Основные инструменты Python: шпаргалка для новичков

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 13.12.2024 Обновлено 28.12.2024
Основные инструменты Python: шпаргалка для новичков
Источник фото: freepik

Python — это один из самых популярных языков программирования в мире, его простота и гибкость делают его отличным выбором для новичков. Одним из важных аспектов изучения является освоение базовых команд.

Что такое команды?

- это инструкции, которые язык интерпретирует и выполняет. Они могут быть очень простыми, например, вывод текста на экран, или более сложными, как создание классов и работа с библиотеками. Каждая команда выполняет определенную задачу, будь то работа с данными, вывод информации или выполнение вычислений.

Основные команды для новичков

Переменные, типы данных

Хранятся различные данные, такие как числа или другие объекты. Переменная — это как контейнер для данных, который можно использовать в любой части программы. Присваивание значений происходит с помощью оператора =, и Python автоматически определяет тип данных в зависимости от присваиваемого значения. 

Ввод, вывод данных

Ввод данных с клавиатуры и вывод их на экран — это ключевые моменты в взаимодействии программы с пользователем. Команды, связанные с вводом и выводом, играют важную роль в реальных приложениях, особенно при создании программ с интерфейсом для пользователя.

Условные операторы

Позволяют программе принимать решения и изменять свой ход выполнения в зависимости от значений, которые она получает. С помощью условных операторов можно проверять значения переменных и выполнять различные действия в зависимости от того, какие условия выполняются.

Циклы

Позволяют повторно выполнять один и тот же блок кода, что особенно полезно, если вам нужно обработать несколько элементов данных или выполнить операцию несколько раз. Часто используются для обработки данных в списках, поиска элементов или выполнения вычислений.

Операции с переменными

Поддерживается широкий набор операций для работы с переменными. Это включает в себя арифметические операции, такие как сложение, вычитание, умножение, деление, а также операции с другими типами данных.

Преобразование типов

В некоторых случаях может потребоваться преобразовать данные из одного типа в другой. Например, если пользователь вводит данные в виде строки, а вам нужно выполнить арифметическое действие.

Встроенные функции

Значительно ускоряют процесс написания программ, так как их использование позволяет не писать сложный код для выполнения часто встречающихся операций.

Работа с коллекциями данных

Предлагается несколько структур данных для хранения коллекций элементов: списки, кортежи, множества и словари.

Работа с файлами

Один из часто встречающихся сценариев в программировании — это работа с файлами. В Python есть встроенные команды для открытия, чтения и записи файлов.

Модули, библиотеки

Поддерживается использование внешних библиотек и модулей, что позволяет значительно расширить функциональность программы.

Таблица с основными командами

Название Описание
print() Выводит данные на экран.
input() Получает ввод данных от пользователя.
int() Преобразует объект в целое число.
str() Преобразует объект в строку.
float() Преобразует объект в число с плавающей точкой.
len() Возвращает длину.
range() Генерирует последовательность чисел в заданном диапазоне.
sum() Возвращает сумму элементов в итерируемом объекте.
min() Возвращает минимальное значение из итерируемого объекта.
max() Возвращает максимальное значение из итерируемого объекта.
abs() Возвращает абсолютное значение числа.
type() Возвращает тип объекта.
str.format() Форматирует строки для удобного их вывода.
if Выполнение кода в зависимости от условия.
else Выполнение кода, если условие не выполнено.
elif Дополнительное условие для проверки альтернативных вариантов.
for Цикл, который итерирует по объектам.
while Цикл, который выполняется до тех пор, пока условие истинно.
break Прерывает выполнение цикла.
continue Пропускает текущую итерацию цикла и переходит к следующей.
append() Добавляет элемент в конец списка.
remove() Удаляет первый встреченный компонент в списке.
pop() Удаляет компонент по индексу и возвращает его.
sorted() Возвращает отсортированную копию списка или другого итерируемого объекта.
join() Объединяет элементы в строку.
split() Разделяет строку на подстроки по заданному разделителю.
open() Открывает файл для чтения, записи или других операций.
read() Читает содержимое файла.
write() Записывает данные в файл.
close() Закрывает файл после завершения работы с ним.
isinstance() Проверяет, является ли объект экземпляром указанного класса.
zip() Объединяет несколько итерируемых объектов в один.
lambda Создает анонимные функции.
map() Применяет функцию ко всем компонентам итерируемого объекта.
filter() Фильтрует элементы итерируемого объекта с использованием функции.
reduce() Выполняет функцию накопления для всех элементов итерируемого объекта.

Как написать команды?

