Морфологический разбор причастий и деепричастий: шпаргалка

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 08.07.2025 Обновлено 10.07.2025
Морфологический разбор причастий и деепричастий: шпаргалка
Источник фото: freepik

Морфологический разбор причастий и деепричастий помогает лучше понимать язык, избегать ошибок, уверенно писать и сдавать экзамены. Эти формы сочетают черты глаголов и прилагательных, поэтому требуют особого внимания. Шпаргалка поможет их быстро распознавать и анализировать.

Почему стоит использовать шпаргалку?

Шпаргалка — компактный справочный материал с ключевыми правилами, алгоритмами, важными моментами по теме. Она помогает быстро освежить знания, систематизировать информацию, а также облегчить запоминание сложных понятий.

Преимущества использования:

  • Быстрый доступ к основным правилам и алгоритмам без необходимости поиска информации в больших учебниках.
  • Систематизация, структурирование сложных грамматических понятий в удобном формате.
  • Помогает избегать типичных ошибок при разборе и анализе слов.
  • Ускоряет подготовку к экзаменам или контрольным работам.
  • Повышает уверенность в правильном употреблении причастий и деепричастий в речи и письме.
  • Способствует регулярной практике и закреплению материала.
  • Удобна для самостоятельного обучения и занятий с преподавателем.

Что такое причастие и деепричастие?

Причастие (пр.) — это слово, образованное от глагола и обозначающее признак предмета по действию (какой? что делающий?). Обладает родом, числом, падежом.

Деепричастие (деепр.) — неизменяемая форма, отвечает на вопросы «что делая? что сделав?», показывает дополнительное действие.

Недавние исследования подтверждают, что использование алгоритмов морфологического разбора причастий и деепричастий способствует улучшению навыков грамотного письма и понимания языка. Анализ учебных программ и тестовых заданий показал, что студенты, активно использующие эти методы, демонстрируют более высокий уровень языковой компетенции и реже допускают грамматические ошибки. Современные методики обучения, основанные на визуализации и регулярной практике, способствуют лучшему усвоению темы и закреплению навыков, что подтверждается статистическими данными образовательных учреждений.

Источник: Гагаев, П. А. (2005). Изучение причастий и деепричастий на основе обобщённых морфологических понятий и функционально-стилистического подхода. Автореферат диссертации. Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина.

Алгоритм морфологического разбора

Шаг 1. Определение части речи:

На первом этапе необходимо установить принадлежность слова. Причастие выражает признак по действию, относится к существительному. Деепричастие указывает на добавочное действие, относится к глаголу.

Правильный вопрос помогает определить форму: «какой?» — для пр., «что делая?», «что сделав?» — для деепр.

Шаг 2. Установление начальной формы:

Начальная форма — это инфинитив глагола, от которого образовано слово. Для «написанный» — «написать», «улыбаясь» — «улыбаться». Ошибки чаще всего связаны с неверным определением по внешнему сходству — важно опираться на грамматическую основу.

Шаг 3. Постоянные признаки:

Причастия сохраняют вид, залог, возвратность — как глаголы. Также указываются разряд, краткость. У деепричастий фиксируются только вид, переходность, возвратность. Эти признаки не зависят от контекста — они остаются неизменными.

Шаг 4. Непостоянные признаки:

Причастия изменяются по роду, числу, падежу, согласуются с существительным. Деепричастия неизменяемы — важный момент, помогающий отличить их от других форм.

Нужно избегать приписывания лишних характеристик.

Шаг 5. Синтаксическая роль:

Причастие выполняет функцию определения, входит в состав причастного оборота. Деепричастие обозначает обстоятельство, используется в деепричастном обороте. Эти позиции в предложении помогают различить формы, а также избежать смешения с прилагательными, глаголами.

Шаг 6. Контрольный вопрос:

В финале стоит задать к слову вопрос, подтверждающий правильность анализа. Для пр.: «какой?», «что сделавший?». Для деепр.: «что делая?», «что сделав?». Это позволяет чётко отделить форму от других языковых единиц.

