Развитие внимания и памяти у детей 5–7 лет

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 24.07.2025 Обновлено 24.07.2025
Развитие внимания и памяти у детей 5–7 лет
Источник фото: freepik

Внимание и память — ключевые составляющие успешного развития ребёнка в дошкольном возрасте. Именно в этот период закладываются основы для обучения, социальной адаптации и формирования познавательных навыков. Развитие этих функций требует системного подхода, учитывающего особенности возраста и индивидуальные потребности ребёнка.

Что такое внимание и память у детей 5–7 лет?

Внимание — это способность сосредоточиваться на определённом объекте или задаче, фильтруя при этом посторонние раздражители. Произвольное внимание, в частности, характеризуется умением контролировать, удерживать фокус сознания осознанно и длительно.

Память у детей дошкольного возраста включает несколько видов: зрительную, слуховую, двигательно-моторную и др. В 5–7 лет наблюдается активное формирование и совершенствование этих компонентов, что связано с развитием мозга и нервной системы.

«В дошкольном возрасте внимание становится произвольным, когда ребёнок начинает сознательно регулировать своё поведение под воздействием внешних стимулов, прежде всего речи взрослого». - Л. С. Выготский, советский психолог, основоположник культурно-исторической теории.

Причины рассеянности

Рассеянность у детей может иметь множество причин, начиная от банальной усталости, заканчивая неврологическими особенностями. Важно распознавать симптомы, которые могут свидетельствовать о проблемах с концентрацией.

Основные признаки нарушения:

  • Затруднения при выполнении простых заданий
  • Частая отвлекаемость на посторонние звуки или движения
  • Забывчивость, потеря предметов
  • Неспособность соблюдать инструкции
  • Импульсивные действия, отсутствие терпения

Часто рассеянность возникает из-за дефицита внимания, который нуждается в своевременной диагностике.

В исследовании детского сада, в г. Санкт-Петербург изучали развитие интеллекта у детей 5–7 лет с разным профилем функциональной асимметрии мозга. Цель — выявить связь между типом асимметрии и вербальной, невербальной памятью. В работе участвовали 101 ребёнок. Дети с доминированием левого полушария показали лучшие результаты в вербальной памяти, с правого — в невербальной. Это подтверждает влияние функциональной асимметрии на развитие дошкольников.

Источник: Специфика развития интеллекта и памяти у детей 5–7 лет с разным профилем функциональной асимметрии мозга, dissercat.com

Диагностика памяти и внимания у детей

Обследование малыша проводится специалистами — психологами, неврологами или дефектологами. Методы включают тесты на концентрацию, запоминание, воспроизведение информации. Ранняя диагностика позволяет определить степень развития когнитивных функций и при необходимости назначить коррекционные занятия.

Обращаться к специалисту стоит при наличии выраженных симптомов рассеянности или затруднений в обучении.

Как улучшить внимание у дошкольника?

Эффективные методики базируются на систематичности и постепенном усложнении заданий. Ниже представлены основные рекомендации:

  • Регулярно выполнять короткие упражнения на концентрацию
  • Использовать игры, направленные на наблюдательность
  • Включать в занятия пальчиковые игры для улучшения моторики
  • Чтение вместе с обсуждением содержания
  • Прогулки на свежем воздухе, способствующие снятию усталости
  • Использование визуальных, слуховых подсказок
  • Постепенное увеличение времени сосредоточенности

Произвольное внимание развивается в результате осознанной практики, когда ребёнок учится управлять своим фокусом сознания.

