В онлайн-образовании студенты часто учатся изолированно и вынуждены бороться с прокрастинацией, поэтому особенно остро встает вопрос вовлеченности и командной работы. На помощь приходят agile-методики, первоначально созданные для IT-сферы.
Одна из самых популярных — EduScrum, гибкая учебная методика, превращающая обучение в увлекательный и результативный командный забег.
EduScrum — это адаптация известного гибкого фреймворка Scrum для образовательного процесса. Её создатель, голландский учитель физики Вилли Вейнантс, столкнулся с тем, что традиционные методы не мотивируют его учеников. Он взял за основу принципы Scrum, использовавшиеся в разработке программного обеспечения, и переработал их для класса. Суть методики заключается в том, что студенты самостоятельно, но в рамках четкой структуры, проходят учебный материал, объединившись в небольшие самоуправляемые команды.

Теоретическая основа — эмпирическое управление
EduScrum базируется на теории эмпирического управления, которая утверждает, что знания приобретаются на основе опыта и принятия решений в условиях неопределенности. Эта теория стоит на трех китах:
- Прозрачность (Transparency). Все аспекты учебного процесса — цели, задания, прогресс и проблемы — видны и преподавателю, и студентам. Это создает атмосферу доверия;
- Инспекция (Inspection). Участники процесса регулярно проверяют учебные достижения и прогресс в работе команды, чтобы вовремя обнаружить нежелательные отклонения;
- Адаптация (Adaptation). Если в ходе инспекции выясняется, что процесс ушел в неверном направлении, команда немедленно вносит корректировки, чтобы минимизировать дальнейшие риски.
Где использовать EduScrum, а где — нет?
В онлайн-образовании никогда не бывает полностью универсальных решений, которые работали бы везде и всюду. EduScrum это касается в полной мере. Методика обучения с самоорганизацией и распределением ролей идеально подходит там, где есть:
- Проектная деятельность и осязаемый результат в виде продукта. Например, курс по веб-разработке, где команда должна создать собственный сайт, отработав все решения на практике и при этом полностью повторить все роли, свойственные команде разработчиков;
- Прокачка комплексных навыков и софтскилов, а не одного конкретного умения. В качестве примера можно привести курс по маркетингу, где нужно разработать полноценную рекламную кампанию и просчитать риски;
- Междисциплинарные темы. В качестве примера можно привести курс по истории и литературе, где студенты исследуют определенную эпоху в контексте художественного творчества и/или с точки зрения конкретных авторов.
Использовать с осторожностью EduScrum стоит на курсах с последовательно подаваемым материалом, где каждая следующая тема критически зависит от предыдущей (например, высшая математика, изучение иностранного языка с нуля). Здесь команда может «застрять» на одном сложном модуле и в целом будет усваивать материал с неодинаковым темпом, поэтому нужно выстраивать командный процесс аккуратнее.
А вот где EduScrum точно не годится, так это в четко структурированных программах с большим количеством заучиваемого материала (дат, формул, определений). Здесь ключевую роль играет индивидуальное запоминание, а не коллективное исследование и применение.
Практические результаты и работа в онлайн-формате
На практике EduScrum в онлайн-курсе выглядит так:
- Создается виртуальное рабочее пространство (в Trello, Miro, Notion или специализированных Agile-досках);
- Преподаватель формулирует учебную цель (например, «Создать прототип мобильного приложения») и выдает бэклог продукта — список заданий (User Stories), необходимых для достижения цели;
- Команда на планировании решает, какие задания они могут выполнить за «спринт» (учебный период, обычно 2—4 недели). Эти задачи переносятся на доску спринта с колонками «Бэклог», «Сделать», «В процессе», «Проверка», «Готово»;
- Ежедневные стендапы (5—10 минут в Zoom/Teams) помогают синхронизироваться: что сделал вчера? что сделаю сегодня? какие есть препятствия?
- В финале встречи проходит обзор спринта (демонстрация результатов преподавателю) и ретроспектива (внутреннее обсуждение команды: что было хорошо, что можно улучшить).
Источник: Canva, kedu.ru
Распределение ролей в EduScrum: кто за что отвечает?
Успех методики EduScrum строится на четком распределении трех ключевых ролей, каждая из которых несет свою уникальную ответственность. Вместо традиционной модели с учителем-менеджером в центре, который даёт задания и ставит оценки, здесь создается система сбалансированных обязанностей.
1. Учитель в роли Product Owner
Преподавателю предстоит кардинально пересмотреть привычную позицию в учебном процессе, потому что теперь его главная задача — быть экспертом и визионером, который определяет конечную образовательную цель.
