Python — это один из самых популярных языков программирования в мире, его простота и гибкость делают его отличным выбором для новичков. Одним из важных аспектов изучения является освоение базовых команд.







Что такое команды?
- это инструкции, которые язык интерпретирует и выполняет. Они могут быть очень простыми, например, вывод текста на экран, или более сложными, как создание классов и работа с библиотеками. Каждая команда выполняет определенную задачу, будь то работа с данными, вывод информации или выполнение вычислений.
Основные команды для новичков
Переменные, типы данных
Хранятся различные данные, такие как числа или другие объекты. Переменная — это как контейнер для данных, который можно использовать в любой части программы. Присваивание значений происходит с помощью оператора =, и Python автоматически определяет тип данных в зависимости от присваиваемого значения.
Ввод, вывод данных
Ввод данных с клавиатуры и вывод их на экран — это ключевые моменты в взаимодействии программы с пользователем. Команды, связанные с вводом и выводом, играют важную роль в реальных приложениях, особенно при создании программ с интерфейсом для пользователя.
Условные операторы
Позволяют программе принимать решения и изменять свой ход выполнения в зависимости от значений, которые она получает. С помощью условных операторов можно проверять значения переменных и выполнять различные действия в зависимости от того, какие условия выполняются.
Циклы
Позволяют повторно выполнять один и тот же блок кода, что особенно полезно, если вам нужно обработать несколько элементов данных или выполнить операцию несколько раз. Часто используются для обработки данных в списках, поиска элементов или выполнения вычислений.
Операции с переменными
Поддерживается широкий набор операций для работы с переменными. Это включает в себя арифметические операции, такие как сложение, вычитание, умножение, деление, а также операции с другими типами данных.
Преобразование типов
В некоторых случаях может потребоваться преобразовать данные из одного типа в другой. Например, если пользователь вводит данные в виде строки, а вам нужно выполнить арифметическое действие.
Встроенные функции
Значительно ускоряют процесс написания программ, так как их использование позволяет не писать сложный код для выполнения часто встречающихся операций.
Работа с коллекциями данных
Предлагается несколько структур данных для хранения коллекций элементов: списки, кортежи, множества и словари.
Работа с файлами
Один из часто встречающихся сценариев в программировании — это работа с файлами. В Python есть встроенные команды для открытия, чтения и записи файлов.
Модули, библиотеки
Поддерживается использование внешних библиотек и модулей, что позволяет значительно расширить функциональность программы.
Таблица с основными командами
Название | Описание |
print() | Выводит данные на экран. |
input() | Получает ввод данных от пользователя. |
int() | Преобразует объект в целое число. |
str() | Преобразует объект в строку. |
float() | Преобразует объект в число с плавающей точкой. |
len() | Возвращает длину. |
range() | Генерирует последовательность чисел в заданном диапазоне. |
sum() | Возвращает сумму элементов в итерируемом объекте. |
min() | Возвращает минимальное значение из итерируемого объекта. |
max() | Возвращает максимальное значение из итерируемого объекта. |
abs() | Возвращает абсолютное значение числа. |
type() | Возвращает тип объекта. |
str.format() | Форматирует строки для удобного их вывода. |
if | Выполнение кода в зависимости от условия. |
else | Выполнение кода, если условие не выполнено. |
elif | Дополнительное условие для проверки альтернативных вариантов. |
for | Цикл, который итерирует по объектам. |
while | Цикл, который выполняется до тех пор, пока условие истинно. |
break | Прерывает выполнение цикла. |
continue | Пропускает текущую итерацию цикла и переходит к следующей. |
append() | Добавляет элемент в конец списка. |
remove() | Удаляет первый встреченный компонент в списке. |
pop() | Удаляет компонент по индексу и возвращает его. |
sorted() | Возвращает отсортированную копию списка или другого итерируемого объекта. |
join() | Объединяет элементы в строку. |
split() | Разделяет строку на подстроки по заданному разделителю. |
open() | Открывает файл для чтения, записи или других операций. |
read() | Читает содержимое файла. |
write() | Записывает данные в файл. |
close() | Закрывает файл после завершения работы с ним. |
isinstance() | Проверяет, является ли объект экземпляром указанного класса. |
zip() | Объединяет несколько итерируемых объектов в один. |
lambda | Создает анонимные функции. |
map() | Применяет функцию ко всем компонентам итерируемого объекта. |
filter() | Фильтрует элементы итерируемого объекта с использованием функции. |
reduce() | Выполняет функцию накопления для всех элементов итерируемого объекта. |
Как написать команды?
1. Использование правильного синтаксиса- Убедитесь, что после оператора присваивания стоит знак =, а не ==.
- Используйте двоеточие : для начала блока кода в условных операторах, циклах и функциях.
- Код после двоеточия должен быть правильно отступлен (обычно 4 пробела).
- Не забывайте ставить скобки при вызове функций, даже если в них нет аргументов.
