Реклама
Вся Россия

SCRUM-подход в управлении проектами: что это такое и зачем его нужно знать

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 31.08.2022 Обновлено 31.08.2022
Главная картинка статьи SCRUM-подход в управлении проектами: что это такое и зачем его нужно знать
Designed by freepik

Scrum переводится с английского как «схватка», и это слово очень верно отражает суть подхода к работе. Вся работа строится на коротких промежутках планирования и реализации, спринтах, позволяющих выкатить работоспособный продукт в минимальные сроки. Scrum нашел широкое применение в IT-отрасли и не только.

Поговорим подробнее, что такое Scrum-подход в управлении проектами и зачем его нужно знать айтишникам и всем, кто связан с разработкой ПО.

Суть SCRUM-подхода

Сам термин «scrum» относится к регби, где короткими, но очень интенсивными атаками команда продавливает оборону соперника. Схваткой же называют диспозицию игроков на поле перед очередным натиском. В этот момент главное, чтобы каждый участник знал свою роль и четко следовал выбранной тактике.

Программисты Джефф Сазерленд и Кен Швабер, придумавшие SCRUM-подход, руководствовались теми же соображениями: команда решать конкретную задачу за фиксированный промежуток времени. Далее следует анализ и корректировка работы в случае необходимости.

Scrum-методика строится на поэтапном решении задач:

  1. Короткий период планирования, анализ потребностей заказчика;

  2. Оформление требований к проекту и распределение задач по приоритетности;

  3. Создание бэклога — технического задания для команды;

  4. Выделение ресурсов и распределение ролей;

  5. Планирование спринта и создание тех. задания по нему;

  6. Спринт на фиксированный промежуток времени (короткий, 24 часа, длинный на 7 дней или на 30 дней);

  7. Фиксирование результатов на совещании;

  8. Оформление нового спринта.

Так постепенно, шаг за шагом команда разработки создает продукт и доводит его до ума. При этом в планировании и спринтах работают не только IT-специалисты, менеджеры, дизайнеры и прочие сотрудники компании, но и заказчики. Они подключаются на этапе совещания и высказывают свои пожелания, если их не устраивает промежуточный результат. В этом суть SCRUM-подхода в IT и программировании.

В коллективе всегда есть четкое распределение ролей и лидеры:

  • На первом месте владелец продукта, то есть его заказчик или его представитель. Он же одновременно и куратор проекта, который формирует обратную связь и спускает на уровень исполнителей новые вводные;

  • SCRUM-мастер — это формальный или неформальный лидер команды разработки, чаще всего нанятый со стороны под конкретный проект. Его задача состоит в том, чтобы коллеги соблюдали принципы SCRUM, а на пути было как можно меньше препятствий;

  • Разработчики, то есть непосредственные исполнители, которых также набирают под конкретный проект. Все они имеют разные специализации и набор навыков, но каждый должен дополнять друг друга. Важное условие в том, что в команде не должно быть людей, тянущих одеяло на себя и желающих поруководить: рабочий процесс строится на равноправии.

Преимущества SCRUM-подхода

  1. Нестандартность и пространство для экспериментов;

  2. Возможность откатить проект и что-либо доделать;

  3. Четкая организация процесса и распределение ролей;

  4. Автономность всех участников;

  5. Кроссфункциональность команды, гарантирующая её самодостаточность;

  6. Самосовершенствование коллектива в процессе выполнения задач;

  7. Сравнительно малый срок планирования;

  8. Микроконтроллинг — участие заказчика на каждом этапе разработки.

Недостатки SCRUM-подхода

  1. Не подходит для крупных проектов, поскольку могут возникнуть проблемы с координацией команд;

  2. Нельзя делегировать некоторые задачи на сторону, поскольку требуется слаженность работы всех участников команды;

  3. Необходимо высокое доверие внутри коллектива;

  4. Нельзя поддерживать рабочий ритм длительное время, производительность падает, что требует "перезагрузки" команды;

  5. Заказчик вынужден постоянно контролировать процесс разработки;

  6. Неравномерность распределения нагрузки среди членов команды.

