Product-менеджер — это специалист, который отвечает за выпуск новых продуктов. Здесь подразумеваются любые товары или услуги, выпускаемые на рынок.
Менеджеры по продукту могут работать в любой отрасли — от фармацевтики до телекоммуникации, но чаще всего их связывают с IT-индустрией.
Чем занимаются продакт-менеджеры
Должность появилась сравнительно недавно, поэтому бывает проблематично понять, в чем сфера обязанностей продакт-менеджера — слишком уж разные задачи ставят перед ним работодатели. У этой путаницы есть объективные причины. Во-первых, многое диктует рынок, во-вторых, сам продукт или услуга, предлагаемые компанией. Поэтому часто продакт-менеджеры занимаются продвижением и позиционированием товара на рынке вместо того, чтобы создавать новый.
Если взять IT-отрасль, то выяснится, что product manager — это должность, объединяющая в себе маркетинг, аналитику бизнес-процессов и отчасти программирование.
Обязанности продакт-менеджера
Итак, основное направление работы продакт-менеджера — выпустить на рынок новый продукт. Причем такой, который гарантированно будет пользоваться спросом у аудитории.
Конкретные обязанности продакт-менеджера, конечно же, зависят от компании. Но в общих чертах их можно разбить на пять категорий:
- Анализ аудитории и рынка (customer development). На этом этапе product-менеджер должен определить, какую ценность для клиентов будет нести будущий продукт, какова рыночная конъюнктура, что выпускают конкуренты и т.д.;
- Планирование. Специалист формулирует перед исполнителями общие задачи, а затем составляет «дорожную карту», то есть конкретный план с конечным результатом и сроками;
- Налаживание коммуникаций и обратной связи на всех уровнях. Над проектом обычно трудится множество специалистов, причем нередко на фрилансе. Тут product-менеджер должен добиться, чтобы коллектив работал согласованно, задачи выполнялись в срок и с требуемым результатом;
- Работа с подрядчиками. Как было сказано выше, далеко не все сотрудники работают в штате: есть фрилансеры, есть подрядчики и субподрядчики, с которыми нужно договариваться отдельно. Но для начала ещё на этапе планирования нужно определить, какие ресурсы и специалистов нужно привлечь;
- Ведение документации по проекту. Продакт-менеджер составляет и ведет нужные документы на всех этапах создания продукта.
Какие качества нужны продакт-менеджеру
Читатель уже, наверное, догадался, что перед нами исключительно руководящая должность: либо начальник отдела, либо куратор какого-то направления. И должность не просто руководящая, а творческая.
Продакт-менеджер в первую очередь должен видеть идею — продукт/услугу, в котором действительно будет нуждаться клиент, за который будет готов платить деньги и которого нет ни у одного конкурента (по крайней мере не в таком качестве). Для этого продакт-менеджер должен быть в некотором роде визионером.
Качества хорошего продакт-менеджера:
- Стратегическое мышление, умение видеть конечный результат;
- Навыки планирования и управления задачами;
- Навыки управления коллективом;
- Детальное знание рынка, а также создаваемого и продвигаемого продукта;
- Умение находить общий язык с сотрудниками, подрядчиками;
- Умение управлять рисками;
- Навыки ведения экономических расчетов и бухгалтерии (затраты на производство, рекламу, продвижение и т.д.).
Источник фото: Napkin AI, kedu.ru
Онлайн-курсы по продакт-менеджменту в 2024 году
Стать Product-менеджером может специалист с любым образованием: порог вхождения в профессию сравнительно низкий, так как сам менеджер не занимается разработкой программного продукта. Его задача руководить и направлять процесс в нужное русло. Тем не менее, как отмечают специалисты в этой области, необходимо обладать какой-никакой экспертизой. Поэтому на руководящую работу часто переходят бывшие разработчики уровня не ниже senior, которым нужно прокачаться до team lead. Управленческие навыки и знание рынка — ключевое на данной позиции.
Всё, что нужно сделать, это добрать недостающие компетенции на онлайн-курсах по product management. Их сейчас предоставляют многие известные IT-школы. Однако, повторимся, вовсе не обязательно иметь базу в виде IT-опыта.
Чему обычно учат на таких онлайн-курсах:
- Методики анализа аудитории;
- Разработка стратегии монетизации продукта;
- Agile (подход к разработке программного обеспечения и управления командой);
- Инструменты анализа и разработки продукта.
