Из предложенного списка выберите номера всех художественных средств и приёмов, которые присутствуют в этом стихотворении.
О, женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Всё, всё возьми себе — за взгляд очей прекрасных,
За слово лживое, что истины нежней,
За сладкую тоску восторженных мучений!
Ты, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!
К. Д. Бальмонт, 1894
Варианты ответов:
- Риторическое восклицание.
- Ассонанс.
- Гротеск.
- Эпитет.
- Инверсия.
- Литота.
- Перифраза.
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных поэтом во второй строфе стихотворения.
ЗВЁЗДЫ
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные.
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далёкие!
С. А. Есенин, 1911
Варианты ответов:
- Эпитет.
- Сравнение.
- Лексический повтор.
- Звукопись.
- Инверсия.
- Синекдоха.
- Парцелляция.
Из списка ниже выберите номера всех литературных приёмов и выразительных средств, которые А. Т. Твардовский применил в этом стихотворении. Запишите выбранные номера.
Когда пройдёшь путём колонн
В жару, и в дождь, и в снег,
Тогда поймёшь.
Как сладок сон.
Как радостен ночлег.
Когда путём войны пройдёшь,
Ещё поймёшь порой,
Как хлеб хорош
И как хорош
Глоток воды сырой.
Когда пройдёшь таким путём
Не день, не два, солдат.
Еще поймёшь.
Как дорог дом,
Как отчий угол свят.
Когда — науку всех наук —
В бою постигнешь бой, —
Ещё поймёшь,
Как дорог друг,
Как дорог каждый свой —
И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить.
Они в тебе,
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.
Таким, с которым, коль дружить
И дружбы не терять,
Как говорится,
Можно жить
И можно умирать.
Варианты ответов:
- Неологизм.
- Анафора.
- Перифраз.
- Инверсия.
- Гротеск.
- Эпитет.
- Ирония.
Из предложенного списка выберите номера всех изобразительно-выразительных средств, которые поэт использовал во второй строфе стихотворения. Запишите цифры в порядке возрастания.
ШЁЛ СНЕГ...
Шёл снег: неспешно и торжественно —
такой воздушный, лёгкий, женственный.
Нет, он не шёл — он снисходил
до нас. А мы глазами хлопали,
любуясь медленными хлопьями,
представив счастье впереди.
Звон колокольный звал к заутрене,
земля, снежинками припудрена,
собой являла чистоту.
А мы стояли ошарашенно,
забыв про серость дня вчерашнего,
поверив в светлую мечту.
Неповторимые и разные
мы так похоже верим в праздники,
но чаще ждём их по весне.
И вдруг, нежданно и нечаянно,
восторг души сменил отчаянье...
А ведь всего-то — выпал снег!
В. Н. Соколов, 1968
Варианты ответов:- Эпитет.
- Анафора.
- Оксюморон.
- Инверсия.
- Метафора.
- Гипербола.
- Ирония.
Из предложенного списка выберите номера всех художественных средств и приёмов, которые встречаются в третьей строфе стихотворения. Запишите соответствующие цифры.
НОЧНОЙ ДОЖДЬ
То были капли дождевые,
Летящие из света в тень.
По воле случая впервые
Мы встретились в ненастный день,
И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей,
О том, что лето миновало,
Что жизнь тревожна и светла,
И как ты ни жила, но мало,
Так мало на земле жила.
Как слёзы, капли дождевые
Светились на лице твоём,
А я ещё не знал, какие
Безумства мы переживём.
Я голос твой далёкий слышу,
Друг другу нам нельзя помочь,
И дождь всю ночь стучит о крышу,
Как и тогда стучал всю ночь.
А. А. Тарковский, 1941–1962
Варианты ответов:- Повтор.
- Звукопись.
- Инверсия.
- Гипербола.
- Анафора.
- Антитеза.
- Ирония.
Из предложенного списка выберите номера всех литературных приемов и изобразительных средств, использованных автором в первой строфе стихотворения.
ФАБРИКА
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
А. А. Блок, 1902–1904
Варианты ответов:- Повтор.
- Риторический вопрос.
- Олицетворение.
- Инверсия.
- Эпитет.
- Анафора.
- Эпифора.
Из списка выберите номера всех художественных приемов, которые автор использовал в финальной строфе. Запишите цифры по возрастанию без разделителей.
Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать или уехал;
Весна, как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли...
Он был со мной ещё совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной ещё совсем недавно...
Я слышу: лёгкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьётся, бьётся
И страшно мне, что сердце разорвётся,
Не допишу я этих нежных строк...
А. А. Ахматова, 1912
Варианты ответов:- Сравнение.
- Эпитет.
- Повтор.
- Гипербола.
- Инверсия.
- Парцелляция.
- Ирония.
Проанализируйте шестую и седьмую строфы и определите, какие из перечисленных ниже литературных приемов использованы автором. Запишите соответствующие номера в порядке их возрастания.
ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
С. А. Есенин, 1915
Варианты ответов:
- Метафора.
- Гипербола.
- Сравнение.
- Эпитет.
- Анафора.
- Литота.
- Эпифора.
Из предложенного списка выберите номера всех художественных средств и стилистических приёмов, которые поэт использовал в данном стихотворении.
Та роща, где, в мечтах, — чудесней
Эдемских, — птицы без числа:
Твои уста! и все те песни:
Слова, что ты произнесла!
На небе сердца, — горе! горе! —
Нещадно жгуч твой каждый взгляд!
И их огни, как звезды — море,
Мой дух отравленный палят.
Ты, всюду — ты! Куда ни ступишь!
Я в сон спешу, чтоб видеть сны:
О правде, что ничем не купишь,
И о безумствах, что даны!
Э. А. По, 1829 (перевод В. Я. Брюсова)
Варианты ответов:- Оксюморон.
- Сравнение.
- Риторический вопрос.
- Инверсия.
- Эпитет.
- Риторическое восклицание.
- Метафора.
Проанализируйте стихотворение и выберите из предложенного списка номера всех использованных автором средств художественной выразительности.
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Глухими тропами, среди густой травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.
Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду — все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.
Артюр Рембо, 1870
Варианты ответов:- Эпитет.
- Метафора.
- Умолчание.
- Инверсия.
- Сравнение.
- Эпифора.
- Гротеск.