ЕГЭ по русскому языку в 2019 году останется обязательным для всех выпускников школ. На его сдачу зарегистрировались более 720 тыс. человек. Сочинение представляет главную часть этого экзамена многие выпускники считают едва ли не самым сложным испытанием. При проверке оцениваются смысловое и речевое оформление и грамотность. Максимальный балл, который может набрать испытуемый, – 24.

В этом материале мы на конкретных примерах разберем структуру, по которой следует выстраивать текст, и расскажем о некоторых новшествах экзамена.

Структура сочинения при сдаче ЕГЭ

Обозначение проблемы текста

Данная часть обычно содержит 2-3 фразы. Обычно она указывается в начале или в самом конце предложенного текста. Правильно сформулированная проблема подарит выпускнику всего 1 балл, зато ошибка в этой части будет стоить ему дорого: сочинение, написанное с опорой на неверный или спорный тезис, оценят низко. Проблем несколько? Лучше выбрать ту, с какой будет удобнее работать. Проблема может быть обозначена в виде риторического вопроса.

Возможные формулировки:

Автор текста поднимает проблему.../предлагает задуматься над проблемой (чего?)/В центре внимания автора стоит проблема.../(...?) Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста/ «...?» – такой вопрос ставит перед нами...

Комментарий и анализ текста 

Это самая важная и «дорогая» (по количеству присуждаемых баллов) часть сочинения на предстоящем Едином госэкзамене.

Комментарий должен содержать:

  1. два примера-иллюстрации для раскрытия проблемы: уместно процитировать автора (но лишь частично, не переписывая большие фрагменты текста целиком) и объяснить, почему важны конкретно эти отрывки;

  2. указание на причинно-следственную связь между двумя примерами (многое зависит от использованных писателем приемов, в частности средств выразительности);

  3. пояснение к иллюстрациям (интерпретация слов автора и фабулы текста). Здесь требуется продемонстрировать понимание смысла слов писателя и того, по какой причине герои поступают именно так.

Комментарий демонстрирует, насколько глубоко экзаменуемый вник в суть затронутой проблемы и сумел ли увидеть ее аспекты, намеченные автором. Хоть цитирование и допускается, комментарий не должен сводиться к пересказу. Необходимо внимательно ознакомиться с текстом. Если присутствует даже одна неточность или нет опоры на предложенныйтекст, выпускник получит ноль баллов.

Допустимые формулировки:

В центре внимания писателя оказалась ситуация.../На примере (события) писатель показывает.../Чтобы полнее раскрыть эту проблему, автор рассказывает читателю о.../Для того чтобы заострить внимание на проблеме, писатель использует... Так он демонстрирует...

Авторская позиция 

Эта часть логически вытекает из первых двух пунктов

Это ответ на поставленный в тексте вопрос, ключ к проблеме. В художественном тексте выражается через поступки и мысли героев, оценочную лексику, вводные слова, междометия. В публицистическом же она обычно указана прямым текстом – преимущественно в последнем абзаце.

Возможные формулировки:

Из текста ясно, что.../Позиция писателя такова:.../Автор выступает решительно против.../

Позиция экзаменуемого

Суть в том, чтобы уложить в несколько предложений отношение к позиции автора и обосновать его. Здесь стоит привести пример из жизни, новостей, книг.

Правильное обозначение авторской оценки и обоснование собственной позиции экзаменуемого оцениваются максимально в 1 балл каждый.

Допустимые формулировки:

Я (не) согласен с автором в том, что.../Я (не) разделяю точку зрения писателя и уверен, что.../Нельзя (не) согласиться с автором в том, что ...

Вывод

Эксперты советуют выпускникам не растягивать финальную часть сочинения больше чем на 2-3 предложения. В противном случае проверяющие решат, что экзаменуемый не умеет емко излагать свои мысли. От школьника требуется кратко сообщить, как на него повлиял текст, заставил ли о чем-то задуматься, призывает ли читателя к чему-либо.

Возможные формулировки:

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте, и.../ Все сказанное позволяет сделать вывод.../В заключение отмечу...

