Все старшеклассники тщательно готовятся к ЕГЭ: кто-то занимается сам, кто-то тренируется на групповых курсах или с репетитором. Все стремятся к высоким результатам, и никому не хочется, чтобы досадная ошибка перечеркнула старания многих месяцев и закрыла дорогу в желанный вуз. Рассмотрим самые распространенные ошибки выпускников на госэкзаменах по разным предметам и разберемся, как их избежать.
ЕГЭ: типичные ошибки
Некоторые ошибки характерны для выпускников вне зависимости от предмета, который они сдают. Вот 5 самых популярных «грехов» экзаменуемых.
- Невнимательность к условиям задачи, непонимание поставленного вопроса. Даже если задание кажется легким, лучше перечитать его несколько раз.
- Недостаток дисциплинированности, небрежность. Многие работы пестрят мелкими недочетами, которые выпускник заметил бы, если бы потрудился перепроверить написанное.
- Неумение мыслить за рамками предложенного. Задания ЕГЭ грешат шаблонностью и типизированностью: любой готовившийся к экзаменам ученик знает, какие вопросы его ждут в разделах «А», «В» и «С». Но это не значит, что нужно использовать только заученный материал. Экзаменаторы отмечают, что знания детей часто фрагментарны: они даже не умеют применять данные, полученные на других уроках.
-
Неправильное заполнение бланка. Нередки случаи, когда талантливые выпускники от волнения допускают досадные промахи – например, вписывают ответы не в те клетки. Обычно это происходит с теми, кто воспринимает экзамен как важнейшее испытание в жизни, а возможную неудачу – как катастрофу. Как расслабиться перед экзаменом, чтобы не наделать глупых ошибок – в нашем предыдущем материале.
- Отсутствие логики. Увлекшись подсчетами, экзаменуемый может не заметить, что получил, мягко говоря, странный ответ: скорость теплохода равна 10 тыс. км в час, рост человека – 6 см, синус угла равен 10. Все результаты необходимо проверять с точки зрения здравого смысла.
Впрочем, немало типичных ошибок и в усвоенном материале. Разберем их подробнее.
ЕГЭ: русский язык
Самые слабые места в знаниях выпускников:
- правописание «н» и «нн» в различных частях речи;
- расстановка запятых;
- понимание предложенных для разбора текстов (особенно тех, в которых есть ирония и сарказм);
- редактирование собственных работ.
Задания требуют от выпускников большого словарного запаса, понимания грамматики русского языка, базовых аналитических способностей.
Экзаменаторы отметили, что для аргументации своей позиции в сочинении дети редко используют современную российскую литературу (доля таких примеров – не более 1%). Задача преподавателя – приучить учеников к систематическому чтению.
ЕГЭ: математика
Сложности с планиметрическими и стереометрическими задачами возникают у участников ЕГЭ как базового, так и профильного уровня.
Половина экзаменуемых не способна по графику производной найти точку экстремума, дать характеристику ее производной по графику функции, исследовать функцию с помощью производной. Эксперты предположили, что учеников «натаскивают» на выполнение типовых задач, вместо того чтобы сосредоточить их внимание на систематическом изучении курса.
ЕГЭ: обществознание
Не все знают основы конституционного строя России, права и свободы человека, ориентируются в устройстве и организации государственной власти.
Например, в 2018 году экзаменуемые продемонстрировали недостаток знаний о финансовых институтах, экономических процессах, налоговой системе. Многие выпускники не понимают, что такое гуманизм, патриотизм. Наконец, мало кто грамотно формулирует свои мысли и приводит аргументы, рассуждая о заданной социальной проблеме.
ЕГЭ: география
Остаются проблемы со знанием терминологии («континентальность климата», «циклон» и «антициклон», «русло»), природных явлений, составом географических районов России, особенностей географического положения стран, численности населения столиц. Многие не умеют выделять признаки важных экономико-географических понятий: «международная экономическая интеграция», «отрасль международной специализации».
ЕГЭ: химия
Самым проблемным остается решение задач, сочетающих разные виды расчетов по формулам и уравнениям химических реакций. Здесь важно умение находить нужную информацию в условии задачи и грамотно выстраивать последовательность действий. В идеале системное изучение теоретического материала должно сопровождаться практическими занятиями.
ЕГЭ: физика
Больше всего сложностей у выпускников вызывает объяснение результатов экспериментов и задач, на которые требуется развернутый ответ. Школьники не к месту используют «типовые» ответы, которые прочитали в пособиях по подготовке к ЕГЭ. Зато большинство демонстрирует базовые знания астрофизики и хорошо решает задания, подразумевающие краткий ответ.
ЕГЭ: литература
Самые трудные – задания, ориентированные на глубокое знание произведений (характера персонажей, связанных с ними цитат) и распознавание средств выразительности в текстах. Сочинение, которое предлагается выпускникам на этом ЕГЭ, требует навыков анализа текстов. Часто выпускники плохо сопоставляют литературные явления и факты, приводят неуместные сравнения.
Хорошей тренировкой может стать не только внимательное знакомство с классикой, но и итоговое сочинение в 11 классе, где школьникам предлагают для раскрытия темы привести пример из художественных произведений.
ЕГЭ: информатика и ИКТ
Количество участников ЕГЭ по этому предмету рекордно выросло в 2018 году. Выпускники демонстрируют неплохое знание информатики, но постоянно допускают ошибки из-за невнимательности, неправильного понимания задания. Кроме того, эксперты советуют старшеклассникам потренироваться в составлении программ для решения задач средней сложности. Многие выпускники плохо решают задачи по определению объема памяти, анализу алгоритма или программы, построению или преобразованию логических выражений.
ЕГЭ: иностранные языки
Чтение и аудирование проблем не вызывает, а вот выполняя письменные творческие задания, абитуриенты часто выхватывают фразы из контекста и в итоге подменяют предложенные задачи более простыми. Есть тенденция к использованию заученных штампов. Выбор «безопасных» заезженных выражений свидетельствует о том, что большинство выпускников не может свободно говорить и писать на иностранном языке.
ЕГЭ: биология
Здесь школьники в основном испытывают трудности при объяснении результатов скрещивания, выполнении заданий по рисункам. Абитуриенты не могут соотнести характеристики и признаки органов растений, животных и человека. Плохо изученными темами несколько лет подряд остаются деление клетки, обмен веществ и энергии в клетке, формы естественного отбора, видообразование, нервная система человека, экосистемы. Выпускники не всегда могут применить теоретические знания для объяснения процессов и явлений природы.
ЕГЭ: история
Выпускники путают исторических деятелей и события в России в ХХ веке (особенно плохо знают Гражданскую войну), не ориентируются в истории культуры. Трудности вызывает анализ документов, относящихся к разным историческим периодам, работа с исторической картой. Многие не узнают представленные на иллюстрациях памятники скульптуры и архитектуры. А хуже всего школьники справляются с составлением развернутого аргумента на основе исторических фактов.