Таблица признаков

Признак Причастие Деепричастие
Начальная форма Инфинитив глагола Инфинитив глагола
Часть речи Особая форма глагола с признаками прилагательного Особая форма глагола с функцией наречия
Вопросы Какой? Какая? Какое? Что сделавший? Что делая? Что сделав?
Постоянные признаки Вид, залог, возвратность, разряд (действительное/страдательное), краткость (для страдательных) Вид, возвратность, переходность
Непостоянные признаки Род, число, падеж — (не изменяется)
Синтаксическая роль Определение (в составе определения или оборота) Обстоятельство (в составе деепричастного оборота)
Может ли изменяться Да (по роду, числу, падежу) Нет
Слово, от которого зависит Существительное Глагол

Примеры разбора:

Пр. «пишущий»: от «писать», несовершенный вид, активный залог, мужской род, ед. число, И. п. — «пишущий».
Деепр. «прочитав»: от «прочитать», совершенный вид, неизменяемое, отвечает «что сделав?».

Распространённые трудности

1. Многозначность:

Причастия часто переплетаются с прилагательными — например, лучшие примеры сложны при одновременной функции определения и признака действия. Слово «читающий» может быть как признаком человека, читающего сейчас, так и отсылкой к обладающему привычкой читать — важно оценивать контекст употребления.

2. Ошибки при определении инфинитива:

Причастия образуются от инфинитива: «писать» → «пишущий», «прочитать» → «прочитавший». Упрощения типа «писавший» или «прочитавший» без чёткого понимания основы ведут к ошибкам — необходим чёткий перебор форм и пример.

3. Трудности с залогом:

Активные пр. образуются от действия субъекта («пишущий»), пассивные — от действия, направленного на субъект («написанный»). Суффиксы играют ключевую роль, часто нарушаемую при поспешном разборе.

Рекомендовано обращать внимание: -ущ, -ем, -нн, -т и др.

4. Деепричастие как устойчивое сочетание:

Иногда они выступают как часть устойчивого выражения («улыбаясь в усы») и воспринимаются как фигуральный оборот, а не самостоятельная форма — подобные конструкции требуют разбора на примерах.

Практические советы для избежания путаницы

  • Сравнивайте с инфинитивом: всегда сверяйте с исходной формой.
  • Проверяйте изменение: деепр. — неизменяемое, пр. — может менять род, число, падеж.
  • Выделяйте залог: активный — суффикс -ущ/, пассивный — -нн, -т и другие.
  • Подбирайте контрольные слова: например, «написанная» — «написать».
  • Контекст всегда важен: ставьте слово в разные формы, используйте разные предложения — это поможет понять функцию (определение/обстоятельство).
  • Создавайте шпаргалки: делайте карточки с алгоритмом, визуализируйте признаки разными цветами — это ускоряет запоминание.
  • Практикуйтесь каждый день: анализируйте тексты, грамматику, художественные примеры — методы усвоения разнятся, но практика закрепляет навык.
«Понимание морфологии — ключ к точному синтаксису и грамотному письму». — Ирина Львова, кандидат филологических наук, журнал «Русская речь», 2018

Заключение

Умение разбирать причастия и деепричастия — важный инструмент в арсенале школьника, студента и специалиста. Последовательность шагов, таблицы признаков, а также регулярная практика создают прочную основу для грамотного письменного и устного языка.


Источники

Вопрос — ответ
Какой вопрос помогает отличить причастие от деепричастия?

Какие признаки причастия считаются постоянными?

Почему у деепричастий отсутствуют непостоянные признаки?

Чем различаются синтаксические функции?

Какой порядок действий помогает правильно выполнить морфологический разбор?
Комментарии
Всего
1
2025-07-10T00:00:00+05:00
Для меня шпаргалка стала в свое время настоящей находкой)) с ней разобрал все ошибки в контрольной по русскому, да и объяснил товарищам тогда, что к чему
Читайте также
Все статьи