Дистанционное образование приобретает все большую популярность. Большинство крупных вузов мира предлагают дистанционные программы обучения, рассказывая об очевидных преимуществах: заниматься можно в любое удобное время и где угодно – хоть в кофейне, хоть на даче, хоть даже не вылезая из постели. Однако не все так просто. Рассмотрим основные особенности, а также достоинства и недостатки этой модели обучения.

Дистанционное образование и технология обучения

Учащемуся предлагается дистанционный курс, преподаватель дает консультации по мере необходимости. Обучение происходит в основном с помощью видео- и аудиоматериалов, электронных книг.

При сетевом обучении люди знакомятся с электронными интерактивными материалами в Сети, общаются с преподавателем и другими обучающимися в чатах и на вебинарах, получают консультации по электронной почте. Возможны и другие способы взаимодействия – например, через Skype, форумы или социальные сети.

Иной вариант – так называемые кейсы дистанционного образования. Учащемуся направляют текстовые и мультимедийные материалы для самостоятельной работы. Преподаватель контролирует результаты. Иногда образовательный курс разбивают на блоки, которые можно осваивать отдельно.

В некоторых случаях, если необходим набор стартовых знаний, перед началом обучения человеку предлагают пройти небольшое тестирование.

Примерная структура урока при дистанционной форме обучения такова:

  • Инструктаж, рекомендации по обучению.

  • Самостоятельное обучение по видеолекциям и другим материалам, выполнение интерактивных заданий. Консультации преподавателей.

  • Тестирование по итогам занятий.

Дистанционное обучение для школьников: в чем суть?

Такая модель пока больше характерна для высшего образования, дополнительных курсов или профпереподготовки.

Однако технологии дистанционного обучения начинают внедрять и в средней школе. Чаще всего такие занятия носят эпизодический характер: педагоги организуют коллективные вебинары или видеоконференции, общаются с детьми через Skype. Но в моду входит и индивидуальное дистанционное образование на постоянной основе, позволяющее ученику заниматься в любом учебном заведении, не посещая его.

Этот вид обучения подойдет детям с ограниченными возможностями или индивидуальным темпом освоения материала, детям из религиозных семей, которые по личным убеждениям ограничивают посещение школы ребенком.

Помимо отсутствия необходимости посещать школу и непосредственно взаимодействовать с учителями, плюс дистанционного образования для детей – в расширении учебной программы. Он может выбирать разные методики освоения материала, дополнительные курсы и предметы.

Основной же минус в том, что детям часто сложно сосредоточиться, занимаясь онлайн. Учебных часов у них обычно меньше (в противном случае они не успеют нагнать сверстников), а задания надо выполнять сразу же. Кроме того, дистанционная учеба требует усидчивости, самостоятельности и сильной мотивации, которых у ребенка, как правило, не хватает.

В итоге замечено, что у школьников-удаленщиков результаты бывают значительно ниже, чем у учащихся традиционно.

Дистанционное обучение в вузе. Плюсы и минусы

Студенты по определению более взрослые и дисциплинированные люди, которые могут сами выбирать, где и как учиться. Поэтому плюсов дистанционного обучения в вузе для них гораздо больше. В российских городах достаточно много государственных вузов, которые предлагают дистанционное обучение по самым разным специальностям.

Главное преимущество таких курсов: возможность получать знания, не находясь в аудитории. Можно выбрать любой вуз мира и слушать лекции даже во время путешествия.

Другие плюсы:

  1. Можно сочетать учебу с работой. Студент занимается по удобному графику в любое время дня и ночи.
  2. Дистанционное обучение часто бывает дешевле дневного, поскольку учебные организации экономят на аренде помещений и оборудовании, у них нет необходимости содержать постоянный штат преподавателей. Помимо этого, учащийся избавлен от транспортных расходов.

  3. В каком-то смысле дистанционное обучение более практично: студент экономит время на лекциях по непрофильным дисциплинам, которых так много на первых курсах в вузах, и получает ровно те знания, за какими обратился. А конкретные знания работодатели ценят выше, чем абстрактные, которыми часто «пичкают» очников.

Минусы:

  1. Не все дисциплины можно изучить дистанционно. Например, будущему медработнику не обойтись без присутствия на практиках.

  2. Учащийся лишается активной студенческой жизни, не нарабатывает новые полезные контакты.

  3. Студент целиком зависит от техники. Сломался компьютер, нет интернета или отключили электричество – поучиться уже не получится.

  4. Дистанционное образование не подойдет людям с низким уровнем самодисциплины. Планам заняться делами постоянно будет противостоять соблазн отдохнуть и отложить учебу: ведь контролировать некому. Из-за лени качество и скорость получения знаний может снизиться.

Новый комментарий