В любой крупной компании есть штат специалистов по маркетингу, которые исследуют свойства продвигаемого товара (услуги) и просчитывают стратегию его продажи. В их числе продуктовые аналитики (Product Analyst).
Описание профессии
Проду́ктовый аналитик — это специалист, который изучает и выстраивает стратегию продвижения продукта. Его главная задача просчитать все действия потенциального клиента от знакомства с товаром/услугой до покупки, а затем оценить финансовые показатели от целевых действий аудитории.Начинается всё с привлечения пользователь на страницы или сайт компании посредством различных действий (лендинги, рассылки в социальных сетях, контекстная реклама и т.д.), а заканчивается формированием отчета о результатах: сколько клиентов ознакомилось с предложением, сколько совершило покупку, соответствует ли финансовый результат прогнозам. Далее продуктовый аналитик формирует отчет и просчитывает новые бизнес-кейсы.
Зачем нужна аналитика продукта
В стартапах, электронной коммерции, игровой индустрии, финансах и многих других сферах бизнеса критически важно оценивать лояльность аудитории и подстраиваться под её нужды. Собственно говоря, поэтому сначала необходимо проанализировать ценность продукта. Делать это нужно по нескольким причинам:
- Снижение расходов на производство;
- Удержание лояльной аудитории;
- Привлечение новых клиентов (расширение аудитории);
- Улучшение качеств продукта и в конечном счете повышение продаж.
Что делает продуктовый аналитик
Подходы к управлению продуктом могут быть разными, поскольку сильно зависят от сферы применения, но в общих чертах можно выделить несколько направлений работы продуктового аналитика:
- Анализ Big Data — массивов данных, помогающих просчитать нужную бизнес-модель и маркетинговую стратегию;
- Работа с инсайтами — так называют неочевидные свойства продукта, которые подходят для той или иной аудитории, а также его восприятие среди потенциальных клиентов. Инсайты могут быть как положительными, так и негативными;
- Анализ точек роста и потерь — здесь специалист изучает сильные и слабые стороны продукта, на основании которых можно просчитать стратегию продвижения.
Источник фото: Napkin AI, freepik/storyset, kedu.ru
- Автоматизирует сбор аналитики и настраивает нужные метрики;
- Выявляет факторы и закономерности поведения аудитории на основе данных;
- Строит гипотезы и проводит A/B-тестирование;
- Интерпретирует результаты и на их основе составляет отчеты для руководства;
- Отслеживает финансовые показатели.
Личностные качества и навыки продуктового аналитика
Поскольку специалист работает с сухой статистикой, он должен уметь хорошо считать и видеть закономерности. А для этого нужны:
- Системное мышление;
- Наблюдательность;
- Умение строить прогностические модели и абстрагироваться;
- Склонность к монотонной работе, усидчивость.
Навыки, которыми владеют продуктовые аналитики, в настоящее время связаны с умением применять Data-driven подход, то есть анализировать «большие данные». А для этого необходимо владеть нужным инструментарием:
- Python, его библиотеки и фреймворки, либо язык R;
- Знание SQL;
- Инструменты визуализации данных (Tableau, Power BI и другие);
- Метрики (Google Analytics, Яндекс.Метрика, Firebase, Appmetrika, Appsflyer и другие).
Где учат на продуктового аналитика
Как показывает практика, на эту позицию чаще остальных приходят те, кто уже до этого занимался аналитикой данных (Data Scientists). Если речь идёт об IT-продуктах, то неплохой вариант начать с должности разработчика или менеджера проектов.Целенаправленно на продуктового аналитика не учат нигде, поскольку это направление все-таки для специалистов с опытом. Знание сферы работы, в которой разрабатывается продукт, в значительной степени облегчает вхождение в профессию.
Онлайн-курсы
Базовое образование лучше выбирать технического профиля, например, по направлению «Бизнес-информатика» или «Прикладная информатика в экономике» — здесь учат аналитическому мышлению и устройству бизнес-процессов.
Однако надлежащий инструментарий скорее всего придется осваивать самостоятельно. Подойдут онлайн-курсы:
- Аналитик Python;
- Data Science;
- Аналитик Big Data;
- Аналитик в маркетинге;
- Аналитик продукта;
- Анализ данных.
Уровень зарплаты продуктовых аналитиков в 2024 году
Если опираться на вакансии в открытом доступе, то среднее предложение по рынку для продуктовых аналитиков на данный момент составляет от 150000 до 160000 рублей в месяц.
Однако это усредненные данные и касаются они специалистов с опытом работы от 3 лет. На позиции младшего аналитика или стажера платят существенно меньше, до 60000 рублей в месяц. В ряде случаев зарплата вообще не указывается, поскольку зависит от договоренности на собеседовании.
Плюсы и минусы профессии продуктового аналитика
Плюсы | Минусы |
Престижность | Требуется опыт |
Востребованность | Высокая конкуренция |
Высокий заработок | Монотонная сидячая работа |
Карьерный рост |