Как детская нейропсихология влияет на успеваемость?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 19.05.2025 Обновлено 24.05.2025
Как детская нейропсихология влияет на успеваемость?
Источник фото: freepik

Детская нейропсихология — сравнительно молодая область науки, изучающая связь между развитием мозга и поведенческими, когнитивными особенностями ребенка. Особенно важна она в контексте школьного обучения, где успехи зависят не только от усвоения материала, но и от множества внутренних процессов. Понимание этих взаимосвязей помогает выявить причины трудностей, возникающих у школьников, и выбрать эффективные способы поддержки.

Учебный процесс для ребенка — серьезное испытание.

Внимание, память, мышление и речь — это базовые инструменты, с помощью которых ребенок воспринимает и обрабатывает информацию. Нарушения в развитии этих функций могут приводить к снижению результатов, фрустрации, даже к психологическим проблемам. В статье подробно разберём, как нейропсихология влияет на успеваемость и каким образом можно помочь ребенку справиться с трудностями.

Нейропсихология и школьная успеваемость

Успехи в школе во многом зависят от когнитивных функций, которые изучает нейропсихология. К ним относятся:

  • Внимание — способность сосредоточиться на учебном материале, игнорируя посторонние раздражители.
  • Память — умение запоминать, воспроизводить информацию.
  • Мышление — способность анализировать, обобщать, решать задачи.
  • Речь — навык восприятия и выражения мыслей.
Если одна из этих составляющих работает неэффективно, ребенок сталкивается с трудностями, которые нередко воспринимаются как лень или недостаток усердия. На самом деле такие проблемы требуют диагностики и коррекции.

Например, снижение внимания приводит к пропускам важных деталей, а нарушения памяти — к трудностям с запоминанием учебного материала. Всё это отражается на оценках, общем уровне мотивации.

Трудности обучения у детей: нейропсихологический взгляд

Дети с нейропсихологическими особенностями часто сталкиваются с разного рода проблемами в процессе обучения. Среди них выделяют:

Вид трудности Проявления в учебе Нейропсихологические особенности
Дефицит внимания Частые ошибки из-за невнимательности Снижение способности к концентрации на длительный период

Быстрое переключение внимания на посторонние раздражители Повышенная утомляемость при выполнении учебных заданий

Пропуски важных деталей в заданиях, инструкциях Нарушение механизмов избирательного внимания
Проблемы с памятью Быстрая забывчивость выученного материала Нарушения в работе кратковременной, долговременной памяти

Трудности при воспроизведении информации во время проверок Снижение способности к эффективному кодированию, хранению информации

Плохое усвоение нового материала Нарушения процессов консолидации памяти
Речевые нарушения Затруднения при чтении, письме Проблемы с фонематическим восприятием, артикуляцией

Ошибки в произношении, неправильное построение слов, предложений Нарушения фонологического, лексического уровня речи

Затруднения при восприятии, понимании устной речи Сложности с фонематическим различением звуков
Дислексия Ошибки, медленное чтение Особенности обработки визуально-языковой информации

Трудности при написании, правописании Нарушения в распознавании букв, слов

Частые пропуски, замены, перестановки букв Нарушение механизма связывания зрительных, звуковых образов

Влияние стресса на успеваемость ребенка

Стресс — мощный фактор, влияющий на когнитивные процессы и эмоциональное состояние школьника.

Постоянное напряжение тормозит развитие мозга, ухудшая способность к концентрации и памяти. Это снижает учебные показатели и порождает тревожность.

Основные причины стресса:

  • Давление со стороны родителей и учителей
  • Конфликты в коллективе
  • Перегрузка учебной программой
  • Недостаток сна и отдыха
  • Семейные проблемы

Эти факторы формируют эмоциональную нестабильность, мешающую полноценному усвоению знаний. В результате возникает замкнутый круг: плохие оценки усиливают стресс, а он, в свою очередь, снижает успеваемость.

