Морфологический разбор глагола — важнейшая часть школьной программы. Это не просто одно из упражнений на уроке — это базовый навык, без которого невозможно осмысленно анализировать тексты, строить грамматически правильные предложения и успешно сдавать итоговую аттестацию. Разбор позволяет заглянуть внутрь слова, выявить его грамматические особенности, понять, какую роль оно играет в предложении.



Что такое морфологический разбор?
— это грамматический анализ, позволяющий определить, к какой части речи относится слово, какие признаки оно имеет и какую функцию выполняет в предложении.
При анализе глаголов изучаются их лексико-грамматические характеристики: начальная форма, вид спряжение, наклонение, лицо, число, роль в контексте. Такой подход помогает точнее понимать структуру высказывания, особенно когда глагол участвует в сложных конструкциях.
Морфология — основа языка. Умение разбирать глагольные формы необходимо для уверенного владения речью. Это особенно важно при подготовке к экзаменам, олимпиадам и вступительным испытаниям, где требуется точность, логика и следование алгоритму.
«Глаголы – это слова, раскрывающий суть предложения и являются одними из главных в нём… Морфологический разбор поможет собрать эти знания в систему, ничего не забыть и не пропустить». — Анна Михайленко, преподаватель русского языка и литературы, эксперт Серии «Глагол как часть речи в русском языке» на портале «Комсомольская правда», 2023
Недавнее исследование, проведённое Институтом русского языка имени В.В. Виноградова РАН в 2022 году, показало, что владение навыками морфологического разбора существенно улучшает понимание текстов и повышает грамотность школьников в среднем на 15-20%. Учёные отметили, что систематическое изучение морфологии способствует развитию языковой интуиции и облегчает усвоение сложных синтаксических конструкций, что особенно важно в условиях современных образовательных стандартов. |
Источник: Институт русского языка имени В.В. Виноградова РАН, 2022.
Этапы морфологического разбора глагола
Шаг 1. Определение принадлежности к части речи
Анализ начинается с установления того, что перед нами слово, выражающее действие, процесс или состояние. Оно отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?» и обычно обозначает активность или изменения. К примеру: думать, поехать, читать, написать.
Шаг 2. Фиксация начальной формы
Следующим этапом указывается базовая, неизменяемая форма слова — инфинитив. Это начальное выражение глагола, которое используется в словарях и является опорной точкой для выявления его грамматических характеристик. Примеры: готовить, учиться, бежать.
Шаг 3. Определение неизменяемых (постоянных) признаков
К числу признаков, не зависящих от контекста, относят: Вид действия — указывает, завершено действие или продолжается (напр., прочитать — соверш., читать — несов.); Возвратность — наличие или отсутствие суффикса -ся/-сь, указывающего на направленность действия на самого субъекта (умывается — возвратный); Переходность — определяется по возможности управления прямым дополнением в вин. п. (читать книгу — переходный); Спряжение — классификация по типу изменения по лицам, числам, распознаётся по окончаниям (строить — II спр., писать — I спр.).
Шаг 4. Выявление изменяемых (непостоянных) характеристик
Эти признаки зависят от контекста употребления:
- Временная форма — определяет, когда совершается действие;
- Наклонение — показывает отношение к действию: действительное, повелительное или условное;
- Лицо — указывает на того, кто выполняет действие, различается только в настоящем и будущем вр.;
- Число — отражает, один или несколько субъектов участвуют в действии (делаю — единственное, делаем — множественное);
- Род — используется только в прошедшем времени и условных формах, показывает грамматический род субъекта (делал — мужской, делала — женский).
