональность, интеграция с IDE. | Платное ПО. |
Draw.io (или Diagrams.net) | Бесплатный инструмент для создания диаграмм. | Много шаблонов, экспорт в популярные форматы, поддержка совместной деятельности. | Бесплатность, интуитивный интерфейс. | Необходимость ручной настройки элементов. |
Lucidchart | Облачный инструмент для визуализации процессов. | Создание схем, экспорт, совместная работа. | Совместимость с облачными сервисами, удобство использования. | Ограничения в бесплатной версии. |
Сравнение с другими подходами
Критерий | ДРАКОН | UML | Блок-схемы |
Простота | Да | Нет | Да |
Наглядность | Да | Да | Нет |
Применимость | Ограничена | Широкая | Ограничена |
Фокусировка | Логика алгоритма | Моделирование систем | Логика |
Преимущества и недостатки
Преимущества
Недостатки