Лениногорск

Шпаргалка для ОГЭ по истории: полное руководство для успешной подготовки

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 21.08.2025 Обновлено 21.08.2025
Шпаргалка для ОГЭ по истории: полное руководство для успешной подготовки
Источник фото: freepik

ОГЭ по истории является одним из ключевых экзаменов девятого класса. Он проверяет не только знания фактов, но и умение анализировать события, выстраивать причинно-следственные связи, правильно формулировать ответы. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо систематически изучать материал, использовать эффективные методы подготовки и практиковаться на реальных заданиях.

Структура экзамена

Общая структура ОГЭ по истории:

Экзамен для девятого класса делится на две части, каждая проверяет конкретные навыки. Первая содержит задания с кратким ответом. Они проверяют способность распознавать факты, сопоставлять даты, определять исторические термины.

Важно быстро выделять ключевое и формулировать ответы лаконично, чтобы не терять баллы.

Задания с развернутым ответом:

Вторая часть состоит из заданий, требующих развернутого ответа. Здесь необходимо анализировать источники, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать мнение. Задачи могут включать оценку действий исторических личностей, объяснение последствий реформ или войн, сравнение событий разных эпох.

Баллы:

Каждое задание оценивается в баллах, суммируемых в первичный результат. Первые задания проверяют знание фактов и терминов, развернутые — умение применять материал на практике. Подготовка должна быть комплексной: важно не только запомнить даты, но и анализировать исторические процессы, формулировать выводы, обосновывать позиции.

Работа с источниками:

Часто включаются задания, требующие сопоставления текста с историческими фактами. Ученик определяет дату, связывает событие с правителем, объясняет последствия действия. Такие упражнения развивают умение работать с источниками и проверяют понимание процессов, а не механическое запоминание.

Важные исторические личности

  • Рюрик – основатель династии Рюриковичей, заложил основы государственного управления, объединил племена, установил порядок, создал княжеские структуры.
  • Иван III – «Собиратель русских земель», централизация власти, завершение борьбы с ордынским владычеством, расширение территории, улучшение административной и судебной системы, укрепление Москвы.
  • Иван IV – первый русский царь, создание регулярного войска, усиление центральной власти, введение опричнины, расширение границ, развитие дипломатии и торговли, внедрение новых военных технологий.
  • Пётр I – модернизация армии, флота, управления, промышленности, науки, образования, культуры; введение новых законов, календаря, активное развитие строительства и технологий.
  • Екатерина II – просвещённый абсолютизм, внутренние преобразования, управление губерниями, создание законодательных кодексов, поддержка науки, искусства, образования, расширение территории, укрепление экономики и внешней политики.
«История необходима каждому человеку; она обыкновенно называется зеркалом человеческих действий, по которому о всех приключениях нынешних и будущих времён, смотря на прошедшие, рассуждать можно» - Герхард Фридрих Миллер, немецкий историк XVIII века, работавший в России

Основные темы

Период Основные процессы
Древняя Русь Династия Рюриковичей, крещение Руси, феодальная раздробленность, укрепление княжеской власти, развитие торговли, ремесел, распространение христианской культуры, формирование письменности, рост городов, внешние контакты с Византией, Скандинавией
Монгольское нашествие Причины вторжения, разрушение городов, налоги, дань, влияние на экономику, культуру, политическую структуру, укрепление Москвы, изменение военной тактики, усиление зависимости северо-восточных земель, распространение новых технологий и оружия
Московское княжество, Царство Русское Централизация власти, реформы Ивана III и Ивана IV, подавление боярской оппозиции, создание регулярного войска, укрепление армии, расширение территорий, административные реформы, развитие торговли, установление дипломатических связей с Европой
Петровские реформы Создание регулярной армии и флота, модернизация государственного аппарата, развитие науки, образования, культуры, архитектуры, промышленности, внедрение нового законодательства, упорядочение налоговой системы, открытие школ, университетов, реформирование календаря
Екатерина II Просвещённый абсолютизм, развитие науки, искусства, образования, расширение территории, укрепление внешней политики, создание законодательных кодексов, реформа управления губерниями, поддержка просветителей, укрепление экономики, торговых связей, развитие флота
XIX век Реформы Александра I, деятельность декабристов, отмена крепостного права Александром II, Крымская война, индустриализация, развитие транспорта, железных дорог, модернизация армии, рост образования, формирование общественных движений, рост городов, укрепление финансовой системы
Начало XX века Революции 1905, 1917 годов, Русско-японская война, социальные движения, рабочее, крестьянское движение, появление политических партий, подготовка к реформам, рост промышленного производства, модернизация транспорта, усиление военного потенциала, национальные вопросы, международные конфликты

Эффективные методы подготовки

  1. Систематическое чтение учебника – изучение хронологии событий, дат, ключевых фактов, выделение важного.
  2. Создание конспектов, шпаргалок – краткие схемы, таблицы, хронологические цепочки, ассоциации для быстрого запоминания.
  3. Решение тестов прошлых лет – знакомство с форматом экзамена, отработка навыков анализа, нахождение типичных ошибок.
  4. Использование визуальных материалов – карты, схемы, иллюстрации для лучшего понимания географического и социального контекста.
  5. Мнемотехники, ассоциации – рифмовки, акронимы, цепочки событий для лёгкого запоминания дат, имён правителей.
  6. Моделирование экзаменационных ситуаций – выполнение заданий под таймер, анализ ошибок, формирование логичной структуры ответа.
  7. Групповые занятия и обсуждения – совместное разбор событий, обмен знаниями, проверка понимания материала.
  8. Просмотр документальных фильмов, лекций – углубление знаний, понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления.

История успеха

Алина, ученица 9 класса, подготовку начала за три месяца до экзамена. Составила расписание, выделяя ежедневно по 1,5 часа истории. Использовала кодификатор для определения ключевых тем, решала пробные тесты и обсуждала сложные моменты с учителем. Результат: 34 балла и пятёрка на экзамене. Этот пример демонстрирует, как планомерная подготовка и систематизация знаний дают максимальный эффект.

Заключение

Подготовка к ОГЭ по истории требует внимательного изучения ключевых событий, понимания хронологии, системного анализа источников и постоянной практики. Создание шпаргалки в виде таблиц, схем, списков и визуальных материалов помогает структурировать знания и уверенно справляться с заданиями экзамена.


Источники

Вопрос — ответ
Какова структура ОГЭ по истории?

Какие методы подготовки наиболее эффективны?

Какие исторические личности ключевые для изучения?

Какие основные темы охватывает экзамен?
Читайте также
Все статьи