Графический дизайн: все о швейцарском стиле

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 18.11.2024 Обновлено 19.11.2024
Главная картинка статьи Графический дизайн: все о швейцарском стиле
Автор фото freepik
Швейцарский стиль, также известный как Международный типографический стиль, представляет собой одно из важнейших течений в истории графического дизайна. Зародившись в середине XX века в Швейцарии, этот стиль стал олицетворением простоты, функциональности и эстетики, базирующейся на строгих геометрических формах и выразительной типографике. Сегодня он продолжает оказывать значительное влияние на современное искусство дизайна, вдохновляя художников и дизайнеров по всему миру.
Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Академия современных технологий
Дистанционная

Графический дизайн для детей с ОВЗ, дистанционная программа обучения

72 часа
6 300 ₽
Программа обучения
Bang Bang Education
Дистанционная

Графический дизайнер Plus

3 часа
378 000 ₽
от 207 900 ₽
Программа обучения
EDPRO
Дистанционная

Профессия «Дизайнер интерьеров»

512 часов
4 623 ₽
от 2 792 ₽
Программа обучения
Учебный центр ПрофРазвитие
Дистанционная

Графический дизайнер. Графический дизайн и реклама

264 часа
39 900 ₽

Что такое швейцарский стиль в графическом дизайне?

Швейцарский стиль в графическом дизайне, также называемый Международным типографическим стилем, представляет собой значимое течение, возникшее в середине XX века в Швейцарии. Этот стиль стал символом простоты, функциональности и эстетики, основываясь на строгих геометрических формах и выразительном использовании типографики.

Основная черта этого стиля — минимализм в применении декоративных элементов, четкость композиционных решений и сильное внимание к типографической иерархии. Цель данного стиля — передача информации максимально доступным и понятным способом. В отличие от других направлений, где форма нередко доминирует над содержанием, швейцарский дизайн акцентирует внимание на функциональности и ясности сообщения.

Главные особенности стиля

  1. Применение сетки: модульная сетка помогает организовывать элементы на странице таким образом, чтобы они находились в гармонии и балансе между собой. Это создает структурированную композицию, обеспечивающую порядок и легкость восприятия информации.
  2. Ясная типографика и шрифты: в швейцарском стиле предпочтение отдается простым, чистым шрифтам без засечек, таким как Helvetica и Univers. Эти шрифты характеризуются высокой читабельностью и нейтральностью, что идеально подходит для передачи сложных концепций и данных. Иерархичность шрифта помогает структурировать текстовые блоки, делая их удобными для восприятия.
  3. Ограниченная цветовая палитра и минимализм: швейцарские дизайнеры отдают предпочтение ограниченной цветовой гамме, состоящей главным образом из черного, белого и оттенков серого. Такой подход подчеркивает минималистичную природу стиля и направляет внимание зрителя на содержание, а не на оформление. Яркие цвета, если они используются, несут символическую нагрузку и применяются весьма осторожно.
Швейцарский стиль оказал существенное влияние на современный дизайн, став основой для минимализма, который широко применяется в различных областях, начиная от веб-дизайна и заканчивая оформлением книг и журналов.

Значимость швейцарского дизайна в истории искусства

Школа швейцарского графического дизайна оказала огромное воздействие на формирование современного графического языка. Она заложила основу для минимализма, который сейчас широко применяется в различных областях, начиная от веб-дизайна и заканчивая оформлением книг и журналов. Швейцарцы создали универсальный язык, позволяющий выражать сложные мысли простым и понятным образом.

История возникновения стиля

Зарождение швейцарского движения в графическом дизайне произошло в 1950-е годы, когда группа молодых художников начала эксперименты с новыми способами подачи информации. Одним из ведущих представителей этого течения стал Йозеф Мюллер-Брокманн, произведения которого стали эталонными образцами жанра. Вдохновляясь модернизмом, художники стремились разработать новый визуальный язык, освобожденный от традиционных украшений и избыточной декоративности.

Влияние культурного контекста на дизайн

Культурное и социальное окружение послевоенной Европы сыграло существенную роль в становлении направления. Общество, пережившее войну, жаждало порядка и стабильности, что отразилось в лаконичной и строгой манере швейцарских композиций. Кроме того, индустриализация и массовое производство потребовали создания универсальных систем визуальной коммуникации, что также способствовало развитию Международного типографического стиля.

Характеристики стиля

Применение сеточной структуры

Одной из основных особенностей швейцарского подхода является использование модульной сетки. Эта система позволяет организовывать элементы страницы таким образом, чтобы они находились в гармонии и балансе между собой. Сетка обеспечивает структурированность и последовательность, облегчая восприятие информации.

Ясная типографика и шрифты

Типография занимает центральное место в швейцарском стиле. Здесь предпочтение отдается чистым, простым шрифтам без засечек, таким как Helvetica и Univers. Эти шрифты характеризуются высокой читабельностью и нейтральностью, что идеально подходит для передачи сложных концепций и данных. Иерархичность шрифта помогает структурировать текстовые блоки, делая их удобными для восприятия.

