Ряд страниц со шпаргалками по каждому заданию для ЕГЭ по истории

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 22.08.2025 Обновлено 22.08.2025
Ряд страниц со шпаргалками по каждому заданию для ЕГЭ по истории
Источник фото: freepik

Единый государственный экзамен по истории проверяет не только знание фактов, но и умение анализировать события, строить причинно-следственные связи, сравнивать исторические процессы и аргументированно излагать мысли. Чтобы успешно справиться с заданиями, важно не просто заучивать даты и имена, а понимать контекст событий и их влияние на развитие общества.

5: Установление соответствий

Это задание проверяет способность связывать события с участниками или явления с их характеристиками. Важно уметь быстро определять ключевых личностей и соотносить их с историческими фактами. Для эффективной подготовки рекомендуется использовать хронологические таблицы, схемы взаимосвязей, списки событий и заметки по биографиям.

Советы:

  • Тщательно изучить ключевые события каждого периода.
  • Создать таблицы с событиями, участниками.
  • Подчеркивать связи между социальными и политическими процессами.
  • Отрабатывать задания на время для тренировки реакции.
  • Анализировать ошибки, систематизировать сложные моменты.

Пример:

Событие Участник Значение Дата
Битва при Молодях Дмитрий Пожарский Остановлена интервенция польских войск, укрепление народного ополчения 1612
Образование Государственной Думы Петр Столыпин Начало института представительной власти в России 1906
Создание партии кадетов Павел Милюков Формирование либерального движения, защита конституционных свобод 1905
Принятие христианства в Руси Владимир Великий Укрепление государства, культурное, религиозное развитие 988
Великая Октябрьская революция Владимир Ленин Свержение Временного правительства, начало Советской власти 1917
Крестовые походы Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце Борьба за Святую землю, расширение влияния европейских государств 1096–1291
Принятие Петра I Табели о рангах Петр I Реформа бюрократии, упорядочение службы дворянства 1722
Подписание Версальского договора Жорж Клемансо, Вудро Вильсон Завершение Первой мировой войны, перераспределение территорий 1919
Великие географические открытия Христофор Колумб, Васко да Гама Расширение знаний о мире, торговые маршруты, колонизация 1492–1498
Французская революция Максимилиан Робеспьер, Людовик XVI Социальные реформы, разрушение феодальной системы, изменение политической власти 1789–1799

18: Причинно-следственные связи

Задание оценивает способность выявлять причины исторических событий и их последствия. Оно требует глубокого понимания политических, социальных и экономических процессов. Для подготовки полезно составлять списки факторов, влияющих на события, а также схемы цепочек «причина — следствие».

Рекомендации:

  • Разделять причины на социальные, экономические, политические.
  • Указывать последствия в краткой и развернутой форме.
  • Использовать исторические примеры, факты для подтверждения.
  • Создавать визуальные схемы для закрепления материала.
  • Обсуждать задания в группе, чтобы увидеть разные точки зрения.

Например: причина — тяжёлое налоговое бремя крестьян; следствие — усиление репрессий со стороны государства.

19: Определение термина

Это задание требует точного понимания исторических понятий и их практического применения. Умение раскрыть термин, привести конкретный пример отличает сильного ученика.

Советы по подготовке:

  1. Составлять словарь терминов с точными пояснениями и историческими примерами для быстрого ориентирования на экзамене.
  2. Приводить ключевые даты, события, личности, связанные с каждым термином, усиливая понимание и связь с историей.
  3. Использовать схемы, таблицы, диаграммы для визуального закрепления материала, ускоряя запоминание и систематизацию.
  4. Повторять термины небольшими блоками регулярно, снижая риск забывания перед экзаменом.
  5. Отмечать сложные или редкие понятия, возвращаясь к ним при повторении для уверенного ответа на нестандартные вопросы.
  6. Сравнивать схожие термины, выделяя отличия, чтобы избежать путаницы при формулировках.
  7. Писать краткие определения своими словами, закрепляя понимание и навык точного изложения.
  8. Применять термины на практике в тестах или обсуждениях, чтобы быстро использовать их в разных контекстах.

21: Подтверждение или опровержение точки зрения

Задание проверяет способность аргументировать мнение, используя факты. Важно не только подтвердить или опровергнуть утверждение, но и логично строить ответ с примерами из разных периодов.

«История как процесс и как наука строится на цитатах, в широком смысле это одна большая цитата, почти синоним культуры». - Михаил Юсим, российский историк, в докладе «О цитатах в истории и культуре».

Рекомендации:

  • Четко сформулировать позицию в начале ответа.
  • Привести как минимум два аргумента — один в поддержку, второй для контраргумента.
  • Использовать даты, имена, которые конкретно подтверждают тезис.
  • Составлять тезисы в виде схем или кратких записей.
  • Практиковать написание развернутых ответов в тайм-режиме.

Пример:

Тезис Подтверждение Опровержение
Религиозный фактор влиял на внешнюю политику Руси XI–XII веков Принятие христианства укрепило связи с Византией Внешние угрозы, включая набеги кочевников, оказывали не меньшее влияние
Реформа Петра I ускорила модернизацию армии Введение нового строя, обучение офицеров по западным методикам Сопротивление старой аристократии замедляло внедрение реформ
Промышленная революция изменила социальную структуру Европы XIX века Рост городов, появление рабочего класса, урбанизация Сельское население сохраняло традиционный образ жизни
Великие географические открытия расширили экономические связи Создание торговых маршрутов, колониальные поселения Конфликты с местным населением ограничивали развитие отдельных территорий
Французская революция стимулировала политические перемены Установление республики, принятие новых законов Военные конфликты, а также внутренние смуты ограничивали реализацию реформ

История успеха

Иван П., выпускник 2024 года, достиг 96 баллов на ЕГЭ благодаря системной подготовке: он создавал собственные шпаргалки, регулярно повторял термины и даты, использовал схемы и таблицы, а также проходил тренировочные тесты, что позволило ему уверенно анализировать события и формулировать развернутые ответы на экзамене.

Советы для подготовки

  • Планирование: разбивать материал на блоки, выделять слабые темы, составлять график повторений.
  • Чтение, анализ: использовать учебники, справочники, исторические энциклопедии.
  • Практика: решать пробные задания, проверять себя и фиксировать ошибки.
  • Визуализация: применять схемы, таблицы, карты для закрепления информации.
  • Развернутые ответы: составлять тезисы, примеры, структурировать аргументы.
  • Повторение: регулярно возвращаться к пройденному материалу, формируя прочные знания.
  • Режим: чередовать учебу и отдых, поддерживать концентрацию и продуктивность.

Заключение

Эффективная подготовка к ЕГЭ по истории требует систематического подхода, внимательности и умения анализировать факты. Использование шпаргалок помогает быстро ориентироваться в материалах, закреплять ключевые события, понимать связи между процессами и строить грамотные ответы. Регулярная практика, визуальные схемы и обсуждения повышают уверенность и результативность на экзамене.


Источники

Вопрос — ответ
Для чего нужно задание 5 на ЕГЭ по истории, как к нему готовиться?

Как эффективно выполнять задание 18: причинно-следственные связи?

Какие методы помогают в задании 19: определение термина?

На что обратить внимание при задании 21: подтверждение или опровержение точки зрения?

Какие рекомендации повышают результат на ЕГЭ по истории?
Читайте также
Все статьи