В UX/UI-дизайне не так-то просто прогрессировать, учитывая большое количество задач и конкуренцию. Здесь ценятся самоорганизация, дисциплина и креативность. Однако ещё важнее навык работы в команде и умение руководить процессами.
Поговорим о грейдах и навыках UX/UI-дизайнера, о том, какие задачи решают специалисты разного уровня и чего от них ожидают работодатели.
Скилы UX/UI-дизайнера по уровням и опыту
Сложность UX/UI в том, что дизайнеру приходится решать комплексную задачу: не просто отрисовать и анимировать логотип и пару кнопок, а целиком продумать юзабилити приложения. Поэтому даже у UX/UI-дизайнера начального уровня должны быть развиты скилы комплексного видения задач.
Джуниор UX/UI-дизайнер
Опыт: 0—2 года
Джуны, как водится, самые неопытные специалисты в команде, но при этом в отличие от стажеров уже многое умеют и понимают.
Во-первых, у джунов должен быть прокачан скилл работы с мелкими, точечными задач и понимание, какими способами их можно выполнить. Во-вторых, джун хорошо справляется с рутиной, при этом всегда готов объяснить, как он решил ту или иную проблему. При необходимости он спрашивает совета у наставника и постоянно ищет способы улучшить свои навыки.
На первом этапе для джуна нормально чего-то не знать или не уметь — от него и не ждут, что он с порога разберется во всем процессе. Однако для него категорически неприемлемо не интересоваться работой и не задавать вопросов. Новички приходят в команду, чтобы расти и прогрессировать, поэтому быстрое обучение — наиважнейший навык на начальном уровне
Задачи
- Работа под руководством более опытных коллег;
- Доработка макетов и отрисовка частей проекта (кнопок, иконок и т.п.);
- Участие в создании базовых интерфейсов и прототипов;
- Проведение первичных исследований и тестирований;
- Подготовка простых макетов и визуализаций.
Миддл UX/UI-дизайнер
Опыт: 2—5 лет
Уровень Middle фокусируется не на решении прикладных задач, а на том, чтобы решать конкретную проблему. Он понимает, как думает пользователь, пользуясь приложением, знает, что такое User flow и умеет его продумывать от базового прототипа до конечного продукта.
Самое важное качество миддла: прокачанный навык тайм-менеджмента. Он все успевает в срок, умеет планировать рабочее время, вовремя закрывает все комплексные задачи, поскольку продумывает наперед свои действия.
Решаемые задачи
- Самостоятельное выполнение заданий любой сложности;
- Разработка интерфейсов и прототипов;
- Проведение A/B-исследований, изучение запросов аудитории;
- Создание и поддержка дизайн-систем;
- Взаимодействие с командой разработки, коллаборация с джунами и коммуникация со старшим дизайнером.
Senior UX/UI-дизайнер (Проектировщик интерфейсов)
Опыт: 5+ лет
Суперсила Senior-специалиста — это умение проектировать интерфейсы любой сложности с нуля. Он много где успел поработать, набрался внушительного опыта и владеет увесистым портфолио с десятками работ. Важный скилл для сениора — понимание технической стороны процесса, то есть Senior-дизайнер ещё и отчасти разработчик. Разумеется, в программную часть он не лезет, но во всяком случае знает, как она работает.
Это важно, потому что сениору нужно продумывать все задачи наперед, увязывая их по времени с задачами коллег из отдела разработки. При этом в его обязанности входит постановка задач своей команде и контроль ее работы.
Основное, что должен уметь тимлид, это составлять стратегию развития интерфейса: как он должен выглядеть, какие потребности пользователя закроет и каким в конечном итоге получится. Если обобщать, то сениор-дизайнер единственный из команды знает ответ на вопрос: «Зачем мы это делаем?»
Ещё одно отличие от миддла в том, что Senior вовлечен в проект с самого начала и работает над ним вплоть до релиза.
Задачи
- Руководство дизайн-командами и проектами;
- Поиск нужных гипотез и внедрение самых удачных;
- Разработка всех стратегий и процессов создания дизайна;
- Менторство и обучение младших коллег;
- Взаимодействие с бизнесом и стейкхолдерами для достижения целей.
