Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательных школах — одна из актуальных задач современного образования. Инклюзивное обучение становится всё более востребованным, что обусловлено стремлением обеспечить равные возможности всем детям, независимо от особенностей развития.
Такая практика помогает детям с аутизмом социализироваться, развиваться и успешно осваивать учебные программы. Однако для эффективной реализации этих целей необходимо учитывать множество нюансов и создать особые условия в традиционной школьной среде.






Что такое РАС и особенности поведения детей с РАС в школе?
— это комплекс нейроразвития, характеризующийся затруднениями в коммуникации, особенностями восприятия и ограниченным репертуаром поведения.
В школьной обстановке это проявляется в затруднениях при общении с одноклассниками и педагогами, трудностях с восприятием социальных сигналов и повышенной чувствительности к шуму или свету. Часто дети с РАС предпочитают рутинные занятия и могут испытывать стресс при изменении привычного расписания.
Особенности поведения, такие как монотонные движения, сложности с переключением внимания и непредсказуемые эмоциональные реакции, требуют от педагогов терпения и специальных подходов в работе.
Трудности обучения детей с РАС в традиционной школе
Обучение в общеобразовательной школе сопряжено с рядом сложностей, среди которых можно выделить следующие:
- Нарушения социальной коммуникации, затрудняющие взаимодействие с одноклассниками и учителями.
- Трудности с концентрацией внимания на учебном материале.
- Сенсорная гиперчувствительность, из-за которой обычные школьные условия становятся стрессовыми.
- Повторяющееся поведение, мешающее усвоению нового материала и выполнению заданий.
- Проблемы с адаптацией к школьному режиму и расписанию.
«Аутизм — не трагедия. Трагедия — это невежество.» — доктор Керри Магро, лектор и активист в сфере аутизма
Адаптация ребенка с РАС в школе: ключевые моменты
1. Подготовка учебного пространства:
Создание комфортной среды — основа успешной адаптации ребенка с РАС в школе. Минимизация сенсорных перегрузок, снижение шума, регулировка яркости света, выделение зон для отдыха помогают малышу чувствовать безопасность, а также снижают тревожность.
2. Структурированность, предсказуемость дня:
Четкий распорядок с визуальными подсказками, расписаниями облегчает ориентирование в событиях и снижает стресс от неожиданных изменений. Визуальное сопровождение помогает воспринимать материал и контролировать поведение.
3. Обучение педагогов и персонала:
- Изучение особенностей поведения детей с РАС
- Обучение методам поддержки, коррекции
- Разработка индивидуальных подходов к обучению
- Практические тренинги по управлению стрессовыми ситуациями
- Формирование навыков эффективного общения с родителями
- Ознакомление с инклюзивными технологиями, адаптациями
- Постоянное повышение квалификации, обмен опытом
4. Сотрудничество школы с семьей:
Обратная связь между родителями и школой важна для своевременной корректировки образовательной программы. Родители передают наблюдения о поведении дома, школа информирует о достижениях и сложностях, что обеспечивает комплексную поддержку ребенка.
5. Психологическая поддержка:
Регулярные консультации психолога помогают ребенку справляться с эмоциональными трудностями, развивать навыки общения и управлять чувствами. Это способствует успешной адаптации и формированию уверенности в себе.
Одно из последних исследований, опубликованных в журнале Frontiers in Education (июль 2024), провело анализ инклюзивности 40 обычных начальных школ Словении и её влияния на учебную интеграцию учащихся с РАС. Результаты выявили слабую, но статистически значимую положительную связь между практикой инклюзивного обучения (особенно организация учебного процесса) и академической интеграцией школьников с аутизмом. Отмечены существенные сложности реализуемых политик инклюзии: не все школы создают поддержку для эмоционального и социального включения, несмотря на наличие формальных программ. Это подчеркивает важность практической реализации инклюзивной культуры, а не только декларативных мер. |
Источник: The impact of primary schools’ inclusiveness on the inclusion of students with autism spectrum disorder, Frontiers in Education, Mateja Šilc, Miran Lavrič и Majda Schmidt, 2024 года.
