Что такое векторная графика?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 21.11.2024 Обновлено 19.11.2024
Главная картинка статьи Что такое векторная графика?
Автор фото freepik

В современном мире дизайна векторная графика занимает особое место, ведь в отличие от растровых картинок, состоящих из пикселей, векторные объекты создаются посредством математических формул. Данный подход дает возможность безопасно изменять масштаб, что определяет особенную востребованность для разработки графических проектов. В этой статье мы раскроем главные принципы векторной графики, рассмотрим сферы применение в дизайне, выделим ключевые плюсы и минусы.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Bang Bang Education
Дистанционная

Дизайнер интерьеров

3 часа
259 000 ₽
от 129 500 ₽
Программа обучения
EDPRO
Дистанционная

Профессия «Дизайнер интерьеров»

512 часов
4 623 ₽
от 2 792 ₽
Программа обучения
Академия современных технологий
Дистанционная

Графический дизайн для детей с ОВЗ, дистанционная программа обучения

72 часа
6 300 ₽
Программа обучения
Учебный центр ПрофРазвитие
Дистанционная

Дизайнер интерьера. Дизайн и декорирование интерьера

264 часа
19 900 ₽

Определение

Векторная графика — это технология генерации изображений, использующая математические расчеты для создания геометричных фигур (треугольники, линии, кривые, окружности и многоугольники). Эти элементы создаются из точек, соединённых линиями, с применением точных координат, что позволяет четко определить их форму и размер.

Основные принципы 

1. Геометрические базовые элементы

Векторные картинки формируются из простейших геометрических компонентов, называемых примитивами. Они содержат:

  • Линии, соединяющие точки, образующие прямые или ломаные контуры.
  • Круги, эллипсы, которые определяются радиусом и центральной точкой, подходят для разработки круглых и овальных форм.
  • Многоугольники, состоящие из множества сторон и применяющиеся для сложных геометрических фигур, таких как звёзды или ромбы.

2. Точки привязки, кривые

Каждый объект создается из привязок:

  • Точки привязки (узлы) определяют форму, их перемещение изменяет контуры.
  • Кривые Безье — кривые, задаваемые контрольными точками, которые позволяют создать плавные изгибы, изящные фигуры.

3. Контуры, области

Контуры образуют границы, а замкнутые области заполняются заливками или узорами:

  • Контуры очерчивают форму, соединяя точки привязки.
  • Области формируются при замыкании контура, могут заполняться сплошным цветом, градиентом или текстурой.

4. Масштабируемость

Возможность изменения размера без потери чёткости, благодаря:

  • Математическим формулам для описания объектов.
  • Независимости от пиксельной структуры, что придает универсальность при масштабировании.

5. Цвет, заливки

  • Однотонная заливка заполняет области одним цветом.
  • Градиенты образовывают плавные переходы между оттенками, добавляя объём.
  • Текстуры, узоры добавляют детализацию, а также сложные эффекты.

6. Редактирование, настройка

  • Изменение формы происходит путём редактирования узлов и кривых, не затрагивая остальные компоненты.
  • Группировка позволяет объединять элементы и управлять ими как одним целым.

7. Слои, комбинирование

  • Слои позволяют упорядочивать элементы, не вмешиваясь в структуру других слоёв.
  • Комбинирование помогает создавать сложные фигуры путём наложения и вычитания элементов.

8. Форматы файлов

  • SVG (Scalable Vector Graphics) подходит в веб-разработке, поддерживая бесконечное масштабирование.
  • EPS (Encapsulated PostScript) — для печати, обеспечивающий высокое качество.
  • PDF, универсальный формат, поддерживающий типы данных, удобен для передачи графических файлов.

Сравнение растровой и векторной графики

Параметр “Вектор” “Растр”
Масштабируемость Возможность масштабировать без потери качества Четкость падает при увеличении, появляется пикселизация
Величина файла Компактный, ведь создаётся с использованием формул Занимает больше памяти, т. к. хранит данные о каждом пикселе
Назначение Подходит для логотипов, иконок, схем, иллюстраций Используется для фото, текстур, сложных изображений
Редактируемость Легко изменять отдельные элементы и их параметры Сложно редактировать без изменений характеристик
Качество визуализации Стабильность на любом масштабе Зависит от разрешения, ухудшается при увеличении
Создание Формируется из геометрических фигур, кривых Формируется из сетки пикселей, что ограничивает редакцию
Гибкость Легко меняются параметры: форма, размер, цвет Трудности при масштабировании или сжатии
Примеры использования Логотипы, иллюстрации, иконки, схемы, карты Фотографии, текстуры, изображения с переходами
Форматы файлов SVG, DXF, EPS, WMF, PDF, AI, CDR JPEG, PSD, PNG, HEIF, GIF, TIFF, BMP
Популярные программы Adobe Illustrator, CorelDRAW, Inkscape, Affinity Designer Adobe Photoshop, GIMP, Paint Shop Pro
Реализм Ограничен в проектировании реалистичных картин Отлично передаёт фото с высоким уровнем детализации
Применение в веб-дизайне Эффективен благодаря небольшому весу, масштабируемости Используется для фото высокого качества
Детализированность Ограничен в генерации рельефности, плавности Легко передаёт рельефы, детали, мягкие градиенты

Достоинства и недостатки 

Достоинства

  • Масштабирование без потерь: иллюстрации могут изменяться в размерах, не теряя изобразительной точности и деталей, что делает их идеальными для логотипов.
  • Экономия памяти: файлы, как правило, компактны, так как информация о них хранится в виде математических формул, а не в пиксельной сетке.
  • Удобство редактирования: Отдельные элементы можно корректировать или заменять, не нарушая остальных частей.
  • Гибкость в настройке заливок, цветов: поддерживаются разнообразные виды заливок, градиентов, расширяющих возможности проектирования.
  • Универсальность: подходят для различных целей — от печатных материалов до веб-дизайна.