Наиболее полезны такие курсы будут тем, кто уже имеет за плечами хороший стаж работы в IT, но пока не обладают навыками управления коллективом: senior-разработчикам, DevOps-специалистам, тестировщикам с навыками углубленной экспертизы продукта - одним словом, опытным айтишникам. При выборе курсов обращайте внимание на несколько обязательных пунктов:
- Наличие действительной лицензии на образовательную деятельность и соответствующие данные в реестре образовательных учреждений на сайте Рособрнадзора;
- Выдаваемый документ об образовании. При длительной подготовке многие онлайн-школы выдают диплом о профессиональной переподготовке, в отдельных случаях - сертификат об обучении, особенно если курсы краткосрочные и узкоспециализированные. В любом случае итоговый документ должен быть - это поможет при трудоустройстве;
- Учебная программа. Продакт-менеджмент заточен на управление коллективами и этапами разработки IT-продукта, поэтому необходимы знания правильной методологии разработки, нормативных документов и стандартов (ISO и прочие), а также практическое понимание организационной работы. Иными словами, вам должны дать навыки ситуационного решения задач, с которыми сталкивается коллектив IT-специалистов;
- Отзывы о школе на сторонних ресурсах, форумах и в социальных сетях;
- Стоимость курса, варианты оплаты (отсрочка, беспроцентный заем и т.д.);
- Помощь или поддержка при поиске работы, либо места для стажировки. Она бывает разной: предложения свободных вакансий, помощь в организации собеседований, составлении резюме и портфолио и т.д. Важно, чтобы IT-школа давала гарантии трудоустройства, хотя их условия все равно придется обсуждать с менеджером.
1. Нетология. Курс «Продакт-менеджер»
Страница курса: https://netology.ru/programs/profession-product/
Стоимость: 4 393 ₽/месяц
Срок обучения: 9 месяцев
Документ: Диплом о профессиональной переподготовке
Курс для тех, кто желает освоить навыки управления продуктом и его разработкой. В течение 9 месяцев вам предстоит пройти свыше 170 часов практики по различным аспектам работы продакт-менеджера: аналитика, финансовые показатели и риски, стратегии управления продуктом, гибкие методики разработки и многое другое.
В финале необходимо сдать итоговый проект — разработка с нуля продукта от концепции до момента его запуска на рынке. Это может быть ваш собственный продукт, либо учебный, который будет предложен наставниками.
Также есть возможность попрактиковаться в рамках тренировочного лагеря на реальном кейсе от работодателя, выполнив проект, который дополнит ваше портфолио.
2. Специалист.ру. Курс «Продакт-менеджер (Product manager)»
Страница курса: https://www.specialist.ru/track/dp-promen/
Стоимость: 182 890 ₽
Срок обучения: 276 ак. часов (от 3 до 6 месяцев)
Документ: Диплом о профессиональной переподготовке
Курс для менеджеров продукта, который подходит новичкам: начинающим продакт-менеджерам без должного опыта, специалистам смежных технических специальностей, предпринимателям, развивающим свой стартап или бизнес, руководителям подразделений, отвечающим за IT-продукты.
Соответственно, основой обучения станут теория и наиболее востребованные практики экспертов в данной области. Вы научитесь:
- Управлять командами разработки;
- Выстраивать нужные стратегии customer journey;
- Изучите гибкие методологии разработки;
- Выбирать способ разработки IT-продукта и готовить первичный вывод продукта на рынок (MVP);
- Создавать интерактивные макеты в Figma, работать с Photoshop и многое другое.
Обучение строится на выполнении разнообразных практических задач и сквозных проектов на протяжении всего курса. На их основе вы составите собственное персональное портфолио под руководством куратора-наставника. После прохождения программы вы сможете получить 3 персональные консультации по темам курса, а также поддержку при трудоустройстве.
3. Moscow Business Academy. Курс «PRODUCT Management»
Страница курса: https://moscow.mba/programs/mba/online/product-manager/
Стоимость: 19 983 ₽/месяц
Срок обучения: 18 месяцев
Документ: Диплом MBA
Базовый курс по менеджменту в IT, где с нуля можно изучить, как создавать продукт, тестировать гипотезы, управлять командой, исследовать рынок и поведение пользователей (Custom Journey), а также искать пути его улучшения после релиза.
Программа построена по модульной системе, от простых тем к сложным. Закреплять знания вы будете на реальных ситуационных задачах из практики IT-компаний, а также регулярных тестах и в специальных тренажерах. Есть обязательные домашние задания, групповые задания для всей группы, а также обязательная проектная работа. В финале предстоит сдать двухступенчатый экзамен с защитой собственного проекта перед аттестационной комиссией.