1. Использование правильного синтаксиса
  • Убедитесь, что после оператора присваивания стоит знак =, а не ==.
  • Используйте двоеточие : для начала блока кода в условных операторах, циклах и функциях.
  • Код после двоеточия должен быть правильно отступлен (обычно 4 пробела).
  • Не забывайте ставить скобки при вызове функций, даже если в них нет аргументов.
  • Убедитесь, что нет лишних символов.
  • Используйте ключевые слова if, for, while, правильно, не меняя их регистр.
2. Как писать переменные и присваивание значений
  • Имя переменной должно начинаться с буквы или подчеркивания, но не с цифры.
  • Переменные чувствительны к регистру, то есть Variable и variable — это разные переменные.
  • Для присваивания используется =.
  • Не используйте зарезервированные слова в качестве имен.
  • Имя должно быть ясным и описательным, чтобы другие люди могли понять, что в ней хранится.
  • Рекомендуется использовать стиль "snake_case" для имен, то есть все буквы в нижнем регистре, а слова разделяются подчеркиванием (например, user_age).
3. Правильное использование операторов и математических выражений
  • Сложение, вычитание, умножение и деление записываются как +, -, *, /.
  • Для целочисленного деления используйте //, а для получения остатка от деления — %.
  • Если нужно возвести число в степень, используйте **.
  • В Python можно использовать комбинированные операторы присваивания +=, -=, *=, /=.
  • Для сравнения двух значений используйте ==, !=, >,=,
  • Логические операторы and, or, not позволяют комбинировать условия в более сложные выражения.
4. Использование функций для упрощения кода
  • Для определения функции используется ключевое слово def.
  • Имя функции должно быть описательным и четко показывать, что она делает.
  • Могут принимать аргументы, которые задаются в скобках после имени.
  • Чтобы вернуть значение из функции, используйте команду return.
  • Могут не возвращать ничего, если ключевое слово return отсутствует.
  • Можно задавать значения по умолчанию для аргументов, указав их в момент объявления (например, def func(a=5)).
5. Как использовать условные операторы
  • Основной оператор условия — это if. Он проверяет, истинно ли выражение.
  • Для выполнения альтернативного блока кода используется else.
  • Чтобы проверить несколько условий, используйте elif.
  • Убедитесь, что после каждого условия или оператора идет двоеточие :.
  • Код, который должен быть выполнен внутри условия, должен быть правильно отступлен.
  • Условия могут быть объединены с помощью логических операторов and, or или not для более сложных проверок.
6. Как работать с циклами
  • for используется для итерации по элементам коллекций.
  • В for важно правильно указать переменную, которая будет принимать значения элементов коллекции.
  • while выполняется до тех пор, пока выполняется условие. Убедитесь, что условие изменяется внутри цикла, иначе он может стать бесконечным.
  • Используйте ключевое слово break, чтобы выйти из цикла досрочно.
  • Для пропуска текущей итерации и перехода к следующей используйте ключевое слово continue.
  • Циклы можно комбинировать с условными операторами для более сложной логики.
7. Работа с коллекциями
  • Списки — изменяемые коллекции, позволяют хранить данные разных типов. Они создаются с помощью квадратных скобок.
  • Для работы с элементами списка можно использовать индексы, начиная с 0.
  • Кортежи — неизменяемые коллекции, создаются с помощью круглых скобок.
  • Множества хранят только уникальные элементы и не имеют порядка. Они создаются с помощью фигурных скобок.
  • Словари хранят данные в виде пар "ключ-значение" и создаются с помощью фигурных скобок.
  • Чтобы добавить или удалить компоненты из коллекции, используйте методы append(), remove(), pop() для списков; update(), pop() для словарей.

Пайтон 3: новые команды

Python 3 был представлен как улучшенная версия Python 2 с рядом значительных изменений и нововведений. Он принес с собой новые возможности, улучшения в синтаксисе, а также новые команды и функции, которые сделали язык еще более мощным и удобным для разработчиков.

1. print() с обязательными скобками
В Python 3: print("Hello, World!")

2. Функции для обработки строк: bytes и str
str — строка Unicode, поддерживающая символы любых языков.
bytes — последовательность байтов.
# Строка Unicode
string = "Привет, мир!"
# Последовательность байтов
byte_string = b"Привет, мир!"

3. input() теперь возвращает строку
# В Python 3
user_input = input("Введите что-то: ")# всегда строка
Для преобразования в числовой тип необходимо явно использовать функции преобразования, например, int() или float().
age = int(input("Введите ваш возраст: "))

4. Новые возможности работы с целыми числами и делением
5 / 2 -> 2.5
Если нужно выполнить целочисленное деление, то теперь можно использовать //:
result = 5 // 2 # Результат: 2

5. range() возвращает итератор
for i in range(5):
print(i)

6. Обработчики исключений с использованием as
try:
x = 1 / 0
except ZeroDivisionError as e:
print("Ошибка:", e)

7. next() для итераторов
my_list = iter([1, 2, 3, 4])
print(next(my_list)) # Выведет 1
print(next(my_list)) # Выведет 2

8. Новые методы строк: removeprefix() и removesuffix()
text = "Python3"
print(text.removeprefix("Python")) # Выведет 3
print(text.removesuffix("3")) # Выведет Python

9. Обработка ошибок с помощью raise
try:
x = 1 / 0
except ZeroDivisionError as e:
print("Перехвачено исключение:", e)
raise # Генерирует исключение снова

10. Работа с аннотациями типов
def greet(name: str) -> str:
return f"Hello, {name}"
# Здесь параметр name должен быть строкой, а возвращаемое значение — строкой

Заключение

Понимание базовых команд, таких как print(), input(), условные операторы и циклы, дает прочную основу для более сложных задач. Практика и постоянное применение этих команд помогут вам быстро освоиться в языке и начать писать более сложные программы.

Вопрос — ответ
Что представляют собой команды?

Какие существуют основные типы данных?

Для чего используется команда input()?
Комментарии
Всего
2
2024-12-28T18:10:00+05:00
Очень доступно объяснены базовые концепции, самое то джунам
2024-12-21T19:24:00+05:00
Спасибо за таблицу. Теперь всегда под рукой список, чтобы не забыть синтаксис. Можно распечатать и повесить на стену))
Читайте также
Все статьи