SERM (Search Engine Reputation Management) — это управление репутацией в поисковых системах. Тесно соприкасается с SEO, SMM и отчасти с PR, но требует несколько иных знаний и подготовки.
Описание профессии
SERM-менеджер — это специалист, который следит за тем, чтобы компания имела позитивные отзывы в поисковых системах. Он работает с площадками, которые занимают верхние строчки в поисковой выдаче и стремится сделать так, чтобы о бренде и компании было как можно больше положительной информации и как можно меньше негативной.
SERM считается относительно новым явлением, поскольку раньше оно входило в общее понятие «управление репутацией» и во многих компаниях за SERM отвечают маркетологи и пиарщики.
Тем не менее поисковую выдачу нужно проверять всегда, поскольку если информация о компании формируется без участия владельцев, она постепенно начинает негативно влиять на её репутацию.
Дабы нивелировать и предугадывать этот ущерб, нужен SERM-специалист. В крупных компаниях эту позицию занимает отдельный человек, хорошо разбирающийся в методиках продвижения через поисковые системы.
Чем конкретно занимается SERM-специалист
Если говорить коротко, основная задача SERM-специалиста — обеспечивать репутационную гигиену компании. Поэтому он на постоянной основе занимается мониторингом выдачи и отслеживает позиции страниц с позитивной информацией и с негативной.
Далее его задача отсеять ресурсы с негативом и постараться выдавить их с первой страницы поисковой выдачи по ключевым запросам, либо по крайней мере нивелировать эффект позитивными отзывами.
Чем конкретно занимается SERM-специалист:
- Работает с крупнейшими сайтами-отзовиками, пишет или заказывает положительные отзывы;
- Проводит SERM-аудит (анализирует результаты выдачи о компании по ключевым запросам);
- Анализирует выдачу по ближайшим конкурентам и отзывы о них;
- Отвечает за медийную активность компании в поисковых системах;
- Формирует ТЗ на положительные стати, контролирует работу SEO-копирайтеров и контент-менеджеров;
- Разрабатывает методики по усилению информационной активности компании в поисковых системах и на популярных сайтах (маркетплейсы, отзовики, развлекательные сервисы-агрегаторы и т.д.);
- Составляет отчетность по работе и ведет статистику отзывов.
Что должен уметь SERM-специалист
Кандидат на данную позицию должен прежде всего понимать, как работает интернет-маркетинг и система управления репутацией в интернете. Также в списке Hard Skills:
- Понимание работы поисковых алгоритмов Яндекс и Google;
- Навыки SEO и знание инструментов аналитики, таких как SE Ranking;
- Умение взаимодействовать с копирайтерами и составлять для них технические задания;
- Алгоритмы написания и продвижения отзывов;
- Умение работать с негативным контентом и грамотно его вытеснять из топа выдачи;
- Знание правил составления отчетности и иной документации.
Soft Skills хорошего SERM-специалиста:
- Аналитическое мышление;
- Проактивность, умение самостоятельно решать нестандартные задачи;
- Хорошая память и усидчивость;
- Стрессоустойчивость;
- Коммуникабельность;
- Целеустремленность.
Где выучиться на SERM-специалиста
Базовое образование у SERM-специалиста может быть любым, главное, чтобы он хорошо разбирался в SEO и маркетинге, а для этого нужен опыт и практика.
Тем не менее, есть онлайн-курсы по обучению SERM и репутационному маркетнигу, которые однозначно будут полезны всем маркетологам, бренд-менеджерам, SMM и SEO-специалистам.
Здесь учат, как проводить репутационную экспертизу бренда, работать с инфлюенсерами и противодействовать негативу в сети, а также как формировать команду исполнителей и искать толковых подрядчиков на аутсорсе.
Зарплата SERM-специалиста в 2024 году
Профессия примерно соответствует позиции маркетолога или SEO, поэтому зарплата сопоставима — в среднем 80000 рублей в месяц.
Тем не менее, специалист по управлению репутацией может работать и вне штата, и в данном случае его гонорар — это всегда предмет индивидуальной договоренности и зависит от объема выполняемых задач.
Плюсы и минусы профессии SERM-специалиста
Плюсы | Минусы |
Интересная работа | Большой объем задач |
Востребованность | Ненормированный рабочий день |
Высокий заработок при наличии опыта | Требуются знания и навыки |