Буллинг в школе: что это и как с ним бороться

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 08.08.2025 Обновлено 16.08.2025
Буллинг в школе: что это и как с ним бороться
Автор фото freepik

Одна из самых серьезных проблем в детских коллективах — это травля одних детей другими. Буллинг, будучи оставленным без внимания, может нанести глубокую психологическую травму, повлиять на самооценку и даже привести к трагическим последствиям.

В этой статье разберем, что такое буллинг, кто становится его жертвой, почему дети травят друг друга и как с этим бороться.

Что такое буллинг простыми словами

Буллинг — это систематическая травля, агрессивное преследование одного человека другим или группой лиц. В отличие от единичного конфликта, буллинг предполагает регулярные унижения, издевательства и психологическое давление. Он может проявляться в физической, вербальной или скрытой форме.

Главные черты буллинга:

  • Неравные силы — агрессоры, как правило, сильнее жертвы физически, умеют психологически подавлять, нередко это целая компания;
  • Систематичность — травля происходит не один раз, а повторяется снова и снова;
  • Умышленность — обидчик намеренно причиняет страдания, а не действует случайно.

Читайте также: Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

Как отмечается в исследовании Центра развития инклюзивного образования РАО, примерно пятая часть всех подростков в российских школах сталкивалась с теми или иными проявлениями буллинга (21%), а ещё около 30% школьников испытывают проблемы в общении со сверстниками.

«Чуть более 22% ребят отметили среди негативных факторов низкую физическую активность, 26% – отсутствие организованного досуга, 30% – использование электронных цифровых устройств и интернета без соблюдения гигиенических норм»
Источник: РИА Новости

При этом, как можно понять, буллинг проявляется по-разному и с неодинаковой интенсивностью.

1. Физический буллинг

Самый очевидный вид агрессии: толчки, удары, порча вещей, подножки, плевки и другие формы физического насилия. Чаще встречается среди мальчиков, но может проявляться и у девочек.

Особенность физической травли в том, что даже при очевидных травмах, ребенок может до последнего скрывать их происхождение, хотя родителям они более чем заметны.

2. Психологический буллинг

Более скрытая, но не менее опасная форма, так как является более изощренной и организованной. Сюда относятся:

  • Вербальная агрессия (оскорбления, угрозы, насмешки);
  • Социальная изоляция (бойкот, распространение слухов, манипуляции дружбой);
  • Эмоциональный шантаж (игнорирование, угрозы исключить из компании).

Психологический буллинг распознать сложнее, поскольку часто он выглядит как дружеские подколки, шутки или маскируется под безобидные комментарии. Детям сложнее распознать пассивную агрессию одноклассников, она становится очевидной, когда уже наступили реальные последствия — например, его исключают из привычной среды общения.

Принято считать, что психологическим буллингом чаще занимаются девочки, но в действительности эту форму агрессии практикуют и мальчики, пользуясь унизительными шутками в адрес наиболее физически слабых и пассивных.

3. Кибербуллинг

Травля в интернете: оскорбительные сообщения, публикация унизительных фото и видео, создание фейковых страниц. Особенно опасен тем, что не прекращается после школы — жертва остается беззащитной даже дома. При этом агрессоры, пользуясь анонимностью, чувствуют полную безнаказанность. Жертва травли наоборот ощущает, что нигде не может скрыться от давления и испытывает ещё больший стресс.

Жертвы буллинга: какие они?

Чаще всего объектами травли становятся дети, которые чем-то выделяются из коллектива:

  • Физические особенности — лишний вес, ношение очков, заикание, неправильный прикус, инвалидность;
  • Поведенческие отличия — замкнутость, гиперактивность, нестандартные увлечения;
  • Социальный статус — бедная семья, необычная внешность, акцент.

Однако важно понимать: не существует «правильной» жертвы. Иногда травля начинается просто потому, что ребенок попал под прицел агрессора, или делает что-нибудь вне общего тренда («Что? Ты не смотришь тиктокера (подставить имя)? Ну ты лох!»).