Постоянные и непостоянные признаки глагола
Группа признаков | Признак | Что означает | Как определить | Пример |
Постоянные | Начальная форма | Словарная форма глагола — инфинитив | Отвечает на вопрос: «что делать?», «что сделать?» | читать, написать |
|
Вид | Характер действия: процесс или результат | Совершенный (оконченное) или несовершенный (в процессе) | прочитать — соверш.; читать — несов. |
|
Возвратность | Направлено ли действие на субъекта | Наличие постфикса -ся/-сь | умываться — возвратный; мыть — невозвратный |
|
Переходность | Управляет ли глагол прямым объектом | Есть ли дополнение в винительном падеже без предлога | читать книгу — переходный; спать — непереходный |
|
Спряжение | Тип изменения глагола по лицам и числам | I спр. — -ешь, -ет, -ем; II спр. — -ишь, -ит, -им и др. | строить — II спр.; писать — I спр. |
|
Безличность | Отсутствие действующего субъекта | Обычно 3 л., ед. ч., не изменяется по лицам | темнеет, морозит |
|
Наклонность | Может ли глагол быть в наклонении (изъяв., повелит., услов.) | Часто сочетается с другими постоянными признаками | пиши, написал бы |
Непостоянные | Время | Указывает на момент действия: настоящее, прошедшее, будущее | По смыслу и форме глагола | делаю, делал, буду делать |
|
Наклонение | Отношение действия к реальности: факт, возможность, побуждение | Изъявительное (реальное), повелительное (приказ), условное (гипотетич.) | иду, иди, пошёл бы |
|
Лицо | Кто выполняет действие | 1-е — я, мы; 2-е — ты, вы; 3-е — он, они | пишу — 1-е; пишешь — 2-е; пишет — 3-е |
|
Число | Количество субъектов действия | Единственное или множественное число | делаю — ед. ч.; делаем — мн. ч. |
|
Род | Роль рода (в прош. и услов. наклонении) | Муж., жен., сред. род (в прошедшем и условном наклонении) | писал — м. р., писала — ж. р. |
|
Временная форма | Простое или составное глагольное сказуемое | Простая (делал), составная (буду делать, хотел бы сделать) | бежал — прост.; буду писать — сост. |
|
Сложность формы | Состав глагола: простая или аналитическая | Один элемент (прост.) или вспомогательный + инфинитив (аналит.) | работал — прост.; мог бы уйти — аналитич. |
|
Видо-временная согласованность | Учет времени и вида одновременно | Совмещение формы глагола с временным контекстом | читал — прош., несов.; прочитаю — буд., соверш. |
Синтаксическая роль
Глаголы обычно выполняют в предложении роль сказуемого. Это логично, ведь они обозначают действие, а действие — это и есть то, что делает подлежащее. Иногда глагол может быть частью составного сказуемого (например, будет читать) или входить в состав оборота. В редких случаях они выполняют другие функции, но это скорее исключение, чем правило.
История успеха
Выпускница Олеся из Казани рассказала, что при подготовке к ЕГЭ сделала акцент именно на морфологический разбор. Она не просто читала теорию, а ежедневно отрабатывала 5–6 глаголов по алгоритму. «Я начала понимать, как строится слово, — вспоминает она, — и в какой момент надо остановиться, чтобы не додумать за грамматику. Это дало мне уверенность». Итог — 89 баллов и поступление в желанный вуз.
Частые ошибки
- Неправильное определение вида — путаница между совершенным, несовершенным.
- Ошибки в указании возвратности — пропуск суффикса -ся, неверное определение.
- Неверное определение переходности — неясно, требует ли глагол прямое дополнение.
- Смешение спряжений — неправильный выбор первого или второго.
- Ошибки во времени, наклонении — путаница между настоящим, прошедшим, будущим, неверное определение наклонения.
- Ошибки в лице, числе — неверное указание 1-го, 2-го, 3-го лица либо единственного, множественного числа.
- Пропуск указания рода — особенно в прошедшем времени, где важно.
- Отсутствие учёта синтаксической роли — забывают функцию слова в предложении.
Практические советы
1. Начинайте с инфинитива:
Сначала определите начальную форму — инфинитив. Это основа для дальнейшего разбора. По инфинитиву устанавливают вид: совершенный или несовершенный.
2. Обращайте внимание на суффиксы и окончания:
Возвратность выявляют по частице «-ся» или «-сь». Спряжение определяют по характерным окончаниям в настоящем и будущем времени. Помните основные правила и исключения — это помогает правильно согласовать сказуемое с подлежащим.
3. Проверяйте время и наклонение:
Изучайте время и наклонение, учитывая контекст предложения. Эти признаки часто вызывают трудности, особенно в сложных конструкциях. Правильный разбор времени и наклонения улучшает понимание смысла.
4. Учитывайте лицо, число и род:
Особенно важно точно определить лицо, число, род при анализе прошедшего времени. Это облегчает синтаксический разбор и помогает правильно строить предложения.
Создавайте небольшие шпаргалки с признаками, вызывающими сложности. Регулярная практика с такими материалами ускорит навык морфологического разбора и повысит уровень грамотности.
Заключение
Морфологический разбор — важнейший инструмент, помогающий глубже понять структуру языка. Он развивает внимательность, аналитическое мышление и способствует грамотной речи. Если системно подходить к изучению этой темы, можно не только успешно сдать экзамены, но и говорить, писать и думать на русском языке свободно и уверенно. Шпаргалка, изложенная в этой статье, поможет вам не запутаться в теории и применять знания на практике.