Список навыков UX/UI-дизайнера (сравнительная таблица)
Hard Skills | Junior | Middle | Senior |
Владеет Figma, Sketch, Adobe XD и др. | Начальный уровень | Средний уровень | Экспертный уровень |
Знание принципов UX/UI | Базовое понимание устройства интерактивного дизайна | Знание User Flow, Empathy Map, CJM и др. | Комплексное понимание задач UX/UI |
Проведение пользовательских исследований | Помощь в исследованиях | Самостоятельное проведение | Разработка стратегий и анализ |
Создание прототипов и макетов | Простые прототипы | Сложные прототипы и макеты | Полноценные интерфейсы и системы |
Основы типографики, цветокоррекции и пропорций | Базовое знание | Уверенное владение | Глубокое понимание и применение |
Работа с дизайн-системами | Ознакомительный уровень | Разработка и поддержка | Внедрение и оптимизация |
Знание инструментов для юзабилити-тестирования | Ознакомительный уровень | Уверенное использование | Продвинутый уровень и анализ |
Soft Skills | Junior | Middle | Senior |
Работа в команде | Обучение | Уверенное взаимодействие | Лидерство и управление |
Коммуникация | Обсуждает простые задачи на ежедневных брифах | Участвует в брифах и совещаниях с клиентами, лидером команды | Влияние на бизнес и стейкхолдеров |
Тайм-менеджмент | Следование дедлайнам | Планирование работы и текущих задач | Управление временем команды |
Гибкость и адаптивность | Готовность учиться | Применение навыков в проектах разной сложности | Лидирование изменений |
Наставничество | Обучается у старших коллег | Помогает в обучении младших, но сосредоточен на своих задачах | Активно занимается менторством, передает опыт |
Ответственность | Выполняет задачи по техзаданию от Senior | Отвечает за прикладные проекты в рамках единого ТЗ | Отвечает за комплексный проект и работу команды |
Грейд UX/UI-дизайнера
Теперь поговорим о том, какой инструментарий должен быть в арсенале UX/UI-дизайнера и что предстоит выучить со временем. Разумеется, в вакансиях будут разные требования — мы лишь перечислим наиболее популярные программы и технологии, которые можно изучить.
Что умеет джуниор
Джунам хоть и проще всех в команде, однако, и у них должны быть крепкие навыки по части владения базовыми инструментами UX/UI-дизайна. В первую очередь это:
1. Программы тестирования и исследований
- Surveymonkey или Google Forms. Создание и анализ опросов;
- Maze или Optimal Workshop. Участие в проведении базовых юзабилити-тестов и кардиосессий.
2. Инструменты аналитики
- Google Analytics. Базовые навыки использования для анализа пользовательского поведения на сайте, умение считывать основные показатели, такие как время на сайте, количество новых пользователей и т.п.;
- Яндекс.Метрика. Знание основ записи сессий и тепловых карт для анализа пользовательских действий;
- Excel/Google Sheets: Умение работать со сводными таблицами для базового анализа данных, а также основные функции и формулы, диаграммы и оформление.
3. Инструменты для визуализации данных
В UX/UI чаще всего применяют Tableau или Google Data Studio, в которых от начинающего специалиста требуется умение составлять простые графики и отчеты.
4. Инструменты прототипирования
Здесь имеются в виду Figma, Sketch или Adobe XD. От джуна требуются навыки верстки, знание стилей и их сочетаний, работы с базовыми шрифтами, слоями и цветами.
Что умеет Middle
Специалист уровня миддл, как уже было сказано, полностью автономная единица и сам справляется с поставленными задачами. Следовательно, его не нужно учить тестировать гипотезы или проводить UX-исследования.
1. Инструменты исследования и визуализации
- Google Analytics 4. Уверенное владение, включая настройку событий и целей;
- Mixpanel или Amplitude. Работа с более сложными инструментами для анализа событий и воронок;
- SQL. В ряде случаев Middle-дизайнер пользуется базами данных, чтобы вычленять и классифицировать большие массивы информации. Владеет на начальном уровне;
- UserTesting, Lookback или UsabilityHub. Нужны для проведения и анализа сложных юзабилити-тестов;
- A/B-тестирование. Использование инструментов вроде Google Optimize или Optimizely помогает автоматизировать подобного рода тесты.
