Три правила хорошего программирования

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 04.12.2024 Обновлено 25.12.2024
Три правила хорошего программирования
Источник фото freepik/freepik

Программирование – это больше, чем просто написание строк кода. Это процесс, который требует понимания основ, дисциплины и следования лучшим практикам. Хорошее программирование позволяет создавать код, который легко читать, поддерживать, масштабировать. В этой статье мы рассмотрим три базовых правила, которые помогут вам стать лучшим разработчиком.

Что делает код хорошим?

Хороший код – это не только правильно работающий, но и легко понимаемый, поддерживаемый и масштабируемый программный продукт. Его качество определяется рядом критериев, которые делают его удобным для разработчиков или пользователей. 

Прежде всего, хороший код отличается ясностью. Это значит, что его структура логична, а каждая часть выполняет одну конкретную задачу. Такие характеристики позволяют быстро разобраться в коде, даже если он был написан другим человеком или долгое время оставался без изменений.

Кроме того, важным признаком хорошего кода является его читаемость. Это включает использование осмысленных имен переменных, функций, классов, которые сразу дают понять их назначение. Код не должен быть загадкой; он должен быть самодокументирующимся. Также немаловажно соблюдать единый стиль программирования, что облегчает совместную работу в команде.

Еще одним фактором, делающим код хорошим, является его надежность. Хороший код не только работает при идеальных условиях, но и способен адекватно справляться с неожиданными ситуациями, например, некорректным вводом данных или сбоями внешних систем. Это достигается за счет тщательного тестирования, продуманной обработки ошибок.

Оптимальность кода тоже имеет значение. Он должен использовать ресурсы системы рационально, не создавая избыточной нагрузки. Это особенно актуально для высоконагруженных систем, где производительность играет ключевую роль.

Гибкость и расширяемость – еще один важный аспект. Хороший код можно легко адаптировать под новые требования или изменить его функционал, не разрушая при этом существующую структуру. Это требует модульности, соблюдения принципов проектирования, таких как DRY (Don’t Repeat Yourself) и KISS (Keep It Simple, Stupid).

Наконец, важной характеристикой хорошего кода является его сопровождаемость. Это означает, что в будущем его можно будет легко обновлять, исправлять или добавлять новый функционал. Для этого необходимы качественные комментарии, документация, простая архитектура. 

Хороший код – это инструмент, который работает не только сегодня, но и будет полезен через годы, поддерживая стабильность, развитие проекта. Если ваши проекты соответствуют этим критериям, вы уже на пути к мастерству.

Правило 1. Делайте код читаемым

Читаемость кода – это один из ключевых факторов успеха в программировании. Даже если код идеально выполняет задачу, он теряет свою ценность, если другие разработчики (или даже вы сами спустя время) не могут быстро его понять. Вот как сделать ваш код более читаемым.

1. Осмысленные названия

Названия переменных, функций, классов должны быть понятными, самодокументирующимися. Используйте глаголы для функций (например, calculateTotal или fetchData). Для переменных выбирайте имена, отражающие их назначение (например, userAge, а не x). Избегайте сокращений и аббревиатур, если их смысл не очевиден.

2. Чёткая структура кода

Структура кода должна облегчать его чтение. Делите код на небольшие логические блоки. Одна функция должна решать одну задачу.

Используйте пустые строки для отделения блоков кода. Также соблюдайте единый стиль, например, отступы и правила размещения скобок.

3. Используйте комментарии там, где это необходимо

Комментарии полезны, если код сложный или содержит нестандартные решения. Но они не должны дублировать очевидное.

Пишите комментарии перед сложными функциями или блоками кода. Не объясняйте то, что уже ясно из названий переменных или функций.

4. Избегайте магических чисел и строк

Магические числа или строки – это значения, которые появляются в коде без явного объяснения. Заменяйте такие значения на константы с понятными именами – это упрощает понимание и поддержку кода.

5. Соблюдайте принципы форматирования

Форматирование делает код визуально понятным. Следуйте общепринятым стилям, таким как PEP-8 для Python или PSR для PHP. Например, используйте отступы (4 пробела для Python), не допускайте слишком длинных строк (обычно до 80 символов) и размещайте логические блоки на разных строках.

Аспект Плохой пример Хороший пример
Названия def a(b): return b*2 def double_value(value): return value*2
Структура if x>10:print('Большое число') if x > 10:\n print('Большое число')
Комментарии x = 10 # Устанавливаем x # Проверяем, является ли пользователь администратором
Магические числа if user.age > 18: MINIMUM_AGE = 18\nif user.age > MINIMUM_AGE:
Форматирование Все в одну строку Структурированный, читаемый код

Следуя этим рекомендациям, вы сможете писать код, который будет понятен всем, кто с ним работает.

Правило 2. Следуйте архитектурным принципам

Архитектурные принципы – это основа эффективной разработки. Они помогают создавать программные решения, которые можно легко поддерживать, расширять и адаптировать под новые задачи. Игнорирование этих стандартов может привести к путанице в коде, что усложнит его понимание, тестирование и дальнейшее развитие.

1. Разделение ответственности (Separation of Concerns, SoC)

Каждый модуль, класс или компонент должен выполнять лишь одну конкретную функцию. Это делает код более понятным, упрощает его тестирование и позволяет легче вносить изменения.