Он не просто даёт материал, а формулирует ответ на вопрос «Чему мы должны научиться?», создавая и наполняя так называемый «бэклог продукта» — приоритизированный список учебных заданий и тем.
Например, в курсе по веб-дизайну преподаватель ставит цель «создать работающий прототип сайта для местного кафе» и составляет список необходимых для этого шагов. Он остается доступным для команд, отвечая на их вопросы по существу материала, но принципиально не вмешивается в процесс работы, не диктует, как именно команда должна организовать свою деятельность, и не решает их внутренние конфликты. Его роль — задавать рамки и вдохновлять, предоставляя командам автономию.
2. Scrum-мастер
Внутри каждой команды выделяется фигура скрам-мастера. Это не начальник и не менеджер, как могло показаться на первый взгляд, а фасилитатор — тот, кто организует и сопровождает учебный процесс. Его учащиеся выбирают из своей среды самостоятельно.
Зона ответственности скрам-мастера — это бесперебойность обучения. Кроме того, он следит, чтобы команда соблюдала правила EduScrum: проводила ежедневные стендапы, вовремя обновляла онлайн-доску и не забывала о проверке результата.
В условиях онлайн-обучения его миссия становится особенно значимой. Именно он первым замечает, что один из участников третий день не выходит на связь в общем чате, и инициирует выяснение причин. Он помогает команде устранить препятствия, которые мешают прогрессу, будь то техническая неполадка или недопонимание между членами группы. По сути, Scrum-мастер — это «мотор» в механизме команды.
3. Команда
Наконец, сам учебный коллектив. В EduScrum, как уже понятно, это не пассивные слушатели, которые лишь выполняют задания учителя, а это перекрестно-функциональная и самоуправляемая группа учащихся. Как правило, она состоит из 3—5 человек (команды свыше этого числа не так управляемы и чаще страдают от дезорганизации).
Команда коллективно берет на себя ответственность за достижение учебной цели, самостоятельно планирует свою работу, распределяет задачи внутри себя и находит наилучшие способы их выполнения.
В идеале, она должна объединять участников с разными навыками и взглядами: один силен в аналитике, другой — в креативных решениях, третий — в организации.
Например, работая над тем же проектом сайта для кафе, команда сама решает, кто будет заниматься дизайном макета, кто — написанием текстов, а кто — технической реализацией. Именно в этой совместной деятельности, где учащиеся полагаются друг на друга, и происходит настоящее глубокое обучение, развиваются не только предметные, но и жизненно важные гибкие навыки.
Как сформировать команду и оценивать прогресс в обучении
На учебные команды нужно смотреть как на собрание единомышленников, у которых есть единая цель и при этом осознанное понимание, чего они хотят добиться. Поэтому старайтесь собирать разнородные группы по уровню знаний, навыкам и личностным качествам. Это усиливает эффект взаимного обучения.
Оценивание в EduScrum должно быть гибким:
- Командная оценка за итоговый проект — финализирующая отметка, ставящая точку в процессе. Группа ориентируется именно на неё, поскольку это конечная цель учебы;
- Индивидуальная оценка — короткие тесты или задания, проверяющие личное понимание материала каждым студентом. Такого рода оценки становятся своего рода реперными точками в траектории обучения;
- Самостоятельная оценка и оценка коллег — отметки (ачивки, награды), которые команда раздает сама по итогам вклада в общее дело.
Что делать, если участники не справляются?
Когда команда «буксует», ключевая задача учителя-Владельца Продукта — не брать управление на себя, а выступить в роли фасилитатора, который помогает команде найти собственный путь к решению. Вместо того чтобы давать прямые указания, начните с наводящих вопросов во время ретроспективы. Спросите: «С каким именно шагом в задании “разработать логотип” вы столкнулись?» или «Что извне мешает вашему прогрессу — возможно, нехватка информации или сложности с согласованием в чате?».
Далее предложите команде провести короткий мозговой штурм, сфокусированный на поиске выхода из тупиковой ситуации. Например, если студенты не могут распределить части группового проекта, спросите: «Какие есть идеи, чтобы справедливо разделить зоны ответственности?». После этого совместно со Scrum-мастером проанализируйте выявленные препятствия. Если проблема в коммуникации, помогите им установить четкие правила: например, отвечать на сообщения в общем чате в течение 24 часов.
В крайнем случае, если задача оказалась объективно сложной, скорректируйте бэклог: разбейте глобальную задачу «снять видеоролик» на более мелкие и понятные шаги: «написать сценарий», «подобрать реквизит» и «записать закадровый текст». Это снимет барьер и снова запустит движение вперёд.