Почему школьники травят одноклассников

Причины буллинга сложны и часто связаны с психологическими и социальными факторами. И несмотря на то, что дети-агрессоры выступают с позиции силы, в действительности они сами находятся в уязвимом состоянии, пытаясь самоутвердиться за счет других. К этому нередко приводят проблемы в собственной семье, подражание негативным ролевым моделям и неумение выражать свои эмоции без проявления агрессии.

Так или иначе, психологи выделяют несколько причин буллинга одними школьниками других:

1. Потребность в доминировании

Агрессор и зачинщик травли часто стремится к власти и контролю. Он выбирает жертву, чтобы самоутвердиться за её счет.

2. Групповые поведенческие механизмы

В подростковой среде важна принадлежность к группе. Если лидер начинает травить кого-то, остальные могут присоединиться из страха стать следующей жертвой, либо подчиняясь системе лояльности (Все делают и я за компанию).

3. Негативные поведенческие паттерны

Дети, которые видят насилие дома или сами ему подвергаются, в несколько раз чаще переносят агрессию на сверстников. Причина кроется в злоупотреблении властью со стороны старших родственников: братьев, сестер или родителей.

4. Физиология

Некоторые исследования, в частности, работы показывают, что у агрессивных детей иногда наблюдается повышенный уровень тестостерона и низкая активность префронтальной коры мозга, отвечающей за контроль импульсов. Однако это не определяющий фактор — чаще всего агрессор просто физически превосходит жертву.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга?

Родителям важно вовремя заметить тревожные признаки и, пожалуй, самый очевидный — это нежелание идти в школу под любыми предлогами. Ещё вчера ребенок с удовольствием бежал на занятия, охотно рассказывал, как прошел день, чем занимался, а уже сегодня находит сотню причин туда не идти, что уже повод насторожиться.

Ещё один очевидный сигнал — исчезновение или порча вещей. Понятно, что ребенок может запросто порвать новую куртку об забор или случайно сломать пенал, но, если у него пропадают дорогие вещи (телефон, украшения) или регулярно что-то ломается/рвется — это вряд ли можно списать на неуклюжесть.

Читайте также: Ребенок хочет бросить школу — что делать?

Есть и другие тревожные признаки, которые нельзя не заметить:

  1. Снижение успеваемости как по отдельным предметам, так и общей. Родители и учителя нередко списывают это на лень, особенно когда ребенок переходит в среднюю школу с более сложными предметами, но на самом деле причины могут крыться в систематической травле;

  2. Перемены в поведении — ребенок становится замкнутым, скрытным, подавленным, либо наоборот проявляет гнев, особенно в качестве реакции на расспросы. Нередко развивается эмоциональная лабильность в виде плаксивости, обидчивости в ответ даже на безобидные замечания;

  3. Проблемы со сном и/или аппетитом. У жертв травли нередко наблюдается бессонница и дневная сонливость, а также проблемы с питанием — аппетит либо пропадает полностью, либо наоборот усиливается (ребенок начинает заедать стресс);

  4. Психосоматические нарушения — физиологические симптомы, такие как боль в животе, тошнота, диарея, рвота, приступы мигрени при нормальном здоровье;

  5. Самоповреждения — нанесение себе травм, вырывание волос и прочее. К этому могут также добавляться мрачные мысли, разговоры о бесполезности, намёки на суицид и другие разговоры.

Эти признаки могут и не указывать на травлю в школе — у ребенка может быть просто плохой день или разовая стычка с одноклассниками (это в порядке вещей в любом коллективе). Но однозначно стоит насторожиться, если подобное повторяктся из раза в раз и начинает усиливаться.

Как действовать, если ребенка травят в школе

Шаг 1. Выслушать ребенка без осуждения

Первым делом дайте ему выговориться и покажите, что вы на его стороне безо всяких оговорок. Произносить фразы вроде «Ты сам виноват» или «Не обращай внимания» — табу! Нельзя не обращать внимание на то, что тебя регулярно обижают, это просто абсурдно. Точно так же, как сомнения в невиновности, поставят под сомнение доверие к ребенку и заставят его замкнуться в себе.