В веб-приложении UI-компоненты обрабатывают только визуализацию, а логика работы с базой данных вынесена в отдельные модули. Так упрощается отладка, так как изменения в одной области не затрагивают остальные.

2. Принцип единственной ответственности (Single Responsibility Principle, SRP)

Каждый класс или модуль должен решать только одну конкретную задачу. Класс, ответственный за обработку данных, не должен также заниматься их визуализацией. В итоге код становится менее запутанным, а изменения проще вносятся.

3. Инкапсуляция

Скройте детали реализации модуля или класса, предоставляя доступ только к необходимым функциям через интерфейсы. Переменные класса остаются приватными, а доступ к ним осуществляется через геттеры и сеттеры. Это уменьшает вероятность случайных ошибок, упрощает изменение внутренней логики.

4. Повторное использование кода

Не изобретайте велосипед, а используйте повторно уже написанные модули, библиотеки, фреймворки. Например, общие функции, такие как авторизация или обработка ошибок, оформляются как отдельные модули. Это повышает производительность разработки, снижает вероятность ошибок.

5. Принцип модульности

Код должен быть разбит на независимые модули, которые можно разрабатывать, тестировать, обновлять изолированно. В микросервисной архитектуре каждый сервис отвечает за конкретную функцию и может разрабатываться отдельно. Так упрощается внесение изменений, масштабирование.

6. Принципы SOLID

Эти пять принципов особенно важны для построения гибкой архитектуры:

  1. SRP (Принцип единственной ответственности). Каждый класс решает только одну задачу.
  2. OCP (Принцип открытости/закрытости). Код должен быть открыт для расширения, но закрыт для изменений.
  3. LSP (Принцип подстановки Лисков). Подклассы должны быть взаимозаменяемы с родительскими классами.
  4. ISP (Принцип разделения интерфейса). Не заставляйте классы реализовывать методы, которые они не используют.
  5. DIP (Принцип инверсии зависимостей). Модули верхнего уровня не должны зависеть от модулей нижнего уровня; оба должны зависеть от абстракций.

Следуя этим архитектурным принципам, вы создадите программные решения, которые будут одновременно эффективными, удобными для поддержки и готовыми к будущим вызовам.

Правило 3. Обеспечьте качество через тесты

Обеспечение качества кода – одна из важнейших задач любого разработчика. Независимо от того, как опытен программист, ошибки всё равно могут возникнуть. Важным инструментом для предотвращения или устранения этих ошибок являются тесты. Тестирование – это не только средство для проверки функциональности, но и метод поддержания качества программного продукта на протяжении всего жизненного цикла разработки.

Тестирование обеспечивает несколько ключевых преимуществ:

  • Минимизация ошибок. Тестирование позволяет находить баги и дефекты на ранних этапах, до того как они попадут в продакшн.
  • Снижение затрат на исправление ошибок. Чем раньше ошибка обнаружена, тем дешевле её исправить. Тестирование позволяет заметить баги, когда они ещё не распространились по всей системе.
  • Уверенность в стабильности приложения. Наличие тестов позволяет разработчикам быть уверенными в том, что изменения не повлияют на работу системы.
  • Документация кода. Тесты могут служить своего рода документацией, показывая, как должны работать различные части программы.
  • Поддержка и рефакторинг. Если код покрыт тестами, рефакторинг и поддержка приложения становятся проще, потому что тесты подтверждают, что изменения не нарушили работу системы.
Тип тестирования Описание Задачи
Юнит-тестирование Проверка отдельных функций или модулей программы. Проверка корректности работы отдельных частей кода.
Интеграционное тестирование Проверка взаимодействия разных частей системы. Обнаружение ошибок при взаимодействии различных модулей.
Системное тестирование Проверка всей системы целиком. Оценка общей работоспособности системы.
Тестирование пользовательского интерфейса Проверка взаимодействия с пользовательским интерфейсом. Проверка удобства и корректности UI.
Регрессионное тестирование Проверка работы системы после внесения изменений. Обнаружение новых ошибок после исправлений или изменений.
Покрытие кода Оценка того, сколько кода покрыто тестами. Оценка качества тестирования.
Разработка через тестирование (TDD) Написание тестов до написания самого кода. Обеспечение качества и функциональности с самого начала.

Таким образом, тестирование является неотъемлемой частью разработки качественного и стабильного программного продукта. Регулярное, тщательное тестирование позволяет не только обнаружить ошибки, но и улучшить стабильность, безопасность приложения в процессе его использования.

Итог: следуйте правилам – и станете лучше

Хорошее программирование – это не просто технический навык, это подход, включающий стремление к читаемости, соблюдение архитектурных принципов, внедрение тестирования на каждом этапе. Соблюдение этих трёх правил поможет вам писать качественный код, который станет основой успешных проектов.


Вопрос — ответ
Почему важно делать код читаемым?

Какие принципы архитектуры должны соблюдаться при разработке программного обеспечения?

Как тестирование помогает улучшить качество программного продукта?
Комментарии
Всего
2
2024-12-25T18:30:00+05:00
Все эти правила звучат здорово, но как их соблюдать, когда сроки поджимают? Часто приходится жертвовать качеством ради скорости))
2024-12-20T18:30:00+05:00
Золотые советы, но иногда хочется быстрее закончить задачу, и тогда забываешь о чистоте и читабельности кода. Нужно работать над этим...
Читайте также
Все статьи