- Убедитесь, что нет лишних символов.
- Используйте ключевые слова if, for, while, правильно, не меняя их регистр.
- Имя переменной должно начинаться с буквы или подчеркивания, но не с цифры.
- Переменные чувствительны к регистру, то есть Variable и variable — это разные переменные.
- Для присваивания используется =.
- Не используйте зарезервированные слова в качестве имен.
- Имя должно быть ясным и описательным, чтобы другие люди могли понять, что в ней хранится.
- Рекомендуется использовать стиль "snake_case" для имен, то есть все буквы в нижнем регистре, а слова разделяются подчеркиванием (например, user_age).
- Сложение, вычитание, умножение и деление записываются как +, -, *, /.
- Для целочисленного деления используйте //, а для получения остатка от деления — %.
- Если нужно возвести число в степень, используйте **.
- В Python можно использовать комбинированные операторы присваивания +=, -=, *=, /=.
- Для сравнения двух значений используйте ==, !=, >,=,
- Логические операторы and, or, not позволяют комбинировать условия в более сложные выражения.
- Для определения функции используется ключевое слово def.
- Имя функции должно быть описательным и четко показывать, что она делает.
- Могут принимать аргументы, которые задаются в скобках после имени.
- Чтобы вернуть значение из функции, используйте команду return.
- Могут не возвращать ничего, если ключевое слово return отсутствует.
- Можно задавать значения по умолчанию для аргументов, указав их в момент объявления (например, def func(a=5)).
- Основной оператор условия — это if. Он проверяет, истинно ли выражение.
- Для выполнения альтернативного блока кода используется else.
- Чтобы проверить несколько условий, используйте elif.
- Убедитесь, что после каждого условия или оператора идет двоеточие :.
- Код, который должен быть выполнен внутри условия, должен быть правильно отступлен.
- Условия могут быть объединены с помощью логических операторов and, or или not для более сложных проверок.
- for используется для итерации по элементам коллекций.
- В for важно правильно указать переменную, которая будет принимать значения элементов коллекции.
- while выполняется до тех пор, пока выполняется условие. Убедитесь, что условие изменяется внутри цикла, иначе он может стать бесконечным.
- Используйте ключевое слово break, чтобы выйти из цикла досрочно.
- Для пропуска текущей итерации и перехода к следующей используйте ключевое слово continue.
- Циклы можно комбинировать с условными операторами для более сложной логики.
- Списки — изменяемые коллекции, позволяют хранить данные разных типов. Они создаются с помощью квадратных скобок.
- Для работы с элементами списка можно использовать индексы, начиная с 0.
- Кортежи — неизменяемые коллекции, создаются с помощью круглых скобок.
- Множества хранят только уникальные элементы и не имеют порядка. Они создаются с помощью фигурных скобок.
- Словари хранят данные в виде пар "ключ-значение" и создаются с помощью фигурных скобок.
- Чтобы добавить или удалить компоненты из коллекции, используйте методы append(), remove(), pop() для списков; update(), pop() для словарей.
Пайтон 3: новые команды
Python 3 был представлен как улучшенная версия Python 2 с рядом значительных изменений и нововведений. Он принес с собой новые возможности, улучшения в синтаксисе, а также новые команды и функции, которые сделали язык еще более мощным и удобным для разработчиков.
1. print() с обязательными скобкамиВ Python 3: print("Hello, World!")
2. Функции для обработки строк: bytes и str
bytes — последовательность байтов.
# Строка Unicode
string = "Привет, мир!"
# Последовательность байтов
byte_string = b"Привет, мир!"
3. input() теперь возвращает строку
user_input = input("Введите что-то: ")# всегда строка
Для преобразования в числовой тип необходимо явно использовать функции преобразования, например, int() или float().
age = int(input("Введите ваш возраст: "))
4. Новые возможности работы с целыми числами и делением
Если нужно выполнить целочисленное деление, то теперь можно использовать //:
result = 5 // 2 # Результат: 2
5. range() возвращает итератор
print(i)
6. Обработчики исключений с использованием as
x = 1 / 0
except ZeroDivisionError as e:
print("Ошибка:", e)
7. next() для итераторов
print(next(my_list)) # Выведет 1
print(next(my_list)) # Выведет 2
8. Новые методы строк: removeprefix() и removesuffix()
print(text.removeprefix("Python")) # Выведет 3
print(text.removesuffix("3")) # Выведет Python
9. Обработка ошибок с помощью raise
x = 1 / 0
except ZeroDivisionError as e:
print("Перехвачено исключение:", e)
raise # Генерирует исключение снова
10. Работа с аннотациями типов
return f"Hello, {name}"
# Здесь параметр name должен быть строкой, а возвращаемое значение — строкой
Заключение
Понимание базовых команд, таких как print(), input(), условные операторы и циклы, дает прочную основу для более сложных задач. Практика и постоянное применение этих команд помогут вам быстро освоиться в языке и начать писать более сложные программы.