Ошибки на ЕГЭ. Как их избежать?

KEDU
Автор статьи

Содержание

Дата публикации 07.03.2019 Обновлено 01.07.2025
ошибки на ЕГЭ
Источник фото freepik
Все старшеклассники тщательно готовятся к ЕГЭ: кто-то занимается сам, кто-то тренируется на групповых курсах или с репетитором. Все стремятся к высоким результатам, и никому не хочется, чтобы досадная ошибка перечеркнула старания многих месяцев и закрыла дорогу в желанный вуз. Рассмотрим самые распространенные ошибки выпускников на госэкзаменах по разным предметам и разберемся, как их избежать.

ЕГЭ: типичные ошибки

Некоторые ошибки характерны для выпускников вне зависимости от предмета, который они сдают. Вот 5 самых популярных «грехов» экзаменуемых.

  1. Невнимательность к условиям задачи, непонимание поставленного вопроса. Даже если задание кажется легким, лучше перечитать его несколько раз.
  2. Недостаток дисциплинированности, небрежность. Многие работы пестрят мелкими недочетами, которые выпускник заметил бы, если бы потрудился перепроверить написанное.
  3. Неумение мыслить за рамками предложенного. Задания ЕГЭ грешат шаблонностью и типизированностью: любой готовившийся к экзаменам ученик знает, какие вопросы его ждут в разделах «А», «В» и «С». Но это не значит, что нужно использовать только заученный материал. Экзаменаторы отмечают, что знания детей часто фрагментарны: они даже не умеют применять данные, полученные на других уроках.
  4. Неправильное заполнение бланка. Нередки случаи, когда талантливые выпускники от волнения допускают досадные промахи – например, вписывают ответы не в те клетки. Обычно это происходит с теми, кто воспринимает экзамен как важнейшее испытание в жизни, а возможную неудачу – как катастрофу. Как расслабиться перед экзаменом, чтобы не наделать глупых ошибок – в нашем предыдущем материале.

  5. Отсутствие логики. Увлекшись подсчетами, экзаменуемый может не заметить, что получил, мягко говоря, странный ответ: скорость теплохода равна 10 тыс. км в час, рост человека – 6 см, синус угла равен 10. Все результаты необходимо проверять с точки зрения здравого смысла.

Впрочем, немало типичных ошибок и в усвоенном материале. Разберем их подробнее.

ЕГЭ: русский язык

Самые слабые места в знаниях выпускников:

  1. правописание «н» и «нн» в различных частях речи;
  2. расстановка запятых;
  3. понимание предложенных для разбора текстов (особенно тех, в которых есть ирония и сарказм);
  4. редактирование собственных работ.

Задания требуют от выпускников большого словарного запаса, понимания грамматики русского языка, базовых аналитических способностей.

Экзаменаторы отметили, что для аргументации своей позиции в сочинении дети редко используют современную российскую литературу (доля таких примеров – не более 1%). Задача преподавателя – приучить учеников к систематическому чтению.

ЕГЭ: математика

Сложности с планиметрическими и стереометрическими задачами возникают у участников ЕГЭ как базового, так и профильного уровня.

Половина экзаменуемых не способна по графику производной найти точку экстремума, дать характеристику ее производной по графику функции, исследовать функцию с помощью производной. Эксперты предположили, что учеников «натаскивают» на выполнение типовых задач, вместо того чтобы сосредоточить их внимание на систематическом изучении курса.

ЕГЭ: обществознание

Не все знают основы конституционного строя России, права и свободы человека, ориентируются в устройстве и организации государственной власти.

Например, в 2018 году экзаменуемые продемонстрировали недостаток знаний о финансовых институтах, экономических процессах, налоговой системе. Многие выпускники не понимают, что такое гуманизм, патриотизм. Наконец, мало кто грамотно формулирует свои мысли и приводит аргументы, рассуждая о заданной социальной проблеме.

ЕГЭ: география

Остаются проблемы со знанием терминологии («континентальность климата», «циклон» и «антициклон», «русло»), природных явлений, составом географических районов России, особенностей географического положения стран, численности населения столиц. Многие не умеют выделять признаки важных экономико-географических понятий: «международная экономическая интеграция», «отрасль международной специализации».

ЕГЭ: химия

Самым проблемным остается решение задач, сочетающих разные виды расчетов по формулам и уравнениям химических реакций. Здесь важно умение находить нужную информацию в условии задачи и грамотно выстраивать последовательность действий. В идеале системное изучение теоретического материала должно сопровождаться практическими занятиями.       

ЕГЭ: физика

Больше всего сложностей у выпускников вызывает объяснение результатов экспериментов и задач, на которые требуется развернутый ответ. Школьники не к месту используют «типовые» ответы, которые прочитали в пособиях по подготовке к ЕГЭ. Зато большинство демонстрирует базовые знания астрофизики и хорошо решает задания, подразумевающие краткий ответ.

