Разработкой видеоигр занимается целая команда специалистов: от программистов до левел-дизайнеров. Однако ключевую и самую важную роль в коллективе играет один человек - геймдизайнер. Расскажем, кто это такой и какие онлайн-курсы выбрать, чтобы выучиться на геймдизайнера
Кто такой Game Developer (геймдизайнер, геймдев)
Геймдизайнер, или игровой дизайнер — это, говоря простыми словами, специалист, который придумывает игру. Именно он отвечает за идею и игровые механики - то, чем вообще будет заниматься геймер. Геймдизайнер сродни режиссеру и одновременно продюсеру в кино, то есть не просто продумывает проект, но и выступает организатором, договаривается с заказчиками, инвесторами, управляет коллективом и т.д.
Как видим, профессия чрезвычайно непростая и требует серьезной подготовки на стыке менеджмента, технологий, дизайна и отличных познаний в области психологии.
"Итак, мы решили, что должны делать, — создавать игры, которые будут каким-то образом генерировать у игроков увлекательный и запоминающийся опыт. Для этого нужно решить очень трудную задачу: раскрыть тайны человеческого мозга и человеческой души. Ни у одной области исследований так и не получилось создать подробную карту этой территории, но в некоторых из них ученым удалось составить план ее частей. Особых достижений достигли в трех областях: психология, антропология и дизайн. Психологи разбираются в механизмах, которые делают человека таким, каким он есть, антропологи пытаются понять людей на общечеловеческом уровне, а дизайнеры просто хотят сделать людей счастливыми. Мы будем использовать подходы, взятые из всех трех областей, поэтому предлагаю поближе ознакомиться с возможностями каждой из них"
Джесси Шелл. Геймдизайн: как создать игру, в которую будут играть все, 2023
Что делает геймдизайнер
-
Конструирует базовую динамику игры;
-
Продумывает правила, взаимодействия между персонажами;
-
Составляет технические задания для программистов, художников, аниматоров и других специалистов;
-
Контролирует их работу, вносит коррективы в рабочий процесс.
На самом деле, что конкретно делает геймдизайнер на рабочем месте сильно зависит от самого проекта. Бывает, что над маленькой инди-игрой он трудился либо в паре с программистом, либо вовсе в одиночку.
В крупных проектах всё по-другому: там даже у геймдизайнеров разные роли и обязанности. Разумеется, они могут комбинироваться и взаимодополняться, поскольку для разных игровых жанров действуют различные правила и приемы: где-то важен крепкий сюжет и динамика, где-то диалоги и мифология игры, а где-то, как в стратегиях и RPG, общая продуманность механик и баланс.
Team Lead
Самый главный в иерархии. Как правило, ему принадлежит авторство идеи и базовых правил (механик) игры. Своего рода художественный руководитель или режиссер. Имена таких маститых специалистов мелькают в прессе наравне с фамилиями голливудских продюсеров и режиссеров. Все геймеры знают, кто такие Хидео Кодзима и Хидетака Миядзаки и никогда в жизни их не перепутают.
Системный геймдизайнер
Продумывает общие правила игры, рассчитывает баланс игровых механик. В числе его основных задач сделать так, чтобы "все это интересно игралось", сохранялась динамика действия и не проседал сюжет. Ближайший аналог профессии из киноиндустрии - монтажер.
Нарративный дизайнер
Отвечает за сценарий и лор (мифологию) игры, пишет различные истории, думает над их подачей в игре, например, через квесты, диалоги, кат-сцены или добавляя различные внесюжетные взаимодействия с персонажами (NPC) в игре. От нарративных дизайнеров зависит увлекательность повествования, юмор, уникальные диалоги и общий драматизм игры.
Левел-дизайнер
Продумывает архитектуру уровней и их наполнение. Именно левел-дизайнер продумывает скриптовые сценарии, расставляет точки, к которым игрок должен прийти в тот или иной момент сюжета. Важная задача левел-дизайнера: думать над реиграбельностью и вариативностью выбора, то есть различными сценариями действий игрока в одних и тех же локациях. Это важный элемент динамики повествования, заставляющий игрока чувствовать себя первооткрывателем и исследователем, а значит лучше вовлекаться в действие.
Какие навыки должны быть у геймдизайнера
Прежде всего перед нами человек, который любит и знает компьютерные игры. Он должен хорошо разбираться в рынке, знать основные жанры и иметь осознанный игровой опыт.
Hard Skills
-
Основы программирования. Уметь писать код не обязательно, однако, это сильно облегчит жизнь, если игра создается малым коллективом;
-
Знание игровых движков (Unity, Unreal Engine и другие);
-
Опыт работы с системой версий Git;
-
Знание основ теории вероятности;
-
Создание концептов;
-
Знание инструментов по созданию трехмерной графики;
-
Составление специальных концепт и дизайн-документов, технических заданий.
Soft Skills
В первую очередь от геймдизайнера требуется хорошее системное мышление. Нужно продумывать и постоянно держать в голове массу механик, видеть, как устроен проект целиком и уметь разбирать его на составные части.
Второй важный навык — умение генерировать идеи и правильно преподносить их остальной команде. Для этого нужен и широкий кругозор, и максимальная творческая вовлеченность в процесс. Талантливый геймдизайнер буквально горит идеей, которую хочет воплотить. Ну и, конечно, умеет заразить ею весь коллектив.
Наконец, третий важный навык — геймдизайнер ещё и хороший маркетолог. Он должен ещё на старте продумывать, как игра будет зарабатывать и кому её будут продавать. Иными словами, он должен знать свою аудиторию и жанр, в котором работает.
Где учиться на геймдизайнера
В России этому ремеслу практически нигде не учат. Вузы, где преподается эта дисциплина можно пересчитать по пальцам. В их числе, например:
-
Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ);
-
Институт бизнеса и дизайна;
-
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
В вашем городе наверняка такого факультета нет, поэтому целесообразнее начать с изучения графического дизайна. Здесь по крайней мере учат рисовать, создавать композицию и т.д.
Ещё один вариант — прийти в индустрию с позиции тестировщика игр (QA), хотя это довольно долгое и тяжелое занятие.
Вакансии для геймдизайнеров в России
Проверять вакансии на сайтах по поиску работы в данном случае практически бесполезно: толковых специалистов предпочитают искать через биржи фриланса, или специализированные платформы, вроде Talents in Games.
Однако обычно предложения по работе касаются в основном игр для мобильных устройств или детских обучающих проектов.
Средняя зарплата геймдизайнеров в 2025 году
Нормой в индустрии, что независимые проекты собирают средства через краудфандинговые платформы, если, конечно, ваш проект заинтересует аудиторию. Собственно, это часто и бывает зарплатой геймдизайнера и его команды.
Сколько они зарабатывают по рынку, сказать затруднительно — цифры везде разные, а чаще всего их и вовсе предпочитают не называть.
Плюсы и минусы профессии геймдизайнера
Плюсы:
-
Интересная творческая работа;
-
Прокачка навыков, карьера в игровой индустрии;
-
Возможность создать шедевральный проект и разбогатеть;
-
Личностное развитие.
Минусы:
-
Малая востребованность в РФ;
-
Работа часто строится на энтузиазме;
-
Нестабильный заработок (нет зарплаты как таковой).