Морфологический разбор глагола: шпаргалка

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 09.07.2025 Обновлено 12.07.2025
Морфологический разбор глагола: шпаргалка
Источник фото: freepik

Морфологический разбор глагола — важнейшая часть школьной программы. Это не просто одно из упражнений на уроке — это базовый навык, без которого невозможно осмысленно анализировать тексты, строить грамматически правильные предложения и успешно сдавать итоговую аттестацию. Разбор позволяет заглянуть внутрь слова, выявить его грамматические особенности, понять, какую роль оно играет в предложении.

Что такое морфологический разбор?

— это грамматический анализ, позволяющий определить, к какой части речи относится слово, какие признаки оно имеет и какую функцию выполняет в предложении.

При анализе глаголов изучаются их лексико-грамматические характеристики: начальная форма, вид спряжение, наклонение, лицо, число, роль в контексте. Такой подход помогает точнее понимать структуру высказывания, особенно когда глагол участвует в сложных конструкциях.

Морфология — основа языка. Умение разбирать глагольные формы необходимо для уверенного владения речью. Это особенно важно при подготовке к экзаменам, олимпиадам и вступительным испытаниям, где требуется точность, логика и следование алгоритму.

«Глаголы – это слова, раскрывающий суть предложения и являются одними из главных в нём… Морфологический разбор поможет собрать эти знания в систему, ничего не забыть и не пропустить». — Анна Михайленко, преподаватель русского языка и литературы, эксперт Серии «Глагол как часть речи в русском языке» на портале «Комсомольская правда», 2023
Недавнее исследование, проведённое Институтом русского языка имени В.В. Виноградова РАН в 2022 году, показало, что владение навыками морфологического разбора существенно улучшает понимание текстов и повышает грамотность школьников в среднем на 15-20%. Учёные отметили, что систематическое изучение морфологии способствует развитию языковой интуиции и облегчает усвоение сложных синтаксических конструкций, что особенно важно в условиях современных образовательных стандартов.

Источник: Институт русского языка имени В.В. Виноградова РАН, 2022.

Этапы морфологического разбора глагола

Шаг 1. Определение принадлежности к части речи

Анализ начинается с установления того, что перед нами слово, выражающее действие, процесс или состояние. Оно отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?» и обычно обозначает активность или изменения. К примеру: думать, поехать, читать, написать.

Шаг 2. Фиксация начальной формы

Следующим этапом указывается базовая, неизменяемая форма слова — инфинитив. Это начальное выражение глагола, которое используется в словарях и является опорной точкой для выявления его грамматических характеристик. Примеры: готовить, учиться, бежать.

Шаг 3. Определение неизменяемых (постоянных) признаков

К числу признаков, не зависящих от контекста, относят: Вид действия — указывает, завершено действие или продолжается (напр., прочитать — соверш., читать — несов.); Возвратность — наличие или отсутствие суффикса -ся/-сь, указывающего на направленность действия на самого субъекта (умывается — возвратный); Переходность — определяется по возможности управления прямым дополнением в вин. п. (читать книгу — переходный); Спряжение — классификация по типу изменения по лицам, числам, распознаётся по окончаниям (строить — II спр., писать — I спр.).

Шаг 4. Выявление изменяемых (непостоянных) характеристик

Эти признаки зависят от контекста употребления:

  • Временная форма — определяет, когда совершается действие;
  • Наклонение — показывает отношение к действию: действительное, повелительное или условное;
  • Лицо — указывает на того, кто выполняет действие, различается только в настоящем и будущем вр.;
  • Число — отражает, один или несколько субъектов участвуют в действии (делаю — единственное, делаем — множественное);
  • Род — используется только в прошедшем времени и условных формах, показывает грамматический род субъекта (делал — мужской, делала — женский).

Постоянные и непостоянные признаки глагола

Группа признаков Признак Что означает Как определить Пример
Постоянные Начальная форма Словарная форма глагола — инфинитив Отвечает на вопрос: «что делать?», «что сделать?» читать, написать

Вид Характер действия: процесс или результат Совершенный (оконченное) или несовершенный (в процессе) прочитать — соверш.; читать — несов.

Возвратность Направлено ли действие на субъекта Наличие постфикса -ся/-сь умываться — возвратный; мыть — невозвратный

Переходность Управляет ли глагол прямым объектом Есть ли дополнение в винительном падеже без предлога читать книгу — переходный; спать — непереходный

Спряжение Тип изменения глагола по лицам и числам I спр. — -ешь, -ет, -ем; II спр. — -ишь, -ит, -им и др. строить — II спр.; писать — I спр.