2. Инструменты для создания графики, макетов и визуализации
- Идеальное владение Figma, включая инструменты auto layout, constrains и UI-киты;
- Уверенный пользователь продуктов Adobe, включая Photoshop и Illustrator;
- Базовое знание 3D-анимации и моушн-дизайна;
- html/CSS — инструменты верстки макетов в вебе;
- Power BI, Tableau или Google Data Studio — уверенное владение, включая создание интерактивных дашбордов и многоуровневых отчетов.
3. Инструменты для взаимодействия с командами
- Miro или Mural. Используются миддлом для создания карт эмпатии, пользовательских путей и кросс-функционального взаимодействия;
- JIRA или Asana. Нужны миддлу, чтобы участвовать в Agile-процессах и работать с поставленными задачами.
Что умеет Senior
Старший дизайнер-аналитик помимо разницы в софт скиллах также серьезно прокачан во владении аналитическими инструментами. В частности, для него важно владение Big Data, то есть отчасти функции Data-аналитика.
1. Продвинутые аналитические инструменты
- Google Analytics 4 или Adobe Analytics. Владение на экспертном уровне, включая оптимизацию сложных пользовательских сегментов и отчетов;
- BigQuery. Использование для работы с большими объемами данных и создания кастомных запросов;
- Python (библиотеки pandas, NumPy). Нужны для углубленного анализа данных и автоматизации процессов.
2. Инструменты для исследований и тестирования
- Advanced A/B Testing Platforms. Для сениора характерно использование таких программ, как Optimizely, VWO или AB Tasty для масштабных тестирований;
- Custom Research Tools. Использование продвинутых методов исследований, включая когортный анализ и пользовательские интервью на высоком уровне.
3. Инструменты для визуализации данных
- Tableau или Power BI. Экспертный уровень, подразумевающий создание сложных дашбордов, которые помогают принимать стратегические решения;
- D3.js. Библиотека JavaScript для создания кастомных визуализаций, если это требуется.
4. Инструменты для взаимодействия с командами и управления проектами
- Confluence, JIRA, Asana. Активная настройка и управление проектами и разработка стратегий совместно с другими отделами;
- Miro, Figma. Для продвинутого кросс-функционального взаимодействия и лидерства в процессе дизайна.
Дорожная карта навыков UX/UI-дизайнера в 2024 году
Для тех, кто твердо решил выучиться на UX/UI-дизайнера в 2024 году, потребуется внятный план действий, а точнее roadmap с последовательностью скиллов, которые нужно будет прокачивать. Это поможет не распылять усилия и эффективнее прогрессировать в профессии. Итак, roadmap для UX/UI-дизайнера, если вы совсем не имеете опыта в дизайнерской сфере, может выглядеть следующим образом:
Шаг 1. Определиться с направлением
Считайте это нулевым уровнем, на котором дозволено попробовать и другие направления, такие как веб, графический дизайн, моушн и т.п. Возможно, они заинтересуют вас больше, чем UX/UI, и тогда будет больше мотивации учиться и прогрессировать.
Шаг 2. Освоить базу дизайна
Собственно говоря, без скучных базовых знаний в дизайнерском деле невозможно будет работать не только в UX/UI, но и в любом другом направлении. Вам предстоит освоить типографику, основы композиции, цветоведение (колористику) — одним словом, всю теоретическую основу. Именно она впоследствии даст необходимый старт для дальнейшего прогресса и позволит выделяться на фоне остальных джунов.
Шаг 3. Освоить базовые инструменты
Среди перечня обязательных условий для любых Junior: отлично владеть Figma. Это действительно базовый инструмент для UX/UI-дизайнера. Однако у нее есть свои недостатки, например, ограниченный функционал при работе с векторной и растровой графикой. Поэтому к знанию Фигмы следует прибавить ещё владение Adobe Photoshop и Illustarator.