ЕГЭ: литература

Самые трудные – задания, ориентированные на глубокое знание произведений (характера персонажей, связанных с ними цитат) и распознавание средств выразительности в текстах. Сочинение, которое предлагается выпускникам на этом ЕГЭ, требует навыков анализа текстов. Часто выпускники плохо сопоставляют литературные явления и факты, приводят неуместные сравнения.

Хорошей тренировкой может стать не только внимательное знакомство с классикой, но и итоговое сочинение в 11 классе, где школьникам предлагают для раскрытия темы привести пример из художественных произведений.

ЕГЭ: информатика и ИКТ

Количество участников ЕГЭ по этому предмету рекордно выросло в 2018 году. Выпускники демонстрируют неплохое знание информатики, но постоянно допускают ошибки из-за невнимательности, неправильного понимания задания. Кроме того, эксперты советуют старшеклассникам потренироваться в составлении программ для решения задач средней сложности. Многие выпускники плохо решают задачи по определению объема памяти, анализу алгоритма или программы, построению или преобразованию логических выражений.

ЕГЭ: иностранные языки

Чтение и аудирование проблем не вызывает, а вот выполняя письменные творческие задания, абитуриенты часто выхватывают фразы из контекста и в итоге подменяют предложенные задачи более простыми. Есть тенденция к использованию заученных штампов. Выбор «безопасных» заезженных выражений свидетельствует о том, что большинство выпускников не может свободно говорить и писать на иностранном языке.

ЕГЭ: биология

Здесь школьники в основном испытывают трудности при объяснении результатов скрещивания, выполнении заданий по рисункам. Абитуриенты не могут соотнести характеристики и признаки органов растений, животных и человека. Плохо изученными темами несколько лет подряд остаются деление клетки, обмен веществ и энергии в клетке, формы естественного отбора, видообразование, нервная система человека, экосистемы. Выпускники не всегда могут применить теоретические знания для объяснения процессов и явлений природы.

ЕГЭ: история

Выпускники путают исторических деятелей и события в России в ХХ веке (особенно плохо знают Гражданскую войну), не ориентируются в истории культуры. Трудности вызывает анализ документов, относящихся к разным историческим периодам, работа с исторической картой. Многие не узнают представленные на иллюстрациях памятники скульптуры и архитектуры. А хуже всего школьники справляются с составлением развернутого аргумента на основе исторических фактов.

"Ученикам, с толком тратившим время на учебу, хорошо сдать экзамен поможет подход «сперва сложное». Чтобы применить этот метод, ученик должен первым делом быстро проглядеть вопросы и найти самый сложный. С него и следует начать. Но, как только ученик почувствует, что застрял - обычно через минуту-другую, - он должен отложить вопрос. Чтобы воспользоваться этим подходом, увязнув в сложном задании, ученик должен заставить себя перейти к вопросам попроще: на заднем плане режим рассредоточенного внимания будет параллельно трудиться над сложным заданием. Позже, когда ученик снова сконцентрирует внимание на сложном вопросе, он сможет ответить на него или хотя бы сдвинется с мертвой точки. Применять подход «сперва сложное» намного эффективнее, чем решать простые задания в первую очередь и отложить самый запутанный вопрос напоследок, когда ученик уже умственно утомится и будет нервничать из-за того, что времени осталось слишком мало. «Сперва сложное» позволяет воспользоваться преимуществами режима рассредоточенного внимания: будто двухъядерный процессор, мозг обдумывает заковыристый вопрос на заднем плане."
Барбара Оакли, Терренс Сейновски, Бет Роговски, "Научить невозможному. Как помочь ученикам освоить любой предмет и не бояться экзаменов", 2022

Источники

При подготовке материала использовались следующие источники:

Комментарии
Всего
7
2025-07-01T13:46:19+05:00
Расстановка запятых в русском языке - это как собственное чутьё или зубрёжка правил. Благо, что я всегда знала (как будто из ниоткуда) где и как поставить запятую. Моим одноклассницам же пришлось учить правила.
2025-06-26T00:00:00+05:00
В ЕГЭ по обществознанию реально часто допускают ошибки в формулировании мыслей и приведении аргументов. Сама с этим сталкивалась, пока не стала более внимательна.
2024-12-14T00:00:00+05:00
мало полезных лайфхаков, всё это и так известно
2024-04-26T00:00:00+05:00
не учтены современные реалии, типа онлайн-подготовки
2021-12-25T00:00:00+05:00
прикольно, что расписали типичные ошибки по предметам, буду учитывать
2021-08-05T18:25:00+05:00
Сдаю географию в следующем году, оч боюсь, спасибо за такие статьи !
2022-02-10T18:25:00+05:00
о, я тож географию
Читайте также
Все статьи