Особенности обучения детей с РАС в традиционной школе

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 29.07.2025 Обновлено 01.08.2025
Особенности обучения детей с РАС в традиционной школе
Источник фото: freepik

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательных школах — одна из актуальных задач современного образования. Инклюзивное обучение становится всё более востребованным, что обусловлено стремлением обеспечить равные возможности всем детям, независимо от особенностей развития.

Такая практика помогает детям с аутизмом социализироваться, развиваться и успешно осваивать учебные программы. Однако для эффективной реализации этих целей необходимо учитывать множество нюансов и создать особые условия в традиционной школьной среде.

Что такое РАС и особенности поведения детей с РАС в школе?

— это комплекс нейроразвития, характеризующийся затруднениями в коммуникации, особенностями восприятия и ограниченным репертуаром поведения.

В школьной обстановке это проявляется в затруднениях при общении с одноклассниками и педагогами, трудностях с восприятием социальных сигналов и повышенной чувствительности к шуму или свету. Часто дети с РАС предпочитают рутинные занятия и могут испытывать стресс при изменении привычного расписания.

Особенности поведения, такие как монотонные движения, сложности с переключением внимания и непредсказуемые эмоциональные реакции, требуют от педагогов терпения и специальных подходов в работе.

Трудности обучения детей с РАС в традиционной школе

Обучение в общеобразовательной школе сопряжено с рядом сложностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Нарушения социальной коммуникации, затрудняющие взаимодействие с одноклассниками и учителями.
  • Трудности с концентрацией внимания на учебном материале.
  • Сенсорная гиперчувствительность, из-за которой обычные школьные условия становятся стрессовыми.
  • Повторяющееся поведение, мешающее усвоению нового материала и выполнению заданий.
  • Проблемы с адаптацией к школьному режиму и расписанию.
«Аутизм — не трагедия. Трагедия — это невежество.» — доктор Керри Магро, лектор и активист в сфере аутизма

Адаптация ребенка с РАС в школе: ключевые моменты

1. Подготовка учебного пространства:

Создание комфортной среды — основа успешной адаптации ребенка с РАС в школе. Минимизация сенсорных перегрузок, снижение шума, регулировка яркости света, выделение зон для отдыха помогают малышу чувствовать безопасность, а также снижают тревожность.

2. Структурированность, предсказуемость дня:

Четкий распорядок с визуальными подсказками, расписаниями облегчает ориентирование в событиях и снижает стресс от неожиданных изменений. Визуальное сопровождение помогает воспринимать материал и контролировать поведение.

3. Обучение педагогов и персонала:

  • Изучение особенностей поведения детей с РАС
  • Обучение методам поддержки, коррекции
  • Разработка индивидуальных подходов к обучению
  • Практические тренинги по управлению стрессовыми ситуациями
  • Формирование навыков эффективного общения с родителями
  • Ознакомление с инклюзивными технологиями, адаптациями
  • Постоянное повышение квалификации, обмен опытом

4. Сотрудничество школы с семьей:

Обратная связь между родителями и школой важна для своевременной корректировки образовательной программы. Родители передают наблюдения о поведении дома, школа информирует о достижениях и сложностях, что обеспечивает комплексную поддержку ребенка.

5. Психологическая поддержка:

Регулярные консультации психолога помогают ребенку справляться с эмоциональными трудностями, развивать навыки общения и управлять чувствами. Это способствует успешной адаптации и формированию уверенности в себе.

Одно из последних исследований, опубликованных в журнале Frontiers in Education (июль 2024), провело анализ инклюзивности 40 обычных начальных школ Словении и её влияния на учебную интеграцию учащихся с РАС. Результаты выявили слабую, но статистически значимую положительную связь между практикой инклюзивного обучения (особенно организация учебного процесса) и академической интеграцией школьников с аутизмом. Отмечены существенные сложности реализуемых политик инклюзии: не все школы создают поддержку для эмоционального и социального включения, несмотря на наличие формальных программ. Это подчеркивает важность практической реализации инклюзивной культуры, а не только декларативных мер.

Источник: The impact of primary schools’ inclusiveness on the inclusion of students with autism spectrum disorder, Frontiers in Education, Mateja Šilc, Miran Lavrič и Majda Schmidt, 2024 года.

