ИИ для работы учителя

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 24.11.2025 Обновлено 24.11.2025
ИИ для работы учителя

ИИ для работы учителяэто, говоря простыми словами, набор цифровых инструментов на основе искусственного интеллекта, который помогает педагогу повышать качество обучения, экономить время на рутине и создавать персонализированные образовательные материалы. Он нужен, чтобы разгрузить учителя от однообразных задач, автоматизировать проверку, анализ и планирование, а также поддерживать индивидуальные траектории обучения учеников.

Согласно опросу Народного фронта, 41 % учителей отмечают, что за последние три–четыре года бюрократическая нагрузка заметно увеличилась. Педагоги подчёркивают, что значительную часть рабочего времени теперь занимает заполнение отчётности, работа в электронных системах и подготовка документов, что нередко отнимает часы, которые могли бы быть направлены на подготовку уроков, проверку работ и индивидуальную поддержку учеников. Источник: РИА Новости, «Учителя о росте бюрократической нагрузки», 2025.

Учителю, чтобы эффективно использовать ИИ, можно действовать по следующему плану:

  1. Определить, какие именно задачи вызывают наибольшую нагрузку (проверка тетрадей, составление тестов, планирование уроков и т.п.).
  2. Выбрать подходящий инструмент (например, генеративную, аналитическую систему или адаптивную платформу).
  3. Протестировать его на небольшом масштабе (например, для подготовки одного урока или проверки нескольких заданий).
  4. Постепенно внедрить в учебный процесс, интегрируя ИИ-помощник в обычную работу.
  5. Наладить аналитику — собирать данные об эффективности, успеваемости учеников, влиянии искусственного интеллекта на нагрузку.

Что такое ИИ в работе учителя?

Искусственный интеллект в образовании — это программные системы, использующие машинное обучение, нейросети и генеративные модели, чтобы автоматизировать или поддерживать педагогическую деятельность. Эти технологии помогают учителям быстрее создавать учебные материалы, адаптировать задания под уровень учеников, анализировать успеваемость и прогнозировать проблемные места в обучении.

С точки зрения образовательной политики России, ИИ становится всё более важным инструментом: в рамках инициатив Минпросвещения и цифровой трансформации школ рассматриваются системы, способные снижать бюрократическую нагрузку и автоматизировать отчетность.

Где именно ИИ помогает педагогу?

Задача учителя Как помогает Пример инструмента (конкретные нейросети / класс системы)
Подготовка уроков Генерация идей, тезисов, планов, конспектов, подбор наглядных примеров, структурирование материала, создание презентаций, подготовка интерактивных заданий ChatGPT, Claude, Bard (генеративные языковые модели)
Разработка тестов Автоматическое создание вопросов разных типов, адаптация уровней сложности, формирование вариантов для групп учеников, генерация пояснений, проверка логической корректности заданий QuizBot, Quillionz, нейросети генерации вопросов
Проверка домашних работ Автоматическая оценка письменных и творческих заданий, выявление ошибок, предоставление комментариев, подсказок для исправления, анализ соответствия требованиям программы Gradescope, Turnitin с ИИ-модулем, автоматические системы анализа текста
Работа с одарёнными детьми Подбор сложных задач, расширение учебного материала, формирование углублённых проектов, создание персонализированных маршрутов обучения, стимулирование самостоятельной работы Squirrel AI, Century Tech (персонализированные платформы)
Адаптация учебного материала Настройка сложности заданий, подбор формата контента под уровень учеников, генерация дополнительных примеров, создание интерактивных упражнений, адаптация под индивидуальные темпы освоения Smart Sparrow, Knewton (адаптивные образовательные платформы)
Аналитика успеваемости Сбор данных об успеваемости, выявление проблемных тем, прогнозирование результатов, построение графиков и отчётов, мониторинг прогресса отдельных учеников BrightBytes, Edulab Analytics, системы образовательной аналитики
Тьюторство и поддержка Быстрые ответы на вопросы, объяснение сложных тем, создание пошаговых инструкций, рекомендации по изучению материала, поддержка самостоятельного обучения ChatGPT, Replika, виртуальные ассистенты, чат-боты
Документирование Формирование отчётов, планов, журналов, автоматическое составление расписаний, контроль за выполнением задач, интеграция данных в электронные системы Notion AI, Microsoft Copilot, автоматизированные системы ведения документации