Игры и упражнения для развития внимания и памяти

Название игры/упражнения Возраст Краткое описание Пояснение
Поиск отличий 5–7 лет Найти различия между двумя похожими картинками Тренирует умение замечать детали, повышает концентрацию на мелочах
«Саймон говорит» 5–6 лет Выполнять действия только по команде «Саймон говорит» Развивает контроль, а также способность слушать инструкции
Пальчиковые игры 5–7 лет Выполнение движений пальцами под счёт или рифму Подключает моторику, укрепляет нейронные связи
Мнемотехники 6–7 лет Создание ассоциаций, образов для запоминания Помогают быстро запоминать большие объёмы, упрощают восстановление информации
Запоминание последовательностей 5–7 лет Повторение серий слов, чисел или предметов Учит удерживать, а также воспроизводить информацию
Логические головоломки 6–7 лет Решение задач с удержанием, анализом информации Развивает системное мышление, повышает внимательность к деталям
Игра «Повтори ритм» 5–6 лет Воспроизведение услышанных ритмов Укрепляет слуховое восприятие, помогает в формировании речи и коммуникации
Конструкторы и пазлы 5–7 лет Сборка моделей из деталей Тренирует внимательность, мелкую моторик, пространственное мышление
Аудиокниги с обсуждением 6–7 лет Прослушивание истории с последующим обсуждением Развивает навыки восприятия, воспроизведения информации, поддерживает концентрацию
Ассоциативные игры 5–7 лет Связывание слов или образов по смыслу или виду Стимулируют творческое мышление, помогают лучше удерживать информацию

Как развить слуховую память?

  • Повторяйте вслух услышанное — ребёнок повторяет короткие фразы, слова, ритмы сразу после прослушивания.
  • Играйте в музыкальные игры — подпевайте песенки, повторяйте мелодии, стучите ритмы вместе с ребёнком.
  • Вводите игры на запоминание звуков — «Что изменилось?», «Повтори последовательность звуков».
  • Читайте вслух с паузами — останавливайтесь, чтобы ребёнок мог предсказать или вспомнить слова, фразы.
  • Составляйте рассказы по услышанным словам — давайте набор слов, ребёнок рассказывает историю с ними.
  • Используйте пальчиковые, артикуляционные упражнения — помогают координировать слуховое восприятие с речью.
  • Включайте диалоги, обсуждения — стимулируйте ребёнка слушать внимательно, отвечать на вопросы.
  • Практикуйте повторение рифм, стихов — тренируют восприятие речи.

Роль родителей в развитии внимания и памяти

Семья — первая среда, где малыш учится сосредотачиваться, запоминать. Родители выступают наставниками, поддержкой и примером. Нужно создавать стабильный режим, обеспечивать отдых, стимулировать интерес через игры и совместные занятия.

Эмоциональная поддержка, терпение и положительное подкрепление помогают ребёнку не бояться ошибок, учиться и развивать усидчивость. Вовлекая малыша в повседневные дела, родители развивают наблюдательность — например, обсуждение событий, запоминание списков, рассказывание историй тренируют навык запоминания и концентрацию.

Чрезмерное давление вызывает стресс, снижая сосредоточенность, поэтому важно поощрять самостоятельность, давать возможность выбирать задания, постепенно усложняя упражнения.

Кроме того, стоит контролировать время за экранами, заменяя пассивное время активными играми и творчеством.

История успеха: пример из жизни

Марина из Санкт-Петербурга рассказала, как комплексный подход помог её шестилетнему сыну. Регулярные пальчиковые игры, упражнения на внимание и корректировка режима дня позволили справиться с рассеянностью. За полгода ребёнок стал лучше запоминать учебный материал, проявлять усидчивость и уверенность в себе. Семья отметила важность поддержки и участия всех близких.

Книги по развитию внимания и памяти

  • «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения» — С. А. Петухова. Практическое пособие с упражнениями для улучшения когнитивных навыков детей старшего дошкольного возраста.
  • «Развитие памяти малыша. От 6 месяцев до 3 лет» — Олеся Жукова. Руководство с играми и упражнениями для укрепления памяти у малышей.
  • «Как развить способности младшего школьника: память, мышление, внимание» — Любовь Черемошкина. Методики и упражнения для развития школьников.
  • «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления». Графические упражнения для детей 6–8 лет, развивающие пространственное мышление и координацию.
  • «Как выучить таблицу умножения и не только» — Гюзель Абдулова. Интерактивные методы, игры для лёгкого запоминания таблицы умножения.

Заключение

Развитие внимания и памяти у детей 5–7 лет — важная задача, требующая системного подхода, а также вовлечения родителей. Игры, упражнения, правильный режим создают условия для гармоничного развития и успешного обучения в дальнейшем. Ранняя диагностика и своевременная помощь помогут избежать проблем и обеспечить ребёнку уверенный старт в жизни.


Источники

Вопрос — ответ
Какие причины рассеянности у детей?

Как проводится диагностика?

Какие методы эффективны?

Какую роль выполняют родители в развитии ребёнка?
Читайте также
Все статьи