Chief Marketing Officer (CMO), или директор по маркетингу — это руководитель структурного подразделения, который организует рекламные кампании и продвигает товары/услуги. Основная задача этого специалиста в разработке эффективных маркетинговых и коммуникационных стратегий, помогающих увеличить узнаваемость брендов и повысить прибыль компании.
Особенности профессии
Маркетинг в общем и целом является одной из основ бизнеса: если товар (услуга) или бренд не имеет грамотного позиционирования на рынке, не имеет хороших точек выхода на конечного потребителя — это самым плачевным образом сказывается на продаже и развитии компании.
Маркетологи в данном случае могут взять руководство конкретным проектом, или оказать ситуативные услуги, например, с выводом на рынок нового продукта. Однако держать под контролем всю маркетинговую политику может только грамотный управленец.
Директор по маркетингу в своей работе принимает все стратегические решения, связанные с продвижением, а также контролирует целый штат специалистов: программистов, дизайнеров, SMM-специалистов, копирайтеров, контент-менеджеров, SEO, контекстологов, таргетологов и т.д.
Соответственно, наиболее востребована должность CFO в различных крупных компаниях — и чем они крупнее, тем больше узких специалистов будет в штате.
Источник фото: Napkin AI, kedu.ru
Чем занимается директор по маркетингу
Итак, основная забота специалиста — разрабатывать и реализовывать общую маркетинговую стратегию компании, контролируя все процессы на всех этапах. По работе он отчитывается только перед генеральным или исполнительным директором, ну а критерием эффективности является повышение продаж, укрепление позиций компании на рынке, повышение узнаваемости её продукта и репутации.
Какие задачи решает директор по маркетингу в своей работе:
- Планирует затраты на продвижение, формирует бюджеты на операционный и стратегический маркетинг;
- Изучает рынок, анализирует предложения конкурентов, способы сбыта и возможности для продаж;
- Управляет командой специалистов, ставит им задачи и контролирует работу, нанимает в штат нужных сотрудников, либо привлекает фрилансеров на проектные задачи;
- Оценивает и анализирует целевые аудитории разных продуктов компании;
- Ищет и изучает новые инструменты продвижения, адаптирует их к продуктам;
- Организовывает SEO, SMM, контекстную рекламу, работу с блогерами, СМИ и прочие методы рекламы;
- Формирует системы лояльности для удержания постоянных клиентов;
- Оценивает эффективность выбранных маркетинговых стратегий на основе CTR, целевых продаж и прочих аналитических данных, вносит коррективы.
Требования к профессиональным знаниям директора по маркетингу
Поскольку речь идет о руководящей должности, то стать директором по маркетингу может только кандидат с практическим опытом работы в продвижении. Ожидания работодателя также зависят от отрасли и целей бизнеса, но в общем и целом здесь требуются люди с управленческими качествами и доскональным знанием маркетинговых инструментов.
Главное, что должен знать и уметь директор по маркетингу — находить точки роста для бизнеса и грамотно их использовать. Второй немаловажный навык — бюджетирование, поскольку владелец ждет, что расходы на продвижение целиком окупятся прибылью.
И поскольку директор по маркетингу играет несколько ролей: экономиста, аналитика, маркетолога, даже отчасти дизайнера и редактора — он должен вникать в каждый аспект бизнеса и рынка.
Вот примерный перечень требований к навыкам CMO, которые может предъявить работодатель:
- Опыт работы в сфере продвижения от 3 лет, наличие успешных кейсов;
- Навыки операционного и стратегического планирования;
- Знание рекламного рынка и инструментов продвижения;
- Навыки презентации, ведения переговоров;
- Знание норм действующего законодательства в сфере работы компании;
- Опыт управления командой;
- Высшее образование (экономика, менеджмент, маркетинг).
Важные личностные качества
Управление любым коллективом всегда сопряжено со стрессом, постоянным переработками и повышенной ответственностью. Человек на менеджерской позиции должен следить за всем и видеть буквально всё. Это накладывает особый отпечаток на его психоэмоциональный облик:
- Стрессоустойчивость;
- Высокая работоспособность;
- Быстрая обучаемость;
- Умение делегировать полномочия, распределять задачи и контролировать исполнение;
- Целеустремленность, решительность;
- Нестандартное мышление;
- Умение анализировать чужой или личный опыт, в первую очередь негативный;
- Умение организовать работу коллектива и поддерживать рабочую атмосферу.
Где учиться на директора по маркетингу
Как уже понятно, занять управляющую позицию в маркетинге и возглавить целое стратегическое направление способен только человек с опытом и репутацией — прочие варианты исключены.
Начать обучение следует с окончания вуза по направлению «Маркетинг, реклама и PR», а также желательно окончить магистратуру в сфере менеджмента.
Также существуют различные онлайн-курсы специально для маркетологов, которые планируют встать выше на карьерной ступеньке, но не имеют пока достаточных компетенций. Их легко можно найти в интернете.
Зарплата директора по маркетингу в 2024 году
Данная специальность чрезвычайно востребована в России и, судя по вакансиям в открытом доступе, грамотным директорам по маркетингу готовы платить внушительные суммы. Так, на hh.ru средняя зарплата начинается от 100000 рублей в месяц.
Сюда же, помимо официального трудоустройства и социального пакета, можно приплюсовать различные бонусы за KPI и выполнение плана, поэтому реальная зарплата директора по маркетингу может быть на порядок выше. Многое зависит как от его личного опыта, так и от сферы бизнеса и компании, в которой он работает.
Плюсы и минусы профессии директора по маркетингу
Плюсы | Минусы |
Востребованность | Высокая ответственность |
Престижность | Нужен опыт и управленческие навыки |
Высокая зарплата | Ненормированный график работы |
Возможность самореализации | Постоянное самообучение |
Карьерные перспективы | Возможны командировки |
Официальное трудоустройство |