UX/UI-дизайнер: кто это и как на него выучиться

профессии будущегодизайндизайнер в ITIT-индустрияонлайн-курсыобучение с нуля
Главная картинка статьи UX/UI-дизайнер: кто это и как на него выучиться
Designed by snowing/freepik

Мы уже писали и про UX-дизайнеров, и про UI-дизайнеров (да-да, это разные люди), но рынок труда диктует, чтобы их работу выполнял один человек, то есть UX/UI-дизайнер, или продуктовый дизайнер. Казалось бы, чего проще: совместить две должности и зарабатывать больше денег. Но не всё так просто…

Что такое UX/UI-дизайн

Что такое ux ui дизайн это

Designed by Fabian Wiktor/Pexels

Для начала разберемся с понятиями. UX (от английского user experience – «пользовательский опыт») – это интуитивно-понятные действия, которые совершает человек, когда кликает мышкой по разным кнопкам на сайте или тычет пальцем в экран смартфона.

Мы ведь не задумываемся, что надо делать, чтобы открыть каталог товаров на каком-нибудь Ali Express, правильно? Это действие нам абсолютно понятно, поскольку мы делали это уже тысячу раз с другими приложениями.

Собственно, в этом и состоит задача специалиста по UX-дизайну: спроектировать приложение таким образом, чтобы человек не путался во всяких кнопках, выпадающих списках, пиктограммах, не совершал лишних манипуляций, а сразу попадал туда, куда ему нужно. Чем понятнее действия, тем позитивнее эмоциональный отклик у пользователя. В идеале, видя приложение первый раз в жизни, человек должен сходу разобраться, как оно работает и получать нужный результат. В это суть UX-дизайна.

UI (от английского user interface – «пользовательский интерфейс») описывает процесс визуализации будущего приложения, сайта или программы. То есть, как он будет выглядеть визуально на всех стадиях от прототипа до конечного продукта. Сюда можно включить все анимации, логотип, шрифты, слайдеры, иконки, цветовые схемы и так далее. Одним словом, все красивости, которые вы видите на сайте или в приложении, это результат UI-дизайна. Но не только: нужно, чтобы всё это было хорошо отрисовано на разных устройствах, шрифт был читаемым, а все элементы гармонировали друг с другом.

Чем занимаются UX/UI-дизайнеры

Итак, в общих чертах понятно, в чем задача продуктового дизайнера. Почему в вакансиях часто требуют совмещать UX и UI? Разгадка проста: экономия средств и удешевление разработки. Человек с наметанным глазом и опытом вполне может выполнять две задачи.

Кроме того, для многих проектов две отдельные должности UX и UI-дизайнеров попросту избыточны. Сверстать макет страницы, нарисовать логотип, продумать несложную логику, например, для приложения по доставке еды какого-нибудь пицца/суши ресторана может и один человек. Позиций там немного – главное, чтобы была удобная корзина, внятно отображены контакты и меню.

Ну и потом, сейчас на любой позиции ценятся универсалы: если есть необходимость, лучше нанять двух UX/UI-дизайнеров, чем двух узких специалистов. Может быть у них будет разный опыт и умения, но они в теории будут лучше дополнять друг друга.

Самое главное отличие продуктового дизайнера от узкого специалиста: он не работает по готовому техзаданию. Он сам выдвигает концепции и ищет варианты, как улучшить продукт, сделать его визуально привлекательным и более удобным.

Чем конкретно занимаются UX/UI-дизайнеры:

  1. Исследование аудитории, чтобы понять, какой дизайн будет уместен и понравится, а какой нет;

  2. Продумывание структуры конечного продукта (вкладки, окна, меню, выпадающие списки, переходы на страницы и т.д.);

  3. Создание вайрфрейма – каркаса страницы;

  4. Прототипирование – верстка рабочей модели продукта, либо какой-то его части. К примеру, чтобы отобразить, как будут выглядеть переходы между страницами;

  5. Создание визуальной составляющей продукта. Сюда входит отрисовка кнопок, меню, логотипа, иллюстрации, анимации и т.д.

Естественно, весь процесс проходит в тесной коммуникации с коллективом: менеджерами, frontend-разработчиком, аналитиками. Возможно, UX/UI-дизайнер будет делегировать некоторые задачи подчиненным или дизайнерам на аутсорсе. В таком случае он будет контролировать и их работу.

Где работают UX/UI-дизайнеры

Интереснее всего, что направление продуктового дизайна существует чуть ли не с 70-х годов прошлого века, а об UX/UI активно заговорили каких-то 10 лет назад.

Причина в быстрорастущем рынке мобильных приложений – именно с ними сейчас ассоциируется это направление дизайна. Где обычно работают такие специалисты?

В первую очередь – это крупные IT-игроки, у которых много разных приложений для разных устройств.

