Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку — это не только проверка знаний, но и умение правильно применять их в условиях экзамена. Понимание особенностей каждого задания и грамотное решение помогут вам подготовиться к экзамену на высокий балл.







Задание 1
Связано с орфографией, на экзамене вам нужно будет выбрать правильное написание слова среди предложенных вариантов. Это важная часть, так как ошибки в написании слов могут сильно повлиять на ваш результат. В задании встречаются слова с разными вариантами написания, которые необходимо выбрать правильно, опираясь на правила орфографии.
Важно освежить в памяти основные правила орфографии, особенно те, которые касаются написания приставок, суффиксов и гласных в корнях.
Как подготовиться:
- Учите правила: приставки, суффиксы, гласные в корне.
- Запоминайте исключения: учите нестандартные слова.
- Тренируйтесь: решайте задания, пользуйтесь шпаргалками.
- Повторяйте ошибки: работайте над слабыми местами.
- Связывайте с образами: используйте ассоциации.
- Проверяйте по словарю: уточняйте написание.
Шпаргалка:
Правило | Пример | Исключение |
Написание парных согласных | диктант, разжигать | дружба, нужный |
Написание приставок «при-» и «пре-» | принимать, преодолеть | преследовать, приговор |
Написание суффиксов и окончаний | мрак — мрачный, лес — лесной | пустяк — пустячный |
Задание 3
Включает в себя орфографию приставок и суффиксов, а также работу с грамматическими конструкциями, связанными с их использованием. Это задание нацелено на проверку ваших знаний в области правописания сложных слов и их грамматической формы.
Подготовиться можно, сосредоточив внимание на правилах написания приставок и суффиксов в различных словах.
Как подготовиться:
- Разберите приставки: различайте «пре-» как «высокий», «первоначальный».
- Изучите суффиксы: понимайте, как они меняют значение слов.
- Практикуйтесь: решайте задания на приставки, суффиксы.
- Учитывайте контекст: смысл слова помогает выбрать форму.
- Учите исключения: запоминайте нестандартные случаи.
- Повторяйте: проверяйте себя по трудным словам.
Шпаргалка:
Правило | Пример | Исключение |
Написание приставки «по-» | поехал, полететь | подводить, поставить |
Написание суффикса -н- в словах | сложный, тёмный | больной, жёлтый |
Слитное и раздельное написание | вон (вдаль) vs вон (он там) | не применимо |
Задание 4
Проверяет ваши навыки в области пунктуации. Здесь нужно расставить запятые в сложных предложениях. Необходимо знать основные правила пунктуации для различных типов предложений. Часто студенты сталкиваются с трудностями, когда не могут определить, где поставить запятую в сложноподчинённом предложении, или неправильно расставляют знаки в предложениях с вводными словами, вставными конструкциями.
Основное правило — это следить за логикой предложения и структурой.
Как подготовиться:
- Повторите пунктуацию: запомните правила запятых, тире и других знаков.
- Различайте конструкции: определяйте типы сложных предложений.
- Тренируйтесь: решайте задания с разной структурой фраз.
- Освежите паузы: понимайте, где интонация требует знака.
- Начинайте с простого: переходите от лёгких примеров к сложным.
- Учитывайте контекст: знаки зависят от ситуации в речи.
Шпаргалка:
Правило | Пример | Исключение |
Запятая перед «да» в значении «и» | Он учёный, да очень строгий. | Он учёный да и строгий. |
Запятая в сложноподчинённых предложениях | Мы поехали, когда закончилась буря. | Мы поехали когда закончилась буря. |
Запятая после вводных слов | Конечно, он прав. | Конечно он прав. |
Задание 6
Связано с анализом текста. Вам предстоит выявить грамматические ошибки в предложениях, а также исправить их. Это задание требует внимательности, так как важно не только правильно выявить ошибку, но и предложить правильное решение.
Важно понимать основные ошибки, касающиеся согласования подлежащего и сказуемого, а также другие типичные грамматические ошибки.