Вам же в свою очередь нужно составить более или менее объективную картину: кто зачинщик травли, кто участники, что конкретно одноклассники говорят и что делают.

Шаг 2. Зафиксировать факты

Сохранить переписки, фотографии поврежденных вещей, найти свидетелей и расспросить. Необходимо доказательства, что имел место именно буллинг, а не разовые стычки, и что не ваш ребенок был их зачинщиком.

Шаг 3. Обратиться к классному руководителю

Как правило, классные руководители — это первые, кто должен отреагировать на проблему. Важно прийти и потребовать не просто «разобраться», а принять конкретные меры: провести беседу с агрессорами, вызвать их родителей в школу, привлечь школьного психолога.

Шаг 4. Писать официальное заявление директору

Его на самом деле можно совместить с предыдущим, вызвав на разговор ещё и директора. Однако если вы не видите у руководства никакого энтузиазма решать проблему, следует подать письменную жалобу и обязательно сделать копию. По закону школа обязана реагировать, также у вас будут основания для дальнейших шагов.

Шаг 5. Привлечь вышестоящие инстанции

Если травля продолжается, зачинщики не привлечены к ответу, или вовсе угрожают ответными мерами, время подключать надзорные и руководящие органы. Важно идти до конца и демонстрировать решимость:

  • Школа бездействует — пишем жалобу в муниципальные органы образования. К слову, Минпросвещения разработало специальную памятку для тех, кто столкнулся с буллингом в школе, непременно с нею ознакомьтесь;

  • Поступают угрозы насилием в адрес семьи или попытки шантажа, пишите заявление в правоохранительные органы. Здесь важно зафиксировать конкретные слова документально (желательно в аудиозаписи) и приложить его к заявлению;

  • Местные органы образования не принимаю меры? Пишите заявление в прокуратуру на ответственных лиц и саму организацию — надзорное ведомство обязательно проведет проверку.

Также действует общероссийский телефон доверия по подобным ситуациям: 8 (800) 2000 122. Здесь проконсультируют по конкретным шагам и действиям

Шаг 6. Перевести ребенка в другую школу

Иногда это единственный способ разорвать травмирующую ситуацию, если не удается уладить конфликт, или ребенок наотрез отказывается ходить в это учреждение — даже если травля прекратилась. В таком случае действительно лучше рассмотреть перевод в другую школу или вовсе забрать его на семейное обучение.

Читайте также: Отказаться от школы: семейное обучение для ребенка в 2025 году

Что делать, если школа отказывается признавать проблему

  • Собирайте доказательства (аудиозаписи, видео, показания других родителей, если буллингу подвергался не только ваш ребенок);
  • Обращайтесь в СМИ, публикуйте информацию в общественных источниках (например, на таких ресурсах, как Пикабу), привлекайте правозащитные организации и Общественную палату РФ;
  • Подавайте жалобу в прокуратуру (если речь идет о халатности педагогов).

Как вести себя при первых признаках травли

И ребенку, и родителям нужно действовать быстро и четко. Молчание и надежда на то, что «завтра всё изменится», только дают буллингу разрастись.

Для ребенка: не уходить от стычек, а действовать

Совет «просто игнорируй» не работает — агрессоры воспринимают молчание как слабость и усиливают нападки. Вместо этого важно пресекать травлю на раннем этапе, пока она не переросла в систематическую. Если тебя дразнят, пытаются унизить или исключают из общих активностей, нельзя замыкаться в себе.

Лучше спокойно, но твердо дать понять, что такое поведение неприемлемо: «Мне не нравится, что ты так говоришь. Прекрати». «Жаль, что тебе нечем заняться, но отстань». Если обидчик не прекращает — не вступай в перепалку, а сразу сообщай взрослым: учителю, родителям, школьному психологу.