Одним словом, работают UX/UI-дизайнеры в любой компании, которая постоянно присутствует и оказывает услуги в интернете:

  1. Банки;

  2. Телекоммуникационные компании;

  3. Сервисы по бронированию билетов, номеров в гостиницах;

  4. Новостные агрегаторы и СМИ;

  5. Службы доставки и заказа такси;

  6. Интернет-магазины;

  7. Логистические компании и т.д.

Что должен знать UX/UI-дизайнер

Что нужно знать ux ui дизайнер

Designed by pressfoto/freepik

Первый и самый важный навык для хорошего UX/UI-дизайнера – насмотренность. Под этим словом обычно понимают визуальный опыт специалиста. Он должен непрерывно изучать и отслеживать тренды, уметь сравнивать чужие работы, отличать плохой/хороший дизайн, понимать, насколько они уместны и применимы к его проекту.

Умение визуализировать и быстро воплощать идеи в макетах – второй очень важный навык.

Что ещё должен знать UX/UI-дизайнер:

  1. Специальные программы (Adobe Photoshop, Illustrator, Figma, Sketch и т.д.);

  2. Правила верстки и макетирования страниц, знание HTML и CSS;

  3. Основы типографики и композиции;

  4. Как устроена работа frontend-разработчиков;

  5. Гайдлайны и спецификации для дизайнеров;

  6. Правила адаптивности интерфейсов и юзабилити.

Мы не случайно написали про знание HTML и CSS: на практике UX/UI-дизайнеры занимаются ещё и вебом. Возможно, вам повезет попасть в компанию, где есть разделение труда и свой web-дизайнер, но нужно быть готовым взять на себя всю работу.

Как выучиться на UX/UI-дизайнера

Начнем с того, что продуктовыми дизайнерами не рождаются, ими становятся. Да, определенный талант и чувство стиля у него быть должны. Но самые важные навыки приходят с опытом.

К сожалению, выучиться на UX/UI-дизайнера быстро не получится. Это либо выпускники вузов (специальность Web-дизайн), либо окончившие специализированные курсы. Вышка в данном случае будет весомым, но отнюдь не основополагающим бонусом.

Чтобы стать хорошим UX/UI-дизайнером, нужен опыт и, конечно же, портфолио.

Курсы для UX/UI-дизайнеров с нуля

На этом пункте стоит остановиться подробнее: в интернете масса обучающих программ для UX/UI-дизайнеров. Есть как платные, причем нередко от крупных IT-компаний (например, Яндекс.Практикум), так и бесплатные.

На что нужно обращать внимание и что вас должно интересовать в первую очередь, если вы решите пройти курсы для UX/UI-дизайнера с нуля:

  1. Количество практических часов;

  2. Конечный результат. Это должен быть не просто сертификат, но и выпускная работа в виде готового макета, которую можно положить в портфолио;

  3. Есть ли стажировка или даже трудоустройство после окончания курсов;

  4. Какие конкретно инструменты вы будете осваивать. Наиболее актуальны на данный момент – это «нестареющая классика» Photoshop и Illustrator, Figma.

Чему ещё учат на курсах UX/UI-дизайнеров:

  1. Методы исследования аудитории, работа с гипотезами;

  2. Продумывание пользовательских сценариев (как человек будет взаимодействовать с приложением);

  3. Организация рабочего времени в коллективе;

  4. Проектирование и прототипирование реального продукта.

  5. Основы композиции и графики.

Зарплата UX/UI-дизайнера в России в 2022 году

Нужно понимать, что позицию продуктового дизайнера в компаниях обычно занимает человек с опытом, наработанными проектами и репутацией. Именно ему будут доверять интересные и ответственные задачи. Ну и оплата труда будет соответствующей: если судить по вакансиям на HeadHunter, то UX/UI-дизайнеры с опытом от 4 лет может претендовать на 100–120 тысяч рублей.

Начинающему без внушительного портфолио, пускай даже с корочками или сертификатом курсов, предложат позицию джуниора и скорее всего посадят выполнять какие-то второстепенные задачи. Зарплата, соответственно, тоже будет небольшой – около 40–60 тысяч рублей.

Плохая новость в том, что практически во всех вакансиях требуют хоть какой-то опыт, так что, увы, без портфолио никуда.

Альтернативный вариант – стать фрилансером. Поначалу можно выполнять несложные заказы, чтобы набить руку и наработать портфолио, а уже затем переходить на более объемные и дорогостоящие работы. Плюс такого подхода: все деньги вы оставляете себе, а заработок зависит только от вас. Минус – в поиске надежных клиентов.

Плюсы и минусы профессии UX/UI-дизайнера

Плюсы:

  • Достойная заработная плата даже при наличии небольшого опыта;

  • Интересная творческая работа;

  • Возможность работать из дома или уйти на фриланс.

Минусы:

  • Требуется опыт и портфолио при трудоустройстве;

  • Ненормированный рабочий день и четкие дедлайны;

  • Высокая загруженность;

  • Необходимость контактировать с всезнающими клиентами и заказчиками.


Загрузка…