4. Skillbox. Курс «Продакт-менеджмент»
Страница курса: https://skillbox.ru/course/product-management-2/
Стоимость: 3 407 ₽/месяц
Срок обучения: 3 месяца
Документ: Сертификат
Курс для новичков в управлении продуктом, маркетологов, аналитиков, менеджеров по продажам без опыта в IT, а также разработчиков и UX-аналитиков, которые хотят прокачать профессиональные навыки и эффективнее работать над созданием эффективного и технологичного софта.
Вы научитесь:
- Строить и проверять на практике бизнес-гипотезы;
- Организовывать Customer Development и анализировать запросы аудитории;
- Разрабатывать «дорожную карту» по развитию проекта и распределять задачи;
- Исследовать рынок и предложения конкурентов;
- Создавать и оптимизировать финансовую модель для развития проекта;
- Решать управленческие задачи (наем, подбор работников, разделение обязанностей, постановка целей и т.д.).
Обучение строится на решении различных ситуативных задач для бизнеса (в общей сложности 23 задания), видеоуроках и вебинарах с преподавателями. В конце курса вам предстоит сдать итоговую работу для портфолио.
5. OTUS. Курс «Product Manager IT-проектов»
Страница курса: https://otus.ru/lessons/product-manager/
Стоимость: 87 000 ₽
Срок обучения: 5 месяцев
Документ: Сертификат
Курс для начинающих product-менеджеров, предпринимателей и IT-стартаперов, а также IT-специалистов, претендующих на руководящую должность. Особенность курса в том, что слушателю предстоит за время обучения запустить собственный проект, проработав его с нуля, а также решить массу интересных задач из практики крупнейших IT-компаний: OZON, Яндекс, Avito, Booking, Tinkoff, TransferWise.
Пользуясь поддержкой преподавателей, вы поэтапно пройдете весь путь разработки IT-продукта:
- Идея, концепция и тестирование спроса;
- Макет продукта и UX-исследование;
- Сбор аналитики и поведения пользователей;
- Расчет unit-экономики;
- Постановка бизнес-гипотез и их проверка.
Обучение проходит в формате вебинаров с преподавателями на Slack, а также выполнении домашних проверочных работ. Финалом обучения станет дипломная работа по проекту и тестовое собеседование на позицию Product Manager.
Будущим студентам OTUS:
- После регистрации на сайте предоставляется скидка 3000 руб. на обучение.
- Распространяется на все курсы в течение 7 дней после регистрации.
- Действительна как при помесячной, так и при полной оплате курса.
6. Productstar. Курс «Профессия Продакт-менеджер»
Страница курса: https://new.productstar.ru/product-manager/
Стоимость: от 7 590 ₽/месяц
Срок обучения: 10 месяцев
Документ: Сертификат
Курс для начинающих менеджеров или специалистов без опыта управления продуктами в IT. Вы научитесь управлять жизненным циклом продукта от идеи до выпуска на рынок и последующего его развития. Также узнаете всё о разработке оптимальной продуктовой стратегии и запросах потребителей, получите навык прототипирования и тестирования продукта на рынке.
Обучение предусматривает три тарифа: стандартный, продвинутый и премиум. Начиная со второго, вы помимо обычного учебного процесса сможете получать персонализированную помощь от ментора и другие бонусы, например, Составление карьерного и индивидуального плана развития на несколько лет вперед.
Бесплатный практический курс для всех, кто хочет сделать первые шаги в сфере продакт-менеджмента, познакомиться с базовыми навыками и продуктовым подходом. На курсе вы узнаете, кто такой продакт и что такое продуктовый подход, получите навык структурировать работу и приоритизировать задачи и создадите стратегию и видение продукта.
Для тех, кто хочет сменить профессию и освоить новые навыки, попробовать себя в продакт-менеджменте и познакомиться с профессией.
Сколько зарабатывают продакт-менеджеры, уровень зарплаты в 2024 году
Учитывая, что руководящая должность — это всегда штучный товар, вакансий по этой позиции предостаточно.
Какую зарплату обычно предлагают соискателям? На hh.ru можно наткнуться на массу предложений, и в среднем уровень зарплаты не опускается ниже 150 тысяч рублей. Однако почти везде можно наткнуться на обязательное условие: опыт работы не менее 3—6 лет.
Помощники продакт-менеджеров без опыта могут рассчитывать на 45–60 тысяч рублей, но и здесь обычно требуются навыки продвижения товара, управления ассортиментом, организаторские способности и т.д.
Плюсы и минусы профессии продакт-менеджера
Плюсы | Минусы |
Востребованная руководящая должность | Большая ответственность |
Возможность саморазвития и повышения квалификации | Широкий разброс в обязанностях (зависит от компании) |
Высокая зарплата | Требуются управленческие качества |