Почти каждый сегмент рынка включает в себя массу товаров и услуг. Рассчитаны они при этом на определенного потребителя, по-разному позиционируются и подаются. Такой подход сейчас считается наиболее оправданным: клиент может легко найти то, что ему требуется, а продавец – серьезно экономит на рекламе товара.
По этой причине производители регулярно изучают предпочтения аудитории, стараются наладить с ней контакт и выстроить доверительные отношения. Этим занимаются особые специалисты – маркетологи.
Особенности профессии маркетолог
Впервые потребность в маркетологах возникла в 50-е годы XX века на фоне экономического рывка в США и послевоенного восстановления европейской экономики. На рынок выходили всё новые участники, а компании с однотипными предложениями очень быстро начинали терпеть убытки и разоряться.
Сложилась ситуация, когда компании вынуждены были искать «своего потребителя» и искать новые подходы к общению с клиентами. Приоритетным способом стали мониторинги настроения потребителей, анализ их поведения. Это стало отправной точкой для профессии специалиста по маркетингу, или попросту маркетолога.
В России потребность в таких специалистах в силу исторических обстоятельств возникла лишь в 90-е годы ХХ века. Поначалу отечественные маркетологи очень плохо ориентировались в потребностях клиента и вынуждены были учиться методом проб и ошибок. Сейчас - это вполне устоявшаяся и сформированная профессия, а грамотные маркетологи на российском рынке - крайне авторитетные и высокооплачиваемые специалисты.
Обязанности маркетолога
В настоящее время стандарт профессии уже более-менее сложился. В официальных документах перечислены следующие обязанности для маркетологов:
- проведение комплексов мероприятий для создания наиболее актуальных и привлекательных товаров и услуг;
- регулярный анализ текущей рыночной ситуации и подготовка на основе полученных данных предложений;
- разработка маркетинговый политики с учетом активности потребителей и предложений конкурентов;
- прогнозирование потребительского спроса и объемов продаж.
Подробнее об условиях участия на сайте
Для того, чтобы грамотно выполнять поставленные перед ним обязанности, специалист по маркетингу должен знать:
- маркетинг – основные ключи и инструменты;
- основы экономики и анализа рыночных ситуаций;
- навыки по прогнозированию спроса и потребительской активности;
- информационные технологии и способы интернет-продвижения;
- SEO-оптимизация.
Требования к профессии маркетолог
Поскольку должность специалиста по маркетингу весьма ответственная, то на нее принимают только кандидатов с высшим образованием. Однако довольно часто работодатели принимают на работу и сотрудников без профильного диплома и со смежными специальностями:
- экономика;
- социология;
- информационные технологии;
- статистика.
Место работы и условия труда
Текущее состояние рынка дает маркетологу большие возможности для трудоустройства. Так, его услуги могут быть необходимы:
- товарно-производственная организация;
- мерчандайзинг;
- трейд-маркетинг;
- рекламные агентства;
- интернет-маркетинг.
В связи с этим у специалиста по маркетингу есть возможность осуществлять свою профессиональную деятельность как удаленно, так и с полным нахождением в офисе работодателя. Кроме того, маркетолог может быть представителем компании, которая представляет свои услуги различным предприятиям.
Скидки в Skillfactory до 40% на все кусы! Подробности вы найдете на страницах доступных программ.
Где выучиться профессии маркетолог?
Практические любое высшее учебное заведение гуманитарного профиля имеет подобное направление. В среднем продолжительность обучения составляет 4 года, после чего выпускник получает степень бакалавра. У него также есть возможность продолжить обучение в магистратуре, которое может продлиться около двух лет.
Необходимо также отметить, что для получения специальности маркетолог можно поступить на следующие направления:
- инноватика;
- менеджмент и его подвиды;
- социология;
- торговое дело.
Перспективы карьерного роста и развития
Свою карьеру данный специалист начинает с одной из двух позиций: ассистент маркетолога или стажер. При этом необходимо ответить, что достаточно часто на эту работу могут принимать не только выпускников вузов без опыта работы, но и кандидатов, которые не имеют профильного образования.
Главное для карьерного роста маркетолога – это наработка портфолио и реальные проекты. Хотя, конечно, многое зависит от того, в какой компании он работает. Если штат позволяет, со временем можно дорасти до начальника маркетингового отдела, а потом и перейти в категорию высшего менеджмента.
Вообще с работой маркетолога двоякая ситуация: работодатели часто предпочитают набирать их на проектную работу с конкретным результатом. Этот вариант вообще не предполагает карьерного роста, но здорово влияет на количество заказов и репутацию специалиста.
Личностные качества профессии маркетолог
Для того, чтобы работать специалистом по маркетингу, необходимо обладать следующими качествами:
- аналитический склад ума;
- внимательность;
- наблюдательность;
- стрессоустойчивость;
- креативность;
- творческое мышление;
- коммуникабельность;
- умение работать в команде;
- амбициозность;
- стремление к саморазвитию.
Уровень зарплаты маркетологов, вакансии
Маркетолог без опыта работы, который сможет совмещать учебу с работой, может иметь заработок в районе 30 000 рублей.
Специалист с опытом работы от 3 лет, имеющий профильное образование и успешно реализованные проекты, может рассчитывать на заработную плату около 100 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии маркетолог
Плюсы | Минусы |
|
|