Прототипирование в UX/UI — важнейший этап разработки цифровых продуктов, позволяющий дизайнерам и разработчикам визуализировать, а также тестировать пользовательские интерфейсы до их полноценной реализации. В процессе создания сложных систем интерфейсов, будь то мобильные приложения, веб-сайты или ПО, необходимо минимизировать ошибки, улучшить взаимодействие с пользователем. Именно тут на помощь приходит прототипирование, помогающее визуализировать функциональность продукта.
Прототипы — промежуточные версии продукта, позволяющие тестировать функционал, выявлять проблемы в самом начале работы, быстро вносить изменения. В данной статье рассмотрим, что такое UX/UI прототипирование, зачем оно необходимо, какие существуют этапы, инструменты для создания прототипов, а также приведем примеры успешного использования этого метода.
Что такое UX/UI прототипирование?
Определение в контексте UX/UI
UX/UI прототипирование — это процесс создания предварительных версий пользовательских интерфейсов, предназначенных для визуализации и тестирования взаимодействий, функционала и общей структуры приложения или веб-сайта. Прототипы могут варьироваться от простых скетчей до сложных интерактивных моделей, которые воссоздают конечный продукт. Основная цель — понять, как пользователи будут взаимодействовать с продуктом, прежде чем начнется его окончательная разработка.
Виды прототипов: бумажные, цифровые, интерактивные
- Бумажные (Sketches) — простые эскизы интерфейсов, создаваемые вручную. Это наиболее дешёвый, быстрый способ визуализировать идею, протестировать основные взаимодействия.
- Цифровые — создаются с помощью специализированных инструментов, представляют собой более детализированные версии интерфейсов.
- Интерактивные — позволяют имитировать функциональность приложения. Пользователь может нажимать на кнопки, переходить между экранами, тестировать различные сценарии взаимодействия.
- Низкоуровневые (Low-fidelity prototypes) — простые, грубые макеты, используемые для демонстрации базовой структуры интерфейса, основных функций. Они не содержат детализированных визуальных элементов.
- Высокоуровневые (High-fidelity prototypes) — детализированные, почти завершенные версии интерфейсов с высокой детализацией графических элементов, интерактивностью.
Краткое сравнение преимуществ и недостатков видов прототипирования:
Тип | Описание | Преимущества | Недостатки |
Бумажные | Простые эскизы, создаваемые вручную | Быстрая реализация, низкие затраты, легкость изменений | Ограниченная интерактивность |
Цифровые | Детализированные версии интерфейсов | Реалистичные макеты, доступность для команды | Требуют времени на создание |
Интерактивные | Модели с возможностью взаимодействия | Тестирование реальных взаимодействий, обратная связь | Требуют навыков работы с инструментами |
Низкоуровневые | Грубые макеты для тестирования структуры | Быстрое создание, легкость изменений | Меньшая детализированность |
Высокоуровневые | Почти завершенные версии интерфейса | Полное представление дизайна, тестирование взаимодействий | Более высокие затраты на создание |
Зачем нужно прототипирование в UX/UI?
Прототипирование — важнейший элемент процесса проектирования интерфейсов, поскольку оно помогает разработчикам, дизайнерам видеть продукт "в действии", тестировать его на различных этапах разработки. Вот главные преимущества прототипов:
- Экономия времени и ресурсов. Позволяют выявить проблемы на ранних стадиях разработки, что снижает затраты на исправление ошибок в будущем.
- Тестирование пользовательского опыта (UX). Помогают проверить, насколько удобно пользователю взаимодействовать с продуктом, прежде чем начнется финальная разработка.
- Визуализация идей (UI). Дизайнеры могут быстро демонстрировать, как будет выглядеть интерфейс, получать обратную связь от команды или заказчика.
- Гибкость. Позволяют вносить изменения, улучшения на любом этапе, что делает процесс разработки более гибким.
Как прототипирование помогает избежать ошибок в проектировании
Без прототипа разработчики часто сталкиваются с проблемами на финальных стадиях разработки, когда правки становятся слишком дорогими или сложными. Данный этап разработки позволяет протестировать идею, логику взаимодействия, восприятие интерфейса в самом начале работы, что помогает избежать дорогостоящих ошибок.