Как альтернативу Figma можно также добавить Sketch. В глазах заказчиков или потенциальных работодателей это будет несомненным плюсом, так как дизайнер, владеющий не одним, а двумя базовыми инструментами, значительно ценнее. Разумеется, не стоит учить их одновременно: лучше сначала разобраться с одним, а затем освоить второй в качестве дополнения, разобравшись хотя бы с базовыми функциями
Ещё одним плюсом будет владение AfterEffects, позволяющего работать с анимацией. Для UX/UI-дизайнера это ценный навык, так как помогает отрисовывать интерактивные элементы и позволит делать вам прототипы, практически неотличимые от реального мобильного или веб-приложения. За AfterEffects следует браться во вторую очередь, после того, как вы в достаточной степени овладеете Figma и графическими редакторами.
Шаг 4. Изучить UX
Этот этап, пожалуй, наиболее ответственный и сложный, поскольку UI/UX-дизайнеру платят не за макеты, а за интерфейсы, которые работают и решают задачи пользователя. Поэтому здесь важно научиться работать с метриками и строить гипотезы. Начать стоит с инструментария для UX-исследований:
- Hotjar, Google Analytics. С их помощью можно изучать поведение пользователей в динамике;
- Maze, Lookback. Они необходимы для тестов юзабилити, интервью и опросов.
Практика UX-исследований включает в себя следующие навыки:
-
Интервью пользователей. Проведение информативных интервью для выявления болей и потребностей пользователей;
-
Тестирование прототипов. Анализ фидбека пользователей на основе тестирования прототипов;
-
A/B-тестирование (сплит-тестирование). Методика тестирования разных вариантов одного элемента для понимания того, какой из них лучше работает и улучшает целевые показатели.
Шаг 5. Понять дизайн-процесс
Дизайн-процесс — это основа работы любого дизайнера, алгоритм создания готового продукта. Очень важно с самого начала усвоить правильный порядок действий, чтобы не распылять усилия и не устраивать производственный хаос. Иными словами, вы должны выработать в себе особое дизайнерское мышление, а также понимание целевой аудитории (на кого рассчитан продукт и какие задачи решает).
Ключевым скиллом на этом этапе будет владение User Journey Map и Customer Journey Map, то есть построение путей взаимодействия пользователей с продуктом, которое помогает выявлять проблемные места.
Шаг 5. Составить портфолио
Как только вы научитесь создавать прототипы, самое время обзавестись портфолио. Сервисов для них великое множество, но наиболее популярны только два: Дриббл и Behance. Разница между ними тоже есть:
-
На Дриббл чаще выкладывают работы по UI-составляющей, то есть интерфейс, где можно оценить стилистику, цвета и общую идею.
-
Behance позволяет создавать длинные лонгриды, где можно продемонстрировать, как вы анализировали конкурентов, продумывали концепцию, какую использовал палитру цветов, подбирали типографику и т.п. Иными словами, здесь вы в полной мере можете описать UX-компонент работы.
Иными словами, для портфолио лучше завести аккаунты на обоих ресурсах, но старайтесь не смешивать компоненты.
Шаг 5. Создать резюме
Для дизайнера без опыта это довольно проблематичный этап, однако, есть масса готовых шаблонов резюме в открытом доступе, которые можно использовать. Главное при написании резюме придерживаться одного правила: только конкретная информация о себе и своих навыках, без воды и приукрашиваний. Перечислите инструменты, которыми вы владеете, приложите ссылки на портфолио, укажите, в каких проектах участвовали (даже если они учебные).
Важно также рассылать резюме во все компании, какие только вы сможете найти, и не бойтесь отказов: вы начинающий дизайнер, у вас нет опыта, а конкуренция на рынке просто бешеная. Не обязательно искать работу в офисе: жителям провинции лучше вообще сосредоточиться только на фрилансе или удаленке. Беритесь за любые проекты, даже если они вам не интересны или не совсем подходят вашей специализации. Главное, нарабатывать практический опыт и сохранять мотивацию учиться дальше.
Итог
Карьерный рост UX/UI-дизайнера от джуна до Senior значительно зависит от того, насколько он готов прогрессировать в управленческих и аналитических навыках. Освоить инструменты верстки и визуализации не так уж сложно — на это от силы уйдет полтора года. Платят UX/UI-дизайнеру именно за грамотную аналитику поведения пользователей, продумывать наперед их действия, учитывая их в будущем дизайне. Поэтому наиболее оптимальный путь сделать карьеру в UX/UI-дизайне — плавно переходить от навыков визуализатора к навыкам аналитика и управленца.
Источник: Figma;Freepik/storyset