Организация обучения детей с РАС в общеобразовательной школе

Организация учебного процесса предполагает планирование, направленное на интеграцию ребенка в общий коллектив при максимальной поддержке. Это включает:

  • Разработку индивидуальной образовательной программы.
  • Четкое расписание, визуальные подсказки.
  • Использование адаптивных материалов.
  • Сотрудничество с узкими специалистами, например, дефектологами, психологами.

Как учить ребенка с аутизмом в обычной школе? Главное — создать структурированную среду с предсказуемым распорядком и при необходимости обеспечить помощь тьютора.

Методики обучения детей с РАС

Методика Описание Цель Особенности применения
ABA (прикладной анализ поведения) Научно обоснованный метод, основанный на систематическом подкреплении желаемого поведения Формирование навыков, снижение проблемного поведения Требует регулярной работы, индивидуальных сессий, участия специалистов
TEACCH Структурированный подход, упрощающий восприятие через визуальные подсказки Повышение самостоятельности, адаптация среды Подходит для школьной среды, требует подготовки пространства
DIR/Floortime Эмоционально-ориентированное взаимодействие через игру Развитие коммуникации, эмоциональных связей Родительская вовлеченность, гибкость в выборе игровых сценариев
PECS (система обмена картинками) Использование карточек с изображениями для развития навыков общения Альтернатива устной речи, развитие запроса и ответа Применяется при отсутствии речи, требует обучения педагога и ребёнка
Метод Монтессори Развивающая среда, позволяющая ребёнку учиться через сенсорный опыт Формирование независимости, развитие моторики Эффективен при мягких формах РАС, требует структурированной среды
Сенсорная интеграция Упражнения, направленные на коррекцию восприятия сенсорных стимулов Снижение гипер- или гипочувствительности Под контролем терапевта, важен индивидуальный подбор стимулов
Песочная терапия Игра в песке с использованием фигурок для выражения эмоций Улучшение эмоциональной регуляции, снятие тревожности Эффективна в сопровождении с психологом, подходит для младших школьников
Арт-терапия Использование творчества для выражения мыслей, чувств Развитие самовыражения, снижение стресса Не требует речевых навыков, применяется индивидуально или в группе

Поддержка и сопровождение детей с РАС в школе

Поддержка включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комфортного обучения. Роль тьютора в этом процессе особенно важна — он помогает ребенку справляться с учебной нагрузкой и социализацией. Психологи и логопеды обеспечивают развитие коммуникативных навыков и корректируют поведенческие трудности.

Сопровождение детей с РАС в образовании предполагает системное взаимодействие педагогов, специалистов, родителей. Это обеспечивает комплексный подход и помогает ребенку чувствовать себя увереннее.

«Концепция полной инклюзии предполагает, что ученики с особыми образовательными потребностями могут и должны обучаться в тех же условиях, что и их нормально развивающиеся сверстники, при наличии соответствующих поддерживающих сервисов.» — Гэри Б. Мезибов, Виктория Ши, Полная инклюзия и ученики с аутизмом, Journal of Autism and Developmental Disorders.

История успеха

Примером успешной адаптации и обучения можно назвать мальчика Максима из Москвы. В начале учебы ему было сложно общаться и усваивать программу, но благодаря вовлечённости тьютора и применению методики TEACCH, а также постоянной поддержке семьи, он не только научился выполнять учебные задания, но и завёл друзей среди одноклассников.

Заключение

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в традиционных школах требует системного подхода и сотрудничества всех участников образовательного процесса. Особенности поведения и трудности ребенка должны учитываться через применение проверенных методик и организацию специализированной поддержки. Инклюзивное образование становится залогом успешной адаптации и дальнейшего развития детей с аутизмом, открывая для них новые возможности.


Источники

Вопрос — ответ
С какими трудностями сталкиваются дети с РАС в школе?

Что помогает адаптироваться в школьной среде?

Кто участвует в обучении ребёнка с РАС?

Какие методики эффективны при обучении?

Зачем нужен тьютор?
Комментарии
Всего
1
2025-08-01T00:00:00+05:00
Количество методик впечатляет, но в обычной школе их реализация - просто фантастика. Учитель и так перегружен, а тут еще ABA, TEACCH, PECS. Кто это всё внедрит? Хотелось бы узнать больше про бюджетные и доступные подходы.
Читайте также
Все статьи