SCRUM-процесс и его элементы

Итак, разберемся, как всё устроено изнутри. У SCRUM-подхода есть определенный паттерн, от которого желательно не отступать, дабы не потерять рабочий ритм. Вот его элементы:

Совещание, или Scrum-митинг

Команда собирается ежедневно на планерку, чаще всего утром и не более чем на 15 минут. Каждый участник должен отчитаться, что сделал вчера, что собирается делать сегодня. Если есть необходимость, он может рассказать, что мешает ему работать, и как по его мнению устранить препятствия.

Такие отчеты помогают SCRUM-мастерам понять, всё ли идет по плану и чем можно помочь команде.

SCRUM-доска

Так называют физическую доску, либо специальную программу, где расписаны все текущие задачи, закрепленные за каждым участником. В ней в разных колонках отражены:

  • Проделанные результаты;

  • Текущие задачи;

  • Запланированные задачи.

Так каждый член команды может следить за проектом и контролировать работу коллег.

Итоги спринта

Ещё одна важная составляющая процесса — оценка результатов спринта и работы каждого из его участников. Если команда не укладывается в сроки, можно либо скорректировать бэклог проекта, стратегию разработки, либо пересмотреть роли каждого из членов коллектива.

Отчет

По завершении цикла разработки вся команда подводит итоги, показывая, какие задачи решил каждый участник и какого результата добился. Также специалисты разбирают сам процесс разработки и делятся наблюдениями: как шла разработка, какие трудности возникли, как их избежать в дальнейшем и т.д.

Заказчик же решает, удовлетворяет его результат или нет, и стоит ли выпускать для коммерческого использования полученный продукт. По итогу он может отправить проект на доработку, и тогда запускается новый цикл.

Agile, SCRUM и Kanban: в чем их отличия

Agile — это семейство гибких методик разработки (мы про неё уже писали), которая объединяет в себе и Scrum, и Kanban, и некоторые иные более экзотические подходы.

Отличие между Scrum и Kanban одно: в первом случае задачи структурированы и расписаны на определенный период (сутки, неделя, месяц), во втором — задачи поступают непрерывно.

Scrum-подход позволяет четко распределить обязанности и этапы создания продукта, а Kanban помогает правильно распределить нагрузку и дать всем членам команды одинаковый объем работы.

Как научиться SCRUM-подходу в управлении проектами

Изучать Scrum и в целом методику Agile нужно всем, кто задействован в IT-отрасли. Речь идет не только о программистах, но и командах техподдержки, системных администраторах, редакторах и UX-писателях, дизайнерах.

Однако по-настоящему актуально это знание именно для Scrum-мастеров, тимлидов и менеджеров проектов, поскольку им нужно видение продукта, умение организовывать коллектив и прорабатывать стратегию.

Где же учат Scrum-методике? Лучший вариант пройти онлайн-курсы в IT-школах, вроде Нетологии, Skill Factory или Skillbox. Здесь расскажут о базовых принципах Agile и Scrum, причем на реальных примерах.

Итог

Scrum — один из ключевых soft skills любого IT-руководителя и разработчика. Владение этим инструментом помогает лучше находить общий язык в команде, распределять роли, купировать бардак и неразбериху при работе над любым проектом. Проблема в том, что обучение Scrum не всем кажется очевидным, поскольку кажется, что всему можно научиться в процессе. Однако без понимания Scrum будет очень тяжело выработать видение конечного продукта, разработать проект и заметить проблемы на любом этапе разработки.


Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Программа обучения
Product Lab
Очная

Тренинг Agile Certified Professional | Очная форма обучения

12 часов
35 000 ₽
Программа обучения
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Очная

Расчет стоимости договоров на закупку товаров, работ, услуг

72 часа
17 000 ₽
Программа обучения
АНО ДПО «Образовательный центр «Премьер»
Дистанционная

Основы предпринимательской деятельности в сфере торговли

320 часов
14 000 ₽
Программа обучения
Университет "Синергия"
Дистанционная

Управление персоналом и кадровое делопроизводство

332 часа
70 000 ₽
Читайте также
Все статьи