Ограниченная цветовая палитра и минимализм

Швейцарские дизайнеры отдают предпочтение ограниченной цветовой гамме, состоящей главным образом из черного, белого и оттенков серого. Такой подход подчеркивает минималистичную природу стиля и направляет внимание зрителя на содержание, а не на оформление. Яркие цвета, если они используются, несут символическую нагрузку и применяются весьма осторожно.

Примеры использования стиля

Швейцарский стиль получил широкое распространение в различных сферах, включая рекламу, корпоративный дизайн, упаковку и издательскую продукцию. 

Журнал Neue Grafik Этот журнал, созданный Йозефом Мюллером-Брокманом, считается одним из ярчайших образцов швейцарского стиля. В нем четко видны все характерные черты этого направления: использование модульной сетки, строгие шрифты, черно-белая цветовая гамма и отказ от декоративных элементов.
Корпоративный стиль компании IBM В 1970-х годах компания IBM решила обновить свой корпоративный имидж, обратившись к швейцарскому стилю. Новый логотип и фирменные материалы были выполнены в минималистичном ключе, с применением простых шрифтов и четкой типографики.
Плакаты для Олимпийских игр в Мюнхене (1972 год) Официальное оформление Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене также использовало швейцарский стиль. Плакаты и другая графическая продукция отличались чистыми линиями, ясностью сообщений и минималистичной эстетикой.
Логотип и упаковка компании Nestlé Разработанный в 1960-х годах, также является примером применения швейцарского стиля. Простота и узнаваемость логотипа сделали его одним из самых успешных примеров корпоративного дизайна.
Веб-сайт Swiss International Air Lines Сайт авиакомпании Swiss International Air Lines выполнен в традиционном швейцарском стиле. Чистые линии, простой интерфейс и четкая типографика создают ощущение надежности и профессионализма.

Сравнительный анализ с другими стилями

Уникальность стилевого направления

Швейцарский стиль в графическом дизайне выделяется своей уникальной способностью объединять высокую степень функциональности с утончённой эстетикой. Это сочетание выделяет его среди других школ и направлений. В отличие от многих других стилистик, стиль не пренебрегает практическими аспектами ради красоты, и наоборот — красота здесь возникает из строгости и точности исполнения.

Сравнение с французским ар-нуво

Французский ар-нуво, возникший в конце XIX века, славится своей тягой к декоративной пышности. В этом стиле можно наблюдать изобилие орнаментальных мотивов, плавные, изогнутые линии и богатую цветовую палитру. В противовес ему, швейцарский дизайн выбирает строгость и лаконичность, избегая излишнего украшательства. Функциональность и ясность сообщения занимают главное место, оставляя декоративные элементы на заднем плане.

Противопоставление немецкому баухаусу

Немецкий баухаус, возникший приблизительно в то же время, что и швейцарский стиль, также уделяет большое внимание функциональности, однако его ориентация на массовое промышленное производство делает его более утилитарным. Баухаус направлен на создание предметов, которые будут просты в производстве и эксплуатации, что порой приводит к снижению эстетической ценности. Швейцарский стиль же, хотя и стремится к функциональности, всегда помнит о важности визуальной привлекательности и изысканности.

Крайняя сдержанность и внимание к деталям

Одна из ключевых черт швейцарского стиля — крайняя сдержанность. Здесь каждая деталь тщательно продумана, каждый элемент находится на своём месте. Это создаёт ощущение гармонии и завершённости, где ничего не кажется лишним. Такая скрупулёзность в подходе делает стиль действительно уникальным.

Отличия от американского и скандинавского подходов

Американский графический дизайн

Американский графический дизайн, в отличие от швейцарского, часто стремится к яркости и динамизму. Здесь преобладают насыщенные цвета, смелые композиции и стремление привлечь внимание любой ценой. В американском дизайне часто встречаются элементы поп-культуры, рекламные слоганы и яркие образы, предназначенные для мгновенного захвата взгляда потребителя.

Скандинавский дизайн

Скандинавский стиль также характеризуется минимализмом, однако он отличается от швейцарского в ряде важных аспектов. Скандинавы часто обращаются к природным мотивам, используя мягкие, органичные формы и тёплые, естественные оттенки. В скандинавском дизайне можно заметить связь с природой, что отражается в выборе материалов и цветовой палитры. Швейцарский же стиль акцентирует внимание на геометрии и абстрактных элементах, создавая ощущение чистоты и рациональности.

Современное проявление швейцарского стиля

Хотя швейцарский стиль появился более полувека назад, он сохраняет свою актуальность и востребованность в наши дни. Современные дизайнеры активно применяют принципы этого стиля в разработке интерфейсов, брендовых идентичностей и рекламных кампаний. 