Пошаговое внедрение EduScrum в онлайн-курс (чек-лист)
- Подготовка. Изучите методику. Подготовьте четкий учебный план (бэклог продукта). Выберите онлайн-инструменты (доска, видеоконференции, мессенджер);
- Обучение студентов. Проведите вводный вебинар, объясните суть EduScrum, роли и процесс. Это ключевой этап!
- Формирование команд и первый спринт. Сформируйте команды, помогите им выбрать Scrum-мастеров и провести первое планирование спринта;
- Фасилитация. В течение спринта будьте на связи, отвечайте на вопросы по содержанию, но не вмешивайтесь в процесс без необходимости;
- Анализ. После первого спринта проведите обзор и соберите фидбек. Скорректируйте процесс для следующих спринтов, исходя из полученного опыта.
ТОП-5 ошибок при внедрении EduScrum
Внедрять EduScrum и учесть все нюансы довольно-таки непросто, поскольку приходится полагаться на сознательность студентов и максимально уйти от микроконтроля. Это тяжело скорее с психологической точки зрения, нежели технически. Поэтому главное избежать типичных ошибок в организации:
- Недостаточное объяснение правил. Студенты не понимают, что от них хотят, и учебный процесс разваливается в самом начале;
- Жесткий контроль со стороны преподавателя. Пожалуй, самая критичная ошибка, поскольку выхолащивает саму суть EduScrum. Когда учитель вместо того, чтобы доверять командам, начинает мелочно регламентировать каждый шаг — например, диктует, кто именно и в какой день должен выполнить конкретный пункт в бэклоге, или требует ежедневных персональных отчетов помимо общих стендапов — он невольно превращает студентов из активных и ответственных участников в пассивных исполнителей. Такое «дирижирование» мгновенно уничтожает управление процессом со стороны команды, а вместе с ним пропадает и вся внутренняя мотивация, основанная на автономии и коллективном достижении результата. В итоге EduScrum вырождается в обычную групповую работу под строгим надзором;
- Неверно сформированные бэклоги. Слишком размытые задания (например, «изучить историю Древнего Рима») сходу заводят команду в тупик, так как непонятно, где финиш и какой конкретно результат нужно показать. Студенты тратят время не на работу, а на выяснение того, что же от них хотят. Слишком микроскопичные, детализированные задачи наоборот, убивают самостоятельность и гибкость команды. Они превращают EduScrum-доску в простой список дел, лишая команду возможности самой планировать свою работу и принимать решения;
- Игнорирование ретроспектив, отсутствие разбора выполненных задач. Без этого этапа команда не учится на своих ошибках и не развивается. Например, команда могла бы на разборе выяснить, из-за чего постоянно срываются сроки по спринтам. Возможно, один участник берет на себя слишком много задач, а другие бездействуют. Осознав это, участники могли бы перераспределить нагрузку. Без специально отведенного времени для такого разбора команда так и будет бесконечно наступать на одни и те же грабли, накапливая разочарование от результатов и теряя мотивацию;
- Отсутствие правил онлайн-коммуникации. Неоговоренные сроки ответов в чатах, пропуск стендапов, переносы или частые отмены онлайн-встреч быстро приводят к дезорганизации и хаосу, превращая учебный процесс в нечто необязательное.
Выводы о пользе EduScrum
Как уже понятно, методика не универсальна, поэтому рекомендовать её всем и каждому было бы неверно. У неё есть как ряд неоспоримых плюсов, так и существенных минусов.
Плюсы
- Резко повышает вовлеченность и ответственность студентов;
- Эффективно развивает «гибкие» навыки (soft skills) — умение работать в команде, поддерживать коммуникацию, искать и находить коллективное решение проблем;
- Делает процесс обучения прозрачным и ориентированным на результат;
- Даёт преподавателю стать настоящим наставником, а не надзирателем.
Минусы
- Требует серьезной подготовки и смены парадигмы мышления со стороны преподавателя;
- Не подходит для всех типов контента;
- Встречает сопротивление у студентов, привыкших к пассивной роли;
- В онлайн-среде сильно зависит от качества интернет-соединения, надежности платформы и самодисциплины участников.
EduScrum — разумеется не панацея. Однако она вполне может стать мощным инструментом, который превратит онлайн-курс из последовательности лекций в живую среду взаимопомощи и обмена знаниями, где студенты будут действительно учиться, а преподаватель получит новую, вдохновляющую роль проводника.