Как подготовиться:
- Изучите грамматические ошибки: согласование, падежи — частые проблемы.
- Повторите правила: вспомните согласование существительных, глаголов.
- Тренируйтесь: находите, исправляйте ошибки.
- Запомните типичные ошибки: падежи, несогласованные части.
- Разбирайте сложные предложения: анализируйте структуру.
- Используйте таблицы: визуальные схемы облегчают запоминание.
Шпаргалка:
Ошибка | Пример | Исправление |
Несогласование подлежащего и сказуемого | Он поехал в Москву, и там прошёл дождь. | Он поехал в Москву, и там прошли дожди. |
Ошибка в падеже | Мальчик сдал экзамен, как и девушки. | Мальчик сдал экзамен, как и девочки. |
Неправильное использование предлогов | Он сидел на столе. | Он сидел за столом. |
Задание 7
Проверяет ваше знание значения слов в контексте. Важно уметь правильно понять значение слова в предложении, учитывая его синонимы, антонимы. Необходимо хорошо разбираться в значении слов, уметь определять контекст их употребления.
Понимание контекста помогает выбрать правильный вариант и избежать ошибок.
Как подготовиться:
- Учите значения слов: обращайте внимание на контекст.
- Работайте с синонимами: заменяйте слова для лучшего понимания.
- Учитывайте контекст: правильно интерпретируйте значение.
- Различайте значения: одно слово может иметь несколько смыслов.
- Читайте литературу: развивайте языковое чутьё, точность.
Шпаргалка:
Контекст | Толкование | Пример |
«Готов» (настроен) | Приводить в состояние готовности | Готов к экзамену. |
«Готов» (сделан) | Сделанный, подготовленный | Готовый ответ. |
«Далеко» (в пространственном смысле) | На расстоянии | Он ушёл далеко. |
Задание 10
Включает в себя работу с текстом. Вам нужно будет выделить основные идеи текста, найти ключевые моменты, ответить на вопросы по его содержанию. Для подготовки важно научиться быстро ориентироваться в тексте и выделять из него основную информацию, не тратя время на второстепенные детали.
Как подготовиться:
- Читайте вдумчиво: выделяйте главные идеи текста.
- Практикуйтесь на разных жанрах: статьи, рассказы, эссе.
- Тренируйте поиск информации: находите нужные детали быстро.
- Следите за логикой вопросов: отвечайте по порядку.
- Отмечайте ключевые слова: они помогут с ответами.
Шпаргалка:
Тема | Что важно для ответа | Пример |
Основная идея текста | Найти основную мысль | Текст о природе — это защита экологии. |
Подробности, детали | Оценить подробности, которые подтверждают идею | Учёные нашли важные факты о сохранении видов. |
Задание 11
Связано с построением логического связующего текста. Необходимо правильно построить связи между предложениями, частями текста, чтобы смысл был чётким и понятным. Для успешного выполнения задания важно научиться правильно выстраивать логику текста, связывать идеи и поддерживать плавность переходов.
Если вы будете внимательно работать с переходными словами и правильно формулировать мысли, то не встретите трудностей.
Как подготовиться:
- Пишите регулярно: отрабатывайте построение рассуждений.
- Следите за логикой: идеи должны развиваться последовательно.
- Используйте связки: применяйте слова-переходы для связности.
- Соблюдайте структуру: введение, основная часть, вывод.
- Проверяйте грамотность: избегайте орфографических и пунктуационных ошибок.
Шпаргалка:
Тема | Логические связи | Пример |
Переходы между абзацами | Использование союзов, вводных слов | Во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом |
Логическая структура | Чёткое представление мыслей | Начнём с того, что, по мнению учёных, далее можно выделить… |
Задание 13
Текстовый анализ. Необходимо проанализировать произведение, выявить ключевые идеи, темы, а также элементы стиля. Вы должны будете сосредоточиться на анализе литературных средств и способах их использования автором для передачи основных идей.