Важно не оставаться один на один с обидчиками. Если травля групповая, лучше держаться рядом с теми, кто может поддержать: друзьями, старшеклассниками, учителями. Не стоит бояться выглядеть «ябедой»: просить помощи — это нормально. Если ситуация становится опасной (угрозы, физическое насилие), нужно фиксировать доказательства (записать на диктофон, сделать скрин переписки) и сразу сообщать родителям.

Для родителей: не ждать, пока «само пройдет»

«Вы наверняка знаете людей, которым пришлось столкнуться с серьезными проблемами: нехваткой денег, болезнями, расставанием, потерей работы. В жизни трудностей хватает. Но вы точно знакомы с людьми, которые вышли из этих кризисов и стали сильнее, в то время как другие отчаялись, согнулись под грузом проблем. Следовательно, если некоторые люди справляются с критическими состояниями, а другие ломаются, то дело не только в самих трудностях, но и в человеке, в том, как он с ними обращается. То же самое касается и отношения к буллингу. Здесь большую роль играет стойкость, под которой подразумевается психическая устойчивость, способность человека преодолевать кризисы и даже использовать их для дальнейшего личностного развития. Психически устойчивые люди меньше страдают от травли, чем остальные»
Даниэль Дуддек. Будь сильным как лев. Как родителям научить своих детей противостоять буллингу, 2022

Многие родители совершают непростительную ошибку, когда думают, что ребенок «разберётся сам», или что нападки одноклассников — это «естественный этап взросления».

Необходимо вмешиваться. Но это вовсе не означает, что следует бурно реагировать на любой конфликт в школе и немедленно бежать с разборками. Прибегать к мерам стоит, если вы заметили, что ребенок стал тревожным, избегает школы или резко изменил поведение — не откладывайте разговор. Спросите мягко, но прямо: «Ты в последнее время выглядишь расстроенным. У тебя всё в порядке в школе?».

Даже если он не признается сразу, продолжайте наблюдать. Свяжитесь с классным руководителем — иногда учителя не замечают проблемы, пока им не укажут на нее. Если подтвердится, что конфликт есть, действуйте на опережение: договоритесь о встрече с педагогом и родителями агрессора (но только в присутствии администрации). Не стоит самим устраивать разборки с обидчиками — это может ухудшить положение ребенка, а вы выставите себя в не лучшем свете.

Наконец, научите ребенка выстраивать личные границы: тренируйте уверенные ответы («Я не буду с тобой это обсуждать»), подберите кружки или секции, где он сможет найти новых друзей вне школы и опереться на их помощь. Научите также трем базовым правилам коммуникации:

  • Никогда не нарушать личные границы первым без крайней необходимости (не отпускать обидных замечаний, реплик, не говорить гадостей исподтишка);

  • Следить, чтобы не нарушали твои личные границы;

  • Пресекать любые переходы на личности, в том числе привлекая посторонних (взрослых, учителей, одноклассников).

Если ситуация не меняется, рассмотрите перевод в другой класс или школу. Здоровье и психика ребенка важнее, чем «терпеть до выпуска».

Почему «игнорировать» — худшая тактика

Пассивное поведение практически никогда не останавливает буллинг, поэтому ожидать, что агрессорам наскучит и они отстанут сами, глупо. Напротив, они пока лишь проверяют жертву на прочность: если отпора нет — дальше будет ещё хуже.

Вместо игнорирования лучше использовать технику «заезженной пластинки» — односложно и без эмоций повторять одну и ту же фразу («Отстань», «Это не смешно»), не втягиваясь в спор.

Но главное, не оставаться в одиночестве. Буллинг процветает там, где нет реакции окружающих: если другие дети или учителя замечают травлю и пресекают ее, агрессоры быстро теряют интерес. Что делать, если ваш ребенок участвует в буллинге?

Если вы узнали, что ваш ребенок — агрессор

Бывает, что это не ваше чадо становится жертвой нападок, а наоборот участвует в них или — того хуже — является зачинщиком. Что же делать в таком случае?