Изменения в сочинении 2019 года

Требование к приведенным выпускником аргументам перестало входить в число критериев оценки. Разумеется, без таких аргументов не получится обосновать отношение к позиции автора, но их количество и качество уже не так важны, как раньше, и «стоят» всего 1 балл. Зато комментарий стал основной частью сочинения, и вместо 3 баллов за него будут присуждать максимально 5.

Нововведения помогут выпускникам окончательно уйти от шаблонных сочинений и научиться анализировать случайный текст (не секрет, что аргументы из литературы многие готовили к экзамену заранее).

Что касается объема, то сочинение ЕГЭ по русскому языку не претерпит здесь каких-либо серьезных изменений. От экзаменуемого требуется связный текст в количестве не более 350 слов, включая частицы и предлоги.

Лучшие советы выпускникам, готовящимся к ЕГЭ по русскому языку: побольше тренируйтесь (так вы быстрее усвоите, каким должен быть «скелет» текста), читайте книги и размышляйте над ними.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2019: пример текста

Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела. 

– Мы несём от неё немалые потери, – сказал он, – и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. Нужно эту батарею уничтожить.

Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями. 

Тумик первый сказал, что согласен. Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью. Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.

Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду – коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами. 

Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня». Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. Отец – это был родной дом, детство и школа, девушка Шура – это была любовь, а Миша Рубин – друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки. Они были с ним всю войну: отец, та девушка и Миша – и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. Это была его Отчизна! И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени. 

– Недаром же я жил на земле, – сказал он себе. 

Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. Но он ничего не сказал. У Корнева были жена и маленький сын. Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови... 

Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды. Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:

– Ну, Корнев, тащи.

У Корнева были жена и маленький сын... 

Они обнялись, поцеловались. На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, – ребята говорили, что вышел отлично. И Корнев ушёл. Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край – снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны... (По В. А. Каверину)

Вариант сочинения по тексту

Какова роль воспоминаний в годы войны? Почему мысли о доме, о близких людях помогают выстоять в годы войны? Этими вопросами задается Вениамин Каверин в данном тексте.

Отвечая на поставленные вопросы, автор рассказывает историю о подвиге солдата во время Великой Отечественной войны. Командир вызывал к себе разведчиков Тумика и Корнева и «спросил, что они думают о самопожертвовании», затем изложил свой план по уничтожению фашистской батареи, которая мешала продвижению русской армии вперед.

Разведчики понимали: за одну ночь кто-то из них должен решиться на смерть. Эту ночь каждый из них провел в раздумьях и воспоминаниях. Тумику вспомнился родной дом: «Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду – коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами». Автор показал, как мысли о доме, слова отца («Воюй и за себя, и за меня»), воспоминания о друге Мише и любимой девушке Шуре сложились в голове Тумика в единую картину. «Это была его Отчизна!» – это то, ради чего не страшно и умереть. Получается, воспоминания облегчили состояние Тумика, помогли ему сделать невозможное – отдать свою жизнь за счастье других, за Родину: «Раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край – снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны...».

Позиция автора в данном тексте состоит в том, что воспоминания о детстве, о родных людях поддерживают человека даже в суровые военные годы, придают ему сил.

С этой позицией сложно не согласиться. Сотни, а то и тысячи солдат, вспоминая дом и семью в промежутках между боями, осознавали, что завтрашний бой может стать последним. Однако готовность отдать жизнь за то, чтобы дети выросли в мирной обстановке в родной стране, придавала им мужества. Сколько известно примеров, когда бойцы накрывали собой мины и гранаты, погибали, но спасали жизни однополчан! Все знают о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом немецкий дзот, а также подвиге Виктора Талалихина, который погиб, направив свой самолет на фашистский бомбардировщик. Совершенно ясно, что все подвиги человек совершает ради кого-то или чего-то: каждого героя поддерживали мысли о доме, воспоминания о близких.

В заключение хочется вспомнить строки Александра Павлоградского: 

Я помню. Я горжусь. И преклоню колено

У мраморной стены… У Вечного Огня…

И многие, как я, склонятся непременно,

Ведь каждый, кто погиб, погиб и за меня...

Новый комментарий