Важно иметь хороший запас знаний о литературных произведениях, а также понимать, как различные стилистические средства помогают автору передать своё послание.
Как подготовиться:
- Читайте классику, современную литературу, отмечайте приёмы.
- Выделяйте тему и идею, ищите авторский посыл.
- Изучайте стилистику: метафоры, символы, анафоры.
- Ищите подтексты, скрытые смыслы, ассоциации.
- Учитывайте биографию автора, эпоху создания.
Шпаргалка:
Литературный элемент | Что нужно учитывать | Пример |
Тема произведения | Определение основной идеи | Тема любви в «Евгении Онегине» |
Используемые стилистические средства | Метафоры, эпитеты, гиперболы | «Шумные воды реки». |
Идея произведения | Ожидаемый итог произведения | Идея свободы в произведении Достоевского. |
Задание 15
Связано с правильным использованием деепричастий, наречий. Это задание тестирует ваше умение правильно строить предложения, правильно употреблять деепричастия и наречия в различных контекстах.
Важно хорошо понимать правила образования деепричастий и различие между ними и наречиями.
Как подготовиться:
- Изучите правила образования деепричастий, исключения.
- Различайте деепричастия, наречия.
- Понимайте функцию деепричастий в предложении.
- Проверяйте себя по словарям, справочникам.
Шпаргалка:
Элемент | Пример | Правило |
Деепричастия с суффиксом «-в» | плевать, прочитать | Образуется от глаголов несовершенного вида |
Наречия, не изменяющиеся | быстро, плохо | Наречия не изменяются, несмотря на контекст |
Задание 21
Проверяет ваше знание пунктуации в сложных предложениях. Нужно правильно расставить запятые и другие знаки препинания, что требует внимательности, понимания структуры предложения.
Важно знать правила пунктуации, особенно когда речь идет о сложноподчинённых и сложносочинённых предложениях.
Как подготовиться:
- Изучите правила пунктуации в сложных предложениях.
- Повторите случаи постановки запятых.
- Освежите знание тире, точки с запятой и других знаков.
- Тренируйтесь на разных конструкциях.
- Следите за логикой, связями в предложении.
Шпаргалка:
Правило | Пример | Исключение |
Запятая перед прямой речью | Он сказал: «Я пойду». | Он сказал мне «Я пойду» |
Тире в предложениях с пояснением | Его мечта — стать врачом. | Он был готов — но не решился. |
Задание 22
Связано с анализом текста и построением сочинения. Вам нужно будет выстроить логичное и связное сочинение на основе прочитанного материала. Это требует навыков структурирования мыслей, аргументации, примеров.
Важно уметь чётко структурировать свои мысли, приводить аргументы и примеры, логично их связывать, чтобы ваша работа была связной, убедительной.
Как подготовиться:
- Практикуйтесь в написании сочинений, соблюдая структуру.
- Используйте примеры из литературы для усиления аргументации.
- Развивайте умение аргументировать с фактами, доводами.
- Овладейте переходами между абзацами для плавности.
- Читайте и анализируйте лучшие сочинения.
- Тренируйтесь в соблюдении временных рамок.
Шпаргалка:
Структура сочинения | Описание | Пример |
Введение | Вступление, постановка вопроса | «Для многих людей важна любовь, потому что…» |
Основная часть | Аргументация, примеры | «Сочинение Пушкина о любви может служить примером…» |
Заключение | Итог и выводы | «Таким образом, можно утверждать, что любовь является важнейшим аспектом человеческой жизни». |
Заключение
Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку необходимо проделать большую работу по подготовке. Использование шпаргалок, систематическая тренировка и грамотное распределение времени помогут вам уверенно сдать экзамен. Не забывайте, что каждый из этапов подготовки важен: от орфографии до написания сочинений. Тщательная проработка и понимание ключевых правил дадут вам необходимую уверенность для успешного выполнения всех частей экзамена.