Безличность Отсутствие действующего субъекта Обычно 3 л., ед. ч., не изменяется по лицам темнеет, морозит

Наклонность Может ли глагол быть в наклонении (изъяв., повелит., услов.) Часто сочетается с другими постоянными признаками пиши, написал бы
Непостоянные Время Указывает на момент действия: настоящее, прошедшее, будущее По смыслу и форме глагола делаю, делал, буду делать

Наклонение Отношение действия к реальности: факт, возможность, побуждение Изъявительное (реальное), повелительное (приказ), условное (гипотетич.) иду, иди, пошёл бы

Лицо Кто выполняет действие 1-е — я, мы; 2-е — ты, вы; 3-е — он, они пишу — 1-е; пишешь — 2-е; пишет — 3-е

Число Количество субъектов действия Единственное или множественное число делаю — ед. ч.; делаем — мн. ч.

Род Роль рода (в прош. и услов. наклонении) Муж., жен., сред. род (в прошедшем и условном наклонении) писал — м. р., писала — ж. р.

Временная форма Простое или составное глагольное сказуемое Простая (делал), составная (буду делать, хотел бы сделать) бежал — прост.; буду писать — сост.

Сложность формы Состав глагола: простая или аналитическая Один элемент (прост.) или вспомогательный + инфинитив (аналит.) работал — прост.; мог бы уйти — аналитич.

Видо-временная согласованность Учет времени и вида одновременно Совмещение формы глагола с временным контекстом читал — прош., несов.; прочитаю — буд., соверш.

Синтаксическая роль

Глаголы обычно выполняют в предложении роль сказуемого. Это логично, ведь они обозначают действие, а действие — это и есть то, что делает подлежащее. Иногда глагол может быть частью составного сказуемого (например, будет читать) или входить в состав оборота. В редких случаях они выполняют другие функции, но это скорее исключение, чем правило.

История успеха

Выпускница Олеся из Казани рассказала, что при подготовке к ЕГЭ сделала акцент именно на морфологический разбор. Она не просто читала теорию, а ежедневно отрабатывала 5–6 глаголов по алгоритму. «Я начала понимать, как строится слово, — вспоминает она, — и в какой момент надо остановиться, чтобы не додумать за грамматику. Это дало мне уверенность». Итог — 89 баллов и поступление в желанный вуз.

Частые ошибки

  • Неправильное определение вида — путаница между совершенным, несовершенным.
  • Ошибки в указании возвратности — пропуск суффикса -ся, неверное определение.
  • Неверное определение переходности — неясно, требует ли глагол прямое дополнение.
  • Смешение спряжений — неправильный выбор первого или второго.
  • Ошибки во времени, наклонении — путаница между настоящим, прошедшим, будущим, неверное определение наклонения.
  • Ошибки в лице, числе — неверное указание 1-го, 2-го, 3-го лица либо единственного, множественного числа.
  • Пропуск указания рода — особенно в прошедшем времени, где важно.
  • Отсутствие учёта синтаксической роли — забывают функцию слова в предложении.

Практические советы

1. Начинайте с инфинитива:

Сначала определите начальную форму — инфинитив. Это основа для дальнейшего разбора. По инфинитиву устанавливают вид: совершенный или несовершенный.

2. Обращайте внимание на суффиксы и окончания:

Возвратность выявляют по частице «-ся» или «-сь». Спряжение определяют по характерным окончаниям в настоящем и будущем времени. Помните основные правила и исключения — это помогает правильно согласовать сказуемое с подлежащим.

3. Проверяйте время и наклонение:

Изучайте время и наклонение, учитывая контекст предложения. Эти признаки часто вызывают трудности, особенно в сложных конструкциях. Правильный разбор времени и наклонения улучшает понимание смысла.

4. Учитывайте лицо, число и род:

Особенно важно точно определить лицо, число, род при анализе прошедшего времени. Это облегчает синтаксический разбор и помогает правильно строить предложения.

Создавайте небольшие шпаргалки с признаками, вызывающими сложности. Регулярная практика с такими материалами ускорит навык морфологического разбора и повысит уровень грамотности.

Заключение

Морфологический разбор — важнейший инструмент, помогающий глубже понять структуру языка. Он развивает внимательность, аналитическое мышление и способствует грамотной речи. Если системно подходить к изучению этой темы, можно не только успешно сдать экзамены, но и говорить, писать и думать на русском языке свободно и уверенно. Шпаргалка, изложенная в этой статье, поможет вам не запутаться в теории и применять знания на практике.


Источники

Вопрос — ответ
Какова последовательность этапов морфологического разбора?

Какие ошибки встречаются при разборе?
Читайте также
Все статьи