Чек-лист: как учителю использовать ИИ

  • Проанализируйте свои ежедневные задачи и определите, какие из них можно автоматизировать с помощью искусственного интеллекта.
  • Ознакомьтесь с доступными цифровыми инструментами: генеративным, аналитическими системами, адаптивными платформами.
  • Выберите одну задачу (например, составление теста или подготовка конспекта), где ИИ может помочь, и протестируйте систему.
  • Настройте: задайте параметры, уровень сложности, формат контента.
  • Используйте во время уроков: генерируйте материалы, корректируйте задания, адаптируйте для учеников.
  • Собирать и анализировать обратную связь: как учащиеся воспринимают материалы, влияет ли ИИ на их успеваемость.
  • Регулярно отслеживайте аналитику, корректируйте использование искусственного интеллекта и расширяйте его применение.
  • Проводите самооценку и обмен опытом с коллегами: делитесь практиками успешного применения и улучшайте процессы.

Риски и ограничения

Прежде всего, важно учитывать этичность: нейросети могут давать предвзятые или неточные рекомендации, поэтому педагог должен контролировать результаты и корректировать их. Контроль качества материалов — обязательное условие: автоматически сгенерированные задания и конспекты не всегда соответствуют учебной программе или уровню учеников.

Не менее важно учитывать цифровую грамотность и подготовку учителя. Без навыков работы с искусственным интеллектом его использование может не только не облегчить, но и усложнить рабочий процесс. Также существуют ограничения по безопасности данных: хранение персональной информации требует соблюдения нормативов и защиты от утечек. При грамотном подходе эти риски минимизируются, а ИИ становится эффективным помощником педагога, а не источником проблем.

“Никуда от нейросетей не деться. И молодые нас опережают, стараясь справиться с возрастающей лавиной домашней работы. Да и учителя не хотят отставать, уже и профессора вузов применяют ИИ при проверке заданий. В каком-то смысле действительно происходит подмена привычных форм в процессе образования. Пришло время уходить от шаблонных заданий для учеников. Тут очень многое будет зависеть от молодых педагогов, они быстрее осваивают особенности нейросетей, легче обучат им школьников. И вообще, молодежь проще находит общий язык с учениками”. - Ирина Абанкина, профессор Института образования ВШЭ (Труд, 2025).

История успеха

В одной московской школе учитель истории столкнулась с проблемой высокой нагрузки: подготовка конспектов, проверка домашних работ и составление тестов занимали большую часть её рабочего времени. В 2024 году она начала использовать генеративный ИИ для составления уроков и автоматической проверки заданий, а также внедрила адаптивные платформы для индивидуальной поддержки. Через несколько месяцев она отметила, что успевает уделять больше времени каждому ребёнку, а качество усвоения материала выросло: доля учеников с высоким уровнем знаний увеличилась на 15 %, а её рабочая нагрузка сократилась почти на треть.

Заключение

Искусственный интеллект для работы учителя — это не просто модный тренд, а мощный инструмент, который позволяет разгрузить педагога, повысить эффективность преподавания, создавать интерактивные, персонализированные материалы и поддерживать учащихся. При грамотном внедрении ИИ помогает экономить время, снижать бюрократию и фокусироваться на ключевых задачах — воспитании, обучении и развитии учеников. Однако важно подходить к использованию нейросетей осознанно: учитывать этичные аспекты, контролировать качество контента и обеспечивать защиту данных.


Источники

Читайте также
Все статьи