Этапы процесса прототипирования UX/UI
Прототипирование — многоэтапный процесс, включающий исследование, проектирование, тестирование, доработку. Рассмотрим основные этапы создания:
- Исследование (Research)
На этом этапе проводится анализ требований, потребностей пользователей. Дизайнеры изучают, как пользователи взаимодействуют с продуктом, выявляют основные проблемы. - Определение задач
После исследования формулируются ключевые задачи, которые должен решить продукт, цель прототипирования — тестирование взаимодействия, логики и дизайна. - Проектирование (Wireframing)
Создание wireframes — каркасных схем интерфейсов, где задается общая структура экранов, расположение элементов, их взаимосвязь. - Прототипирование (Prototype Creation)
На основе wireframes создаются прототипы: низкоуровневые для начального тестирования или высокоуровневые для демонстрации полной функциональности. - Тестирование (Prototype Testing)
Прототипы тестируются на реальной аудитории для выявления проблем, связанных с UX, проверяется логика взаимодействий. - Адаптация по результатам тестов
На основе результатов тестирования в проект вносятся правки, дорабатываются проблемные моменты. - Итерации, доработка
Прототипы проходят несколько итераций, в ходе которых добавляются новые функции, улучшаются старые. - Передача в разработку. Передача финального проекта вместе с документацией для точной реализации.
Популярные инструменты для прототипирования в UX/UI
Для создания прототипов существует множество инструментов. Рассмотрим их особенности:
1. Figma
Облачный инструмент для дизайна с возможностью совместной работы в реальном времени.
Платформа: Веб, macOS, Windows.
Плюсы: Удобная совместная работа.
Минусы: Ограниченные функции в бесплатной версии.
2. Adobe XD
Инструмент для создания прототипов, дизайна интерфейсов с хорошей интеграцией с продуктами Adobe.
Платформа: macOS, Windows.
Плюсы: Интеграция с Photoshop, Illustrator.
Минусы: Меньшее количество плагинов, чем у конкурентов.
3. Sketch
Популярный инструмент для проектирования интерфейсов, доступный только на macOS.
Платформа: macOS.
Плюсы: Широкие возможности кастомизации.
Минусы: Доступен только для пользователей macOS.=
4. InVision
Инструмент для создания интерактивных прототипов, обсуждений в команде.
Платформа: Веб.
Плюсы: Удобство совместной работы, обсуждений.
Минусы: Ограниченные графические возможности.
5. Axure
Подходит для создания сложных интерактивных прототипов.
Платформа: macOS, Windows.
Плюсы: Мощные инструменты для создания интерактивных элементов.
Минусы: Более сложен в освоении.
6. Proto.io
Описание: Платформа для создания высоко интерактивных прототипов с использованием готовых компонентов.
Платформа: Веб.
Плюсы: Разнообразие шаблонов и компонентов; простота в освоении.
Минусы: Платные функции могут быть дорогими
7. Framer
Описание: Инструмент, который позволяет создавать высокодетализированные интерактивные прототипы, используя код.
Платформа: macOS, Веб.
Плюсы: Поддержка кода для более сложных взаимодействий; интеграция с React.
Минусы: Может быть сложен для новичков.
8. Marvel
Описание: Интуитивно понятный инструмент для прототипирования с возможностью создания интерактивных прототипов.
Платформа: Веб, iOS, Android.
Плюсы: Легкость в использовании; встроенные функции для тестирования.
Минусы: Меньше функций для профессионального дизайна.
Примеры успешных UX/UI прототипов
Spotify: быстрое создание макетов для улучшения пользовательского пути
Spotify применяет быстрое прототипирование, чтобы тестировать новые функции, улучшать пользовательский опыт на мобильных устройствах, что позволяет сократить время на финальную разработку и внедрение изменений.
Airbnb: использование интерактивности для оптимизации бронирования
Airbnb использует интерактивные прототипы для тестирования функций интерфейса, таких как поиск жилья, бронирование. Это позволило команде быстрее получать обратную связь, улучшать процесс взаимодействия.
Dropbox: упрощение регистрации
Создав интерактивные прототипы, команда Dropbox протестировала различные сценарии и собрала отзывы от пользователей. Анализ показал, что множество полей для заполнения негативно влияло на желание зарегистрироваться. После оптимизации интерфейса и сокращения обязательных полей уровень успешных регистраций значительно возрос.
Mailchimp: редизайн панели управления
Mailchimp, популярный инструмент для email-маркетинга, применил прототипирование для обновления своей панели управления. Команда создала несколько интерактивных прототипов, позволяя пользователям тестировать функции и сценарии. Отзывы помогли выявить удобные элементы управления и улучшить навигацию.
Заключение
Прототипирование в UX/UI — важный инструмент, помогающий дизайнерам, разработчикам создавать удобные, эффективные интерфейсы. В зависимости от задач проекта, этапа разработки, можно использовать различные виды прототипов — от бумажных эскизов до интерактивных моделей. Выбор инструментов для также зависит от сложности проекта и нужд команды.