Первым делом следует абстрагироваться от ситуации, чтобы реагировать без истерик и разобраться во всём непредвзято. Да, это ваш ребенок, но не нужно прятаться за «он просто пошутил и больше так не будет». Сначала выясните мотивы агрессивного поведения. Для этого:

  • Поговорите с классным руководителем, школьным психологом, родителями пострадавшего;
  • Проверьте переписки в соцсетях, если есть подозрения на кибербуллинг.

Далее настанет черед серьезного разговора, но без агрессии и истерик. Не кричите и не обвиняйте — это лишь вызовет защитную реакцию и ответную истерику. Чётко обозначьте проблему: «Мне сказали, что ты участвовал(а) в травле. Давай разберёмся, что произошло». Выслушайте версию ребенка, но не оправдывайте («Он сам начал» — не аргумент). Далее четко объясните ему последствия в зависимости от того, что он натворил:

  • Потеря доверия учителей и друзей;
  • Возможные дисциплинарные меры (вызов на педсовет, учёт в школе);
  • Уголовная ответственность (если есть побои, угрозы, кибербуллинг — ст. 5.61 КоАП РФ, ст. 119 УК РФ).

Далее должны последовать конкретные меры взыскания:

  1. Ребенок должен попросить прощения у жертвы, но только если полностью осознал свою вину и раскаялся. Формальное «прости» под давлением лишь усугубит ситуацию;
  2. Ограничения на гаджеты, запрет на соцсети (если травля была в интернете), дополнительные обязанности по дому, запрет на прогулки;
  3. Работа с психологом, чтобы разобраться в причинах агрессии (недостаток внимания, давление среды, проблемы с самооценкой);
  4. Если буллинг был групповым, важно оградить ребенка от прежней компании и в особенности от подстрекателей.

Наконец, нелишним будет проанализировать собственное поведение — не позволяете ли вы себе излишней агрессии и нетерпимости? Как часто срываетесь на крик, допускаете не терпящий возражений тон?

Чего категорически нельзя делать, если ваш ребенок участвовал в травле и тому есть железные доказательства, так это выгораживать его, списывая на детский возраст. И уж тем более запрещено обвинять жертву. Ещё хуже, оставлять всё на самотёк — последствия могут быть самыми непредвиденными. И уж точно не нужно практиковать физические наказания — это лишь укрепит ребенка во мнении, что силой можно решать все проблемы.

Выводы

Буллинг — это не «детская шалость», а серьезная проблема, требующая вмешательства взрослых. Родители должны быть внимательны к изменениям в поведении ребенка. Школа обязана пресекать травлю на ранних стадиях. Ребенок должен знать, что он не один и может получить помощь. Главное, не молчать. Чем раньше проблема будет решена, тем меньше вреда она нанесет.


Источники

Минпросвещения РФ

РИА Новости

Большая Российская Энциклопедия


Комментарии
Всего
2
2025-08-13T00:00:00+05:00
меня в школе травили, дошло до того что за гаражами запинывали толпой. Только тогда хоть кто-то вмешался, родаки подняли шум, вызвали участкового, поставили это зверье на учет. А у меня еще три месяца срастались ребра. не забыл абсолютно ничего, такое из памяти не уходит. Пережил и вроде как даже не держу зла особо. Но мое мнение не поменялось - таких садистов надо с малых лет сажать в тюрьму, а не нянькаться с ними и ставить на учеты. Они не меняются
2025-08-16T00:00:00+05:00
меня тоже в школе травили класса до восьмого за то что рыжая и толстая. ещё и училась хорошо. Хотя без жести, но могли вазу с цветами вылить за шиворот. Или портфель закинуть на шкаф - это еще самое безобидное. Смешнее всего, что в старшей школе похудела, стала заметно лучше выглядеть и... ко мне стали клеиться те же буллеры, которые чмырили до 14 лет. Жалкие придурки. Большинство и выросло в таких же придурков
Читайте также
Все статьи