Недостатки

  • Ограниченные возможности реализма: не подходит в работе со сложными текстурами или фотореалистичными картинами.
  • Трудности с детализацией: Создание сложных рельефов или мягких цветовых переходов затруднительно,  такие эффекты лучше достигаются в растровых редакторах.
  • Неудобства с мелкими деталями: Работа с тонкими частями проекта или насыщенными деталями может быть сложной.
  • Ограниченные возможности свободного рисования: не всегда подходит для художественных или живописных рисунков.
  • Проблемы с мелкими текстурами, градиентами: Для изображений с множеством тонов и детализированных текстур рассматриваемый формат не всегда подходит.

 Области применения 

  • Брендинг
    Идеально подходят при разработке логотипов, так как сохраняют точность независимо от увеличения или уменьшения. Это особенно важно при адаптации на самых разных носителях — от визитных карточек до огромных рекламных баннеров.
  • Иллюстрации, инфографика
    Используется для разработки легко редактируемых иллюстраций, инфографики. Такие объекты можно легко масштабировать, подстраивая под любые нужные форматы.
  • Печатные материалы
    В печатной продукции применяется при оформлении рекламных буклетов, плакатов, упаковок, листовок. Благодаря сохранению качества при масштабировании, она обеспечивает четкую детализацию на любом формате.
  • Веб-дизайн
    Векторные элементы (логотипы, значки, иллюстрации, иконки) активно используются в веб-дизайне. Их небольшой размер, возможность безопасно масштабироваться обеспечивают одинаково высокую чёткость на экранах любого разрешения.
  • Технические чертежи, схемы
    Для проектирования технических чертежей или сложных схем, востребованных в архитектуре, векторная графика предлагает высокий уровень точности, необходимый для отображения деталей.
  • Анимация
    Позволяет создавать плавные, чёткие движения, что особенно важно для цифровой анимации, где необходима адаптация под любые экраны.
  • Мобильные приложения, иконки
    Иконки, компоненты интерфейса мобильных приложений, созданные в векторе, сохраняют идеальную чёткость на экранах разных велечин.
  • Веб-разработка, программирование
    Векторы, особенно в формате SVG, популярны среди веб-разработчиков. SVG позволяет включать графические компоненты на веб-сайты или в приложения, обеспечивая лёгкость, а также высокую производительность.
  • Текстиль, мода
    Картинки в векторе активно используются для создания принтов, орнаментов, узоров текстильной продукции, что упрощает масштабирование и адаптацию под различные размеры изделий.

Основные графические инструменты 

Для разработки и редактирования существует ряд программных решений, каждое из которых обладает уникальными преимуществами:

  • Adobe Illustrator — один из ведущих инструментов в мире графического искусства. Профессиональный редактор предлагает обширный функционал, включая мощные инструменты проектирования сложных изображений, что делает его выбором многих дизайнеров.
  • CorelDRAW — популярный редактор, предоставляющий широкие творческие возможности. Благодаря поддержке множества форматов файлов, CorelDRAW подходит для разнообразных проектов, от иллюстраций до рекламных материалов.
  • Inkscape — бесплатный, с открытым исходным кодом редактор, оптимальный для тех, кто только начинает работать в творческой сфере. Inkscape предоставляет основные функции, необходимые для редактирования, что делает его доступным вариантом.
  • Affinity Designer — современная альтернатива Illustrator, предлагающая гибкий интерфейс и функционал для работы как с с разными видами графики. Этот инструмент востребован за высокую производительность и удобство, особенно для креативных проектов или печати.

Как создать векторное изображение?

  1. Выбор программного обеспечения. Определите, какой редактор лучше всего подходит по ваши нужды: Adobe Illustrator, CorelDRAW, Inkscape или другой.
  2. Создание базовых элементов. Начните с рисования основных форм, таких как линии или фигуры, используя соответствующие инструменты.
  3. Работа с кривыми Безье.  Создавайте плавные, изогнутые линий, а также сложные контуры.
  4. Добавление цвета, рельефности. Задайте нужные цвета объектов, применяйте градиенты или текстуры для придания нужного визуального эффекта.
  5. Сохранение, экспорт. По завершении работы сохраните проект в нужном формате, например, SVG или EPS, для дальнейшего редактирования и использования.

Заключение

Векторная графика играет ключевую роль в современном дизайне, отличаясь уникальной способностью масштабироваться без искажений. Эта особенность "вектор" незаменимым для проектирования иконок, инфографики и разнообразных графических компонентов, которые должны сохранять четкость при любом размере. Благодаря возможности адаптироваться под различные форматы, векторная графика активно используется не только в печати, но и в разработке мобильных приложениях, а также в мультимедийных проектах.

Вопрос — ответ
Что такое векторная графика?

Какие геометрические примитивы используются?

Что такое кривые Безье, как они применяются?

Основное преимущество векторной графики перед растровой?

Применение векторной графики?
Комментарии
Всего
1
2024-11-19T13:49:00+05:00
отличная статья для тех, кто хочет понять основы векторной графики