Jonathan Barnbrook

Британский дизайнер, известный своими минималистичными и функциональными проектами. Его работы отражают приверженность основным принципам швейцарского дизайна, таким как использование сетки и четких шрифтов. Jonathan Barnbrook также создал ряд шрифтов, которые соответствуют духу швейцарского минимализма.

https://barnbrook.net/

Irene Bloemink

Нидерландский дизайнер и арт-директор, известная своими элегантными и чистыми графическими решениями. Её работы часто сочетают в себе элементы швейцарского стиля с современными тенденциями, что делает их актуальными и востребованными.

https://www.irenebloemink.nl/PDFs/Mas_brochure.pdf

Experimental Jetset

Голландская студия графического дизайна, основанная в 1997 году. Они известны своими проектами, которые сочетают строгую типографию и геометрические формы, что характерно для швейцарского подхода. Experimental Jetset работает в различных областях, включая брендинг, издательскую деятельность и цифровые медиа.

https://www.jetset.nl/

M/M Paris 

Французская студия, основанная Mathias Augustyniak и Michael Amzalag. Несмотря на то, что их работы часто выходят за рамки традиционного швейцарского подхода, они сохраняют верность основным принципам минимализма и функциональности, что роднит их с наследием дизайна.

https://www.mmparis.com/

Studio Dumbar

Еще одна голландская студия, известная своим инновационным подходом к графическому дизайну. Их работы часто содержат элементы швейцарского стиля, такие как использование модульных сеток и четкой типографики, что придает им строгость и ясность.

https://studiodumbar.com/

Влияние на текущие тенденции

Сегодня швейцарский стиль обретает новую жизнь в цифровом пространстве. Минимализм и простота, характерные для этого стиля, отлично вписываются в мир веб-сайтов и мобильных приложений, где важны скорость загрузки и интуитивное понимание информации. Традиционное внимание к типографике сохраняется и в современной цифровой культуре, где шрифт и композиция продолжают играть решающую роль в успешном дизайне.

Современные мастера в швейцарском стиле

Джон Барнард

Британский дизайнер Джон Барнард известен своими минималистичными и функциональными проектами, которые основаны на принципах швейцарского стиля. Его работы глубоко связаны с основными аспектами этого направления, такими как использование модульных сеток и четких шрифтов.

  1. Барнард уделяет пристальное внимание деталям и структуре, что позволяет ему создавать проекты, которые одновременно просты и эффективны. Его работа объединяет в себе строгость и элегантность, что делает её актуальной и востребованной в современном мире.
  2. Проекты Джона Барнарда демонстрируют, как традиционные подходы могут быть адаптированы к современным задачам и вызовам. Его умение находить баланс между историческими корнями и актуальными требованиями делает его одним из ведущих специалистов в области швейцарского минимализма.

https://www.mutualart.com/Artist/John-Barnard/C63B911002942DE4

Анна Швец

Российский дизайнер Анна Швец также тесно связана с принципами швейцарского дизайна. Она известна своими элегантными и чистыми графическими решениями, которые отражают сущность минимализма и функциональности.

  1. Её проекты отличаются особой точностью и аккуратностью, что придаёт им лёгкость и воздушность. Швец умело использует типографические решения, создавая гармонию между формой и содержанием.
  2. Работы Анны Швец наглядно демонстрируют, насколько успешно можно интегрировать классические принципы швейцарского стиля в современные проекты. Её проекты служат отличным примером того, как традиции могут быть интерпретированы и адаптированы под потребности сегодняшнего дня, оставаясь при этом верными своим корням.

https://annashvets.art/

Взаимодействие традиций и современности

Работы Джона Барнарда и Анны Швец ясно показывают, как можно сохранить преемственность и уважение к историческим традициям, одновременно внедряя их в актуальные контексты. Оба дизайнера демонстрируют, что швейцарский стиль не является статичным явлением, а может развиваться и эволюционировать вместе с изменениями в обществе и технологиях.

Их проекты показывают, что принципы швейцарского минимализма не только остаются актуальными, но и приобретают новые значения и интерпретации в условиях цифрового мира. Работы Барнарда и Швец подтверждают, что классический подход может быть применен в самых различных проектах, будь то веб-дизайн, печать или корпоративная идентификация.

Будущие перспективы швейцарского дизайна

Перспективы направления выглядят весьма оптимистично. В условиях увеличивающейся информационной нагрузки и стремления к упрощению, минимализм и ясность становятся все более популярными. Швейцарский стиль, с его акцентом на чистоту и эффективность, вероятно, останется основой для следующего поколения дизайнеров, стремящихся выразить сложные идеи простыми средствами.

Швейцарский стиль — это не просто набор правил и техник; это философский подход к дизайну, основанный на принципе "меньше значит больше". Его влияние на современную культуру трудно переоценить. Благодаря своей универсальности и функциональности, этот стиль продолжает вдохновлять дизайнеров по всему миру, открывая новые перспективы для творческого самовыражения.
Вопрос — ответ
Что такое швейцарский стиль в графическом дизайне?

Какие основные характеристики швейцарского стиля?

Как швейцарский стиль отличается от других стилей графического дизайна?

Как современный дизайн воспринимает и развивает швейцарский стиль?
Читайте также
Все статьи