«Стресс — один из главных врагов школьной успеваемости, он разрушает когнитивные функции и снижает мотивацию к учебе.» Андрей Калашников, профессор психологии, журнал «Педагогика», 2021

Методы нейропсихологической коррекции для улучшения успеваемости

  • Артикуляционная гимнастика — развитие мышц речевого аппарата для улучшения четкости речи, восприятия звуков.
  • Тренировка внимания — задания, улучшающие концентрацию, избирательное восприятие информации.
  • Развитие памяти — мнемотехники, повторение с интервалами, ассоциативные упражнения для укрепления кратковременной и долговременной памяти.
  • Игровые методики — обучение через игры, повышающие мотивацию, делающие процесс усвоения знаний увлекательным.
  • Нейропсихологические тренинги — комплекс упражнений для стимуляции работы мозга, улучшения саморегуляции, когнитивных функций.
  • Развитие речевого восприятия — упражнения на фонематический слух, чтение вслух, работа с рифмами, словами.
  • Тренировка зрительного восприятия — упражнения на анализ визуальной информации, развитие зрительной памяти.
  • Физическая активность и моторика — упражнения, способствующие улучшению координации, связи между движением, мышлением.
  • Индивидуальные консультации с нейропсихологом — подбор программ, контроль прогресса с учетом особенностей ребенка.

История успеха

В 2019 году в одной из московских школ была проведена программа нейропсихологической коррекции для ученика 8 лет, страдавшего дефицитом внимания и речевыми нарушениями. После комплексного обследования и регулярных занятий с психологом и логопедом за полгода ребенок значительно улучшил концентрацию и речевые навыки. Это отразилось на успеваемости: средний балл вырос с 3,2 до 4,5. Также повысилась самооценка и мотивация к учебе. Родители отмечают улучшение поведения и интерес к новым знаниям.

Исследования и статистика

По данным Всемирной организации здравоохранения, до 15% детей школьного возраста сталкиваются с нейропсихологическими нарушениями, которые влияют на учебу. Исследования Московского педагогического университета показывают, что более 60% детей с диагностированными проблемами внимания и памяти получают оценки ниже среднего без соответствующей коррекции. Нейропсихологические тренинги, проводимые регулярно, позволяют улучшить показатели в 75% случаев, снижая уровень тревожности и повышая устойчивость к стрессу.

Источник: Всемирная организация здравоохранения (who.int), Московский педагогический университет (mpgu.su)

Заключение

Детская нейропсихология — ключ к пониманию того, почему у многих детей возникают трудности в обучении. Осознание значимости когнитивных, эмоциональных факторов помогает создать благоприятные условия для развития и успешного усвоения материала. Своевременная диагностика и комплексный подход с участием специалистов и родителей — залог повышения успеваемости и гармоничного развития ребенка.


Источники

При подготовке материала использовались следующие источники:

Вопрос — ответ
Что изучает детская нейропсихология и какую роль играет в учебе?

Какие когнитивные функции влияют на школьные достижения?

Какие трудности в учебе возникают у детей с нейропсихологическими особенностями?

Как стресс влияет на успеваемость?

Какие методы нейропсихологической коррекции повышают учебные показатели?
Комментарии
Всего
3
2025-05-24T00:00:00+05:00
Нейропсихологические тренинги - дорого и не всем по карману. А вот качественное питание и сон - базовые вещи, которые реально влияют на концентрацию и память))
2025-05-20T00:00:00+05:00
ну, нейропсихология довольно серьезная тема, все списывают на "нарушения", а детям всего лишь скучно или учитель слабый или неинтересный. короче, не всегда в мозге дело
2025-05-23T00:00:00+05:00
вот именно, диагнозы типа дислексии часто ставят слишком легко, и это становится оправданием для плохих оценок, хотя ребенок просто плохо старается, а родителям лишь бы ответственность переложить
Читайте также
Все статьи