Организация обучения детей с РАС в общеобразовательной школе
Организация учебного процесса предполагает планирование, направленное на интеграцию ребенка в общий коллектив при максимальной поддержке. Это включает:
- Разработку индивидуальной образовательной программы.
- Четкое расписание, визуальные подсказки.
- Использование адаптивных материалов.
- Сотрудничество с узкими специалистами, например, дефектологами, психологами.
Как учить ребенка с аутизмом в обычной школе? Главное — создать структурированную среду с предсказуемым распорядком и при необходимости обеспечить помощь тьютора.
Методики обучения детей с РАС
Методика | Описание | Цель | Особенности применения |
ABA (прикладной анализ поведения) | Научно обоснованный метод, основанный на систематическом подкреплении желаемого поведения | Формирование навыков, снижение проблемного поведения | Требует регулярной работы, индивидуальных сессий, участия специалистов |
TEACCH | Структурированный подход, упрощающий восприятие через визуальные подсказки | Повышение самостоятельности, адаптация среды | Подходит для школьной среды, требует подготовки пространства |
DIR/Floortime | Эмоционально-ориентированное взаимодействие через игру | Развитие коммуникации, эмоциональных связей | Родительская вовлеченность, гибкость в выборе игровых сценариев |
PECS (система обмена картинками) | Использование карточек с изображениями для развития навыков общения | Альтернатива устной речи, развитие запроса и ответа | Применяется при отсутствии речи, требует обучения педагога и ребёнка |
Метод Монтессори | Развивающая среда, позволяющая ребёнку учиться через сенсорный опыт | Формирование независимости, развитие моторики | Эффективен при мягких формах РАС, требует структурированной среды |
Сенсорная интеграция | Упражнения, направленные на коррекцию восприятия сенсорных стимулов | Снижение гипер- или гипочувствительности | Под контролем терапевта, важен индивидуальный подбор стимулов |
Песочная терапия | Игра в песке с использованием фигурок для выражения эмоций | Улучшение эмоциональной регуляции, снятие тревожности | Эффективна в сопровождении с психологом, подходит для младших школьников |
Арт-терапия | Использование творчества для выражения мыслей, чувств | Развитие самовыражения, снижение стресса | Не требует речевых навыков, применяется индивидуально или в группе |
Поддержка и сопровождение детей с РАС в школе
Поддержка включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комфортного обучения. Роль тьютора в этом процессе особенно важна — он помогает ребенку справляться с учебной нагрузкой и социализацией. Психологи и логопеды обеспечивают развитие коммуникативных навыков и корректируют поведенческие трудности.
Сопровождение детей с РАС в образовании предполагает системное взаимодействие педагогов, специалистов, родителей. Это обеспечивает комплексный подход и помогает ребенку чувствовать себя увереннее.
«Концепция полной инклюзии предполагает, что ученики с особыми образовательными потребностями могут и должны обучаться в тех же условиях, что и их нормально развивающиеся сверстники, при наличии соответствующих поддерживающих сервисов.» — Гэри Б. Мезибов, Виктория Ши, Полная инклюзия и ученики с аутизмом, Journal of Autism and Developmental Disorders.
История успеха
Примером успешной адаптации и обучения можно назвать мальчика Максима из Москвы. В начале учебы ему было сложно общаться и усваивать программу, но благодаря вовлечённости тьютора и применению методики TEACCH, а также постоянной поддержке семьи, он не только научился выполнять учебные задания, но и завёл друзей среди одноклассников.
Заключение
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в традиционных школах требует системного подхода и сотрудничества всех участников образовательного процесса. Особенности поведения и трудности ребенка должны учитываться через применение проверенных методик и организацию специализированной поддержки. Инклюзивное образование становится залогом успешной адаптации и дальнейшего развития детей с